Web Дизайн. Уроки фотошопа, photoshop. Статьи о дизайне. Как создать сайт. Обучение дизайну. Фото. Гламурные галереи
Веб дизайн


Дизайн Форум


Про дизайн и web дизайн




Главная     Галереи Дизайна (29)




  Статьи о дизайне





  Галереи дизайна

Промышленный дизайн, графический дизайн, гламурные картинки, иконки, аватары.

  Помощь Дизайнеру!

Советы по дизайну. Философия, психология и трудовые будни дизайнера.



  Шрифт. Искусство шрифта






Шрифт, Искусство шрифта Шрифт, Искусство шрифта

Кому не доводилось с восхищением наблюдать за работой художника, как из под его руки появлялись красивые буквы. Так хочется оказаться на его месте, но первые практические попытки, как правило, охлаждают пыл. Все получается криво, неаккуратно, краска ложиться неровными пятнами, расплывается. В чем же дело?

Обычно ощибки происходят из-за незнания простейших закономерностей и приемов шрифтовой работы.

Древнейший русский шрифт - устав. Им написаны самые ранние памятники письменности, в том числе Остромирово евангелие (1056-57). Это стиль медленного, спокойного письма, естественный в то время, когда потребность в книгах была еще невелика и переписывались они в монастырях. Буквы здесь тяжелы и угловаты, расставлены редко, просторно.
Шрифт, Искусство шрифта

В XIV веке возникает полуустав. В это время возрастает потребность в книгах. Теперь их переписывают профессиональные писцы. Шрифт преобретает быстроту и размашистость, буквы становятся мельче, они заметно упрощаются.

Дальнейшее развитие письма привело к возникновению скорописи, которая встречалась сначала в документах, письмах, а позднее в книгах. Великолепного мастерства достигла она в xVII веке - это подлинное каллиграфическое искусство. В середине XVI века появились книги, набранные первым русским типографским шрифтом, который воспроизводил наиболее распространенный шрифт рукописных книг того времени - полуустав.

Создание нового, гражданского шрифта явилось одним из важнейших мероприятий Петровской эпохи. Новый шрифт был четок, округл, светел, ясен и рационален. Деловитость в нем явно преобладала по сравнению со старомодным декоративным полууставом.

Своеобразно развивается шрифт в XX веке, особенно начиная с 20-х годов, когда отчетливо определилось стремление создать новый тип шрифта, соответствующий времени. В центре внимания оказался рубленный, как наиболее созвучный архитектуре и прикладному искусству конструктивистов. Он хорошо отвечал требованиям, которые выдвигали плакат и реклама. Исследователи отдавали ему предпочтение по удобочитаемости. Но понемногу увлечение стало ослабевать. Однообразие и монотонность рубленных шрифтов сыграли в этом не последнюю роль.
Сегодня художники широко используют разнообразие форм созданных за прошлые столетия шрифтов.

Чтобы в дальнейшем были понятны отдельные термины и обозначения, рассмотрим некоторые буквы алфавита и отдельные элементы, из которых они состоят.

Шрифт, Искусство шрифта

Обратите внимание на таблицы шрифтов. При всей непохожести у букв в конструкции много общего. Все они состоят из основных - вертикальных и дополнительных соединительных - горизонтальных и наклонных штрихов. В шрифтах типа антиквы важным элементом являются засечки - короткие горизонтальные и вертикальные линии на концах основных или соединительных штрихов. Пространство, заключенное между основными штрихами, называется внутрибуквенным просветом. Расстояние между соседними буквами - межбуквенным просветом.

В зависимости от отношения между толщинками основного и соединительного штрихов, от наличия и формы засечек шрифты можно разбить на пять основных групп:
  1. Контраст между основным и соединительными штрихами умеренный (1:3). Засечки небольшие с закруглением на углах

  2. Контраст большой (1:5). Засечки длинные и тонкие

  3. Контраст невелик (1:2). Засечки почти прямоугольной формы

  4. Контраст почти отсутствует, засечки напоминают бруски обычно прямоугольной формы (брусковые шрифты)

  5. Контраста почти нет. Засечки отсутствуют (рубленые шрифты)

Буквы алфавита делятся на симметричные и асимметричные.

Симметричные - А Д Ж И Л М Н О П Т Ф Х Ц Ш
Асимметричные открытые вправо - Б В Г Е К Р С Ы Ю
Асимметричные открытые влево - З У Ч Э Я
Полуторные - М Ж Ш Щ Ю Ы
Эти особенности стоит учитывать при разметке слов, строчек для уравновешивания межбуквенных просветов, потому что асимметричные буквы создают в них пустоты.

Важное значение имеет правильный выбор материалов и инструментов, а также последовательность выполнения работы. Следует взять качественную, хорошо проклеенную бумагу. Она не должна иметь царапин, вдавливаний. Желательно сначала проверить как ложатся на неё краски и туш, ворсится ли она при работе резинкой.
Из красок обычно используют гуашь, тушь черную (цветная ложится неровными пятнами), иногда акварель.

Одним из основных инструментов для выполнения рисованных шрифтов являются кисти колонковые и беличьи, как плоские, так и круглые. Также используются плакатные перья, стеклянные трубочки и специально заточенные палочки из твердого дерева. Этими инструментами можно писать не только тушью, но и красками. Но краски не должны быть густыми.







На рабочем месте располагаем: линейку, угольник, заточенные простые карандаши средней твердости (ТМ, Т), небольшие кисти, ручки с перьями, стеклянные трубочки (рейсфедеры), тушь, баночку с водой, тряпку для протирки инструментов, несколько листов бумаги.

Тушь желательно налить в крышечку от флакона или другую небольшую емкость, под которую положите кусок любой бумаги (чтобы не пачкать стол).
На первом листе испытаем инструменты. Каждым из них проведеи всевозможные линии:
прямые - вертикальные, горизонтальные и наклонные
округлые - волнистые, зигзагообразные
Чтобы кисть и перо хорошо набирали краску их вначале нужно сполоснуть в воде и слегка протереть тряпочкой. Также нужно через 10-20 минут работы промывать в воде и начисто протирать инструменты. Тогда они будут давать четкую без помарок линию.
Особой подготовки требуют стеклянные трубочки. Вначале слегка загибают тонкий конец трубки, разогрев его на огне спички. Отверстие при этом может заплавится, после остывания изогнутый конец поточите на мелком бруске или наждачной бумагой, пока трубка не будет продуваться.
Наполняют трубку краской так: широкую часть берут в рот и, опуская тонкий конец в краску, слегка вдыхают в себя, тушь поднимается в трубке. Дав излишкам краски стечь, приступаем к работе. Трубку желательно держать покруче, т.к. в положении, близком к горизонтальному, краска может вытечь. То же может произойти при задерживании трубочки в одной точке.

На другом листе, разметив карандашем строчки высотой 1-2 см. для упражнений перьями "редис" и трубочками и высотой 4-5 см. под плакатное перо тренируемся в написании элементов букв.
Пишем по строчке основных штрихов как с засечками, так и без них, наклонных и округлых деталей букв.
Рука с непривычки быстро устает, поэтому делаем паузы. Иногда от сильного напряжения она начинает дрожать. Не стискивайте слишком сильно перо, расслабьте пальцы. Можно вернуться к первому листу упражнений, порисовать свободно расположенные линии. Это избавит руку от скованности. Первое время при проведении вертикалей мы невольно заваливаем их чуть влево или вправо. Для самопроверки наметьте с помощью угольника несколько вертикальных линий.

Шрифт, Искусство шрифта


Наконец мы можем заняться главной задачей - изучением и написанием букв.
Выберите шрифт попроще. Начните с букв, сходных по начертаниям: Г Е Н П Т Ц Ш Щ. Данные знаки состоят из прямых основных и соединительных штрихов. Разметьте каждую букву. Обратите внимание, что дополнительные штрихи у Н и Е расположены несколько выше середины. Старательно не торопясь пропишите их инструментом, которым владеете увереннее. Это вовсе не исключает использование других инструментов. Где необходимо в ход идут и стеклянные рейсфедеры, и разной ширины плакатные перья.
Для заправки углов и засечек используем тонкие кисти, обычные ученические или чертежные перья.
Затем разметьте остальные буквы, наращивая степень сложности. Напишите знаки с преобладанием наклонных элементов - А Д Л У М Х И Ж К, потом с полукруглыми элементами - Б В З Р Ф Ч Я, завершите буквами округлого начертания - О С Э.

Закончив, внимательно осмотрите сделанное, проанализируйте ошибки, где нужно белилами, лезвием или острым ножом уберите затеки краски, другие помарки. Хорошо если вы изучите несколько разновидностей шрифтов и потренируетесь в их написании.

Конечно для успешной работы требуется определенный навык, практический опыт. Поэтому начинающему шрифтовику не следует отчаиваться в случае неудачи :)

Последовательность прокладки линий крупных букв рубленного шрифта

Указана последовательность прокладки линий рубленого шрифта пером, кистью или трубкой. Одним движением стеклянной трубки редко удается проложить ровную, правильную линию. Поэтому надпись, сделанную трубкой, приходится поправлять кистью, а иногда и подчистить. Несмотря на это, работа трубкой имеет большое преимущество: трубку или перо можно вести, почти не отрывая от бумаги, что значительно экономит рабочее время. При известном навыке можно вычерчивать одним приемом также полукружия и наклонные линии букв.

Разметка шрифта при работе трубкой упрощается: в данном случае достаточно будет провести две горизонтальные линии, ограничивающие высоту букв, и поставить точки на верхней горизонтали, указывающие ширину букв, промежутки между ними и расстояние между словами.
Как писать шрифт


Техника выполнения рубленного шрифта универсальным плакатным пером
Последовательность прокладки линий крупных букв рубленного шрифта
техника шрифта

Шрифт, выполненный ширококонечным пером
Стрелки - направление штрихов. Цифры - последовательность
шрифт, каллиграфия
 Не останавливайся, читай дальше:
История шрифта
Газетный дизайн
Графический дизайн
Буквица










  Rambler's Top100  


Web дизайн и создание сайтов       Пользовательское соглашение

Карта сайта      Наверх