Web Дизайн. Уроки фотошопа, photoshop. Статьи о дизайне. Как создать сайт. Обучение дизайну. Фото. Гламурные галереи
Веб дизайн


Дизайн Форум


Про дизайн и web дизайн




Главная     Галереи Дизайна (29)




  Статьи о дизайне





  Галереи дизайна

Промышленный дизайн, графический дизайн, гламурные картинки, иконки, аватары.

  Помощь Дизайнеру!

Советы по дизайну. Философия, психология и трудовые будни дизайнера.



  Что такое Иллюстрация





Иллюстрация (от лат. illustratio - освещение), пояснение словесной информации наглядными примерами, изображениями, а также область изобразительного искусства, составная часть искусства книги.

Иллюстрация Иллюстрация Иллюстрация

История иллюстрации

В средневековых рукописных книгах иллюстрации выполнялись в технике миниатюрной живописи пером, красками, золотом. В процессе развития рукописной книги книжная миниатюра стала изысканным по технике самостоятельным видом искусства, оказавшим значительное влияние на становление ранних форм станковой живописи. Позднее в западноевропейской рукописной книге вводятся миниатюры портретного, жанрового характера, иногда не связанные непосредственно с текстом книги (например, сцены поднесения книги заказчику, сцены времен года). С изобретением книгопечатания иллюстрация входит в новый этап своего развития. В 15 веке в Германии появляются блочные книги, в которых текст и иллюстрации вырезаются на одной доске, иногда текст к такой книге вписывается от руки. В 1460-е годы гравированные на дереве иллюстрации, стали включаться в печатную наборную книгу, при этом иллюстрации часто раскрашиваются от руки.

В эпоху Возрождения иллюстрация часто занимает равнозначное значение с текстом: страница гравюры нередко чередуется со страницей набора. Так был издан Апокалипсис с гравюрами на дереве А. Дюрера в 1498. В некоторых изданиях конца 15 века используются условные иллюстрации, когда изображения абстрактного города или человека выдаются за конкретные городские виды или портреты. В целом для иллюстраций эпохи Возрождения характерны четкость композиций, простота и условность образных решений, использование аллегорий и эмблематики.

В 17 веке использование усложненной техники гравюры на меди, применение крупных форматов обусловили отрыв иллюстраций от текста, в ряде случаев иллюстрации публиковались без текста (иллюстрации к Библии голландского издателя Пискатора).
В 18 веке интенсивно используется иллюстрация, гравированная на меди, обычно небольшого формата (Ш. Эйзен во Франции, Д. Н. Ходовецкий в Германии). В научных и учебно-популярных изданиях развивается специфический вид научной иллюстрации, блестящие образцы которой создал Т. Бьюик - изобретатель и выдающийся мастер торцовой гравюры на дереве. В 19 веке искусство иллюстрации пережило свой расцвет. Иллюстрации к произведениям наиболее популярных авторов издавались отдельно, в виде тетрадей или альбомов. К концу 19 века почти все техники репродуцирования иллюстраций оказались вытесненными различными видами фотомеханической печати (цинкографией, автотипией).

В первые десятилетия 20 века в противовес стилю модерн (виднейшими мастерами которого были О. Бердсли, И. Я. Билибин) выдвигается движение новая типография, вообще отрицавшее целесообразность иллюстрации и ставившее задачу создания визуальной системы книги чисто типографскими приемами. Однако в современном искусстве книги иллюстрация продолжает занимать видное место. Иллюстративные работы Р. Дюфи, А. Матисса, П. Пикассо, Ф. Мазереля, Х. Эрни, Р. Гуттузо, В. А Фаворского, Д. Бисти стали выдающимся достижением культуры 20 века.

Юмор в иллюстрации.

Книжная, журнальная и газетная иллюстрация была бы бедна без вклада художников-юмористов. Иногда это происходило естественно, когда мастер карикатуры популярен и ему заказывают оформить произведение его любимого писателя сатирика, в других случаях это происходило искусственно, когда по политическим причинам сатирические и юмористические журналы закрывались или подвергались жесткой цензуре (как в 1830-1840-е и в 1930-е годы). Тогда карикатурист, лишенный возможности печататься, брался за книжную иллюстрацию, делал рисунки для научных изданий. Когда же художник со своей неповторимой графической манерой и специфическим взглядом на жизнь берется за литературное произведение, это дает неожиданный эффект (вспомним Ж.-И.Гранвиля и Г.Доре).

В 1910 г. в "Известиях книжных магазинов" М. О. Вольфа появилась статья "Корней Чуковский как критик-карикатурист", проиллюстрированная шаржами на героя. Имея выигрышную для шаржирования внешность, писатель неизменно становился "добычей" карикатуристов Любимова, Ре-Ми, В. Маяковского, Ю. Анненкова, С. Чехонина. В виде карикатур на себя Чуковский попал в свои же книги: "Телефон" (К. Рудаков), "Муркина книга", 1924 (художник В. Конашевич). Поэтические сатиры Маяковского иллюстрировал в "Новом Сатириконе" А.Радаков, на книгах Н.Тэффи ("Юмористические рассказы", 1910) специализировался Ре-Ми, вплоть до революции она была одной из самых популярных писателей-юмористов. В начале 1920-х годов совершенно неожиданно проявился талант юмориста Г.Нарбута ("Украинская азбука", "Басни"), достойного члена группы "Мир искусства" - питомника карикатуристов, заявивших о себе еще в 1905-1906 годы.

В 1950-е годы карикатуристы были призваны на борьбу с "религиозным дурманом" и много сил потратили, иллюстрируя антирелигиозную литературу (А.Логинов "Веселые рассказы из священной истории", Л. Таксиль "Занимательное Евангелие", П. Гольбах "Карманный богословский словарь", Д. Бедный "Как 14 дивизия в рай шла"). Многие карикатуристы успешно оформляли библиотечки юмористических журналов "Сатирикон", "Крокодил", "Чудак", которые знакомили читателей как с шедеврами мировой сатиры, так и с злободневной юмористикой советских авторов.

Продолжая традиции художников-сатириконцев, проиллюстрировавших "Всеобщую историю" еще в 1911 году, взялся за советскую классику (романы И. Ильфа и Е. Петрова) К. Ротов в журнале "30 дней", а позже - Кукрыниксы. Н.Радлов в 1939 г. сделал фантастико-юмористические рисунки к "Волшебнику Изумрудного города" А. Волкова, а Н. Муратов и Б. Ефимов обратились к произведениям М. Е. Салтыкова-Щедрина ("История одного города", "Басни"). В 1941 г. басни И. Крылова замечательно проиллюстрировал Н. Альтман.

1960-1970-е годы дали возможность появиться "новой волне" карикатуристов, они проявили свои способности, иллюстрируя, в частности, научные журналы "Знание - сила" (В. Бахчанян), "Химия и жизнь" (М. Златковский и Г. Басыров). В 1980-1990-е годы вышла серия книг, оформленная москвичами С. Тюниным (Н. Гоголь "Мертвые души", А. Чехов "Рассказы", сочинения Козьмы Пруткова), Л. Тишковым (Л.Кэрролл "Алиса в стране чудес", К. Чапек "Война с саламандрами), В. Дмитрюком (М. Салтыков-Щедрин "История одного города"). Петербуржцы В. Богорад и А. Сергеев проиллюстрировали книгу Саши Черного, а Г. Светозаров - роман-фельетон "Жизнь моя, побудь со мной" М. Жванецкого, печатавшуюся в журнале "Аврора" в начале 1990-х годов. Через год его книгу "Год за два" оформил художник Б. Петрушанский.









  Rambler's Top100  


Web дизайн и создание сайтов       Пользовательское соглашение

Карта сайта      Наверх