Web Дизайн. Уроки фотошопа, photoshop. Статьи о дизайне. Как создать сайт. Обучение дизайну. Фото. Гламурные галереи
Веб дизайн


Дизайн Форум


Про дизайн и web дизайн




Главная     Галереи Дизайна (29)




  Статьи о дизайне





  Галереи дизайна

Промышленный дизайн, графический дизайн, гламурные картинки, иконки, аватары.

  Помощь Дизайнеру!

Советы по дизайну. Философия, психология и трудовые будни дизайнера.



  Что такое Шарж





"Шарж - это не просто плохо нарисованный портрет с длинным носом. Это сумма знаний о человеке, предмете, явлении, выраженная в их отрицательных качествах через нарушение пропорций так, чтобы в конечном счете постройка рисунка была стройна и гармонична в своих искажениях. Композиция для шаржа и карикатуры обязательна". (Д. Моор).

Д. Моор был блестящим рисовальщиком и автором многочисленных шаржей. Он считал, что шарж - это обнаружение главного, клеймо популярности. Шарж сродни эпиграмме, пародии: эпиграммой увлекались многие русские литераторы, а художники рисовали шаржи, впрочем, бывало и наоборот.

Шарж Шарж Шарж


Термин "шарж" - от французского слова "charger" - преувеличивать, изображать кого или что-либо при соблюдении внешнего сходства, но подчеркивая или преувеличивая наиболее характерные черты.

Шарж как самостоятельный жанр самоопределился в середине XIX в., когда появились "люди-головастики". Считалось смешным, если художник соединял большую голову и маленькое туловище. Талант О.Домье поднял шарж на качественно новый уровень, он стал явлением искусства, ибо смог показать многие, тщательно скрываемые, стороны натуры человека, вообще и политика, в частности, хитрость, злоба, глупость, жадность, беспринципность (серия "Карикатюрана", "Люди юстиции" и другие). Эти сатирические литографии из группы "злых" шаржей, когда художник пытается разоблачить дурное и заклеймить порок. Политический шарж в принципе не может быть "добрым", ибо этих деятелей всегда есть за что критиковать. Если дружеским шаржем можно "погладить по головке" человека из мира искусства, то политик "всегда не прав" и его деяния всегда заслуживают осмеяния для пользы - общества и его собственной карьеры.

Качество и форма политического шаржа менялись с развитием графического искусства вообще и полиграфического, в частности. Сейчас политический шарж - обязательный элемент первых полос крупнейших газет, украшение журналов.

Накал политического шаржа происходит в годы кризисов или войн, но тогда он высмеивает чаще противника, делая акцент не на его "человеческом" лице, а на лице "политическом" - это, конечно, в первую очередь президенты, главы парламентов, министры иностранных дел, т. е. люди, олицетворяющие политику. Перечислять их не имеет смысла, они меняются, появляясь зачастую, лишь для того, чтобы карикатуристы не сидели без работы. Так, в 1990-е годы периодическую печать многих стран мира заполонили политические персонажи серии "Кто есть кто" американца Лури. Лишь некоторые из них, действительно, великие люди, которые останутся в памяти народов - в том числе и в образах, созданных карикатуристами.

Жанр шаржа требует большого художественного и жизненного опыта. Если шарж предназначен для широкой публики, то объект должен быть всем известен. Это политические деятели или мастера культуры. Их рисовать легче еще потому, что суть их деятельности - творчество.

Шарж чаще всего вовсе не осмеивает, а освещает героя доброй улыбкой, делает известного человека ближе простым людям.

В российской альбомной графике 1830-х годов выделялись рисунки П. Челищева. "Сходство, манеры, поза - все было так мастерски схвачено, что каждый тотчас узнавал себя". Интересно и то, что художник в своих работах никогда не искажал лицо. Любили рисовать друг на друга шаржи лицеисты, особенно отличался П. Яковлев, оставивший потомкам карикатурные образы А. Пушкина, К. Кюхельбекера и других.

Представители великой русской литературы XIX века отразились в полной мере в кривом зеркале шаржа точно так же, как и деятели Серебряного века. Художники группы "Мир искусства" С. Чехонин, М. Добужинский, Ю. Анненков и другие внесли свой вклад в искусство политического шаржа, создав незабываемые образы царя и его министров. После разгрома неудавшейся революции 1905-1906 гг. "сатира на лица" сошла на нет, усилия переключились на литераторов, артистов, художников. Серия "История русской литературы" была напечатана Ре-Ми в "Сатириконе" в 1908 году. Ее герои: Л. Андреев, С. Городецкий, М. Кузмин, П. Боборыкин. М. Арцибашев и другие.

Московских художников, участников знаменитых "Сред", которые просуществовали тридцать пять лет благодаря стараниям В. Шмаровина, "увековечили" в шаржах Н. Клодт и Д. Моор. Петербуржцы же оказались персонажами оригинальной "Азбуки" "Мира искусства" в виде юмористических акварелей с эпиграммами, созданной М. Добужинским.

Образцы профессионального шаржа дали художники-завсегдатаи кабаре "Бродячая собака" и "Приют комедиантов" в Петербурге, а также создатели уникального альманаха "Чукоккала", который начал свою 55-летнюю жизнь в 1914 году.








  Rambler's Top100  


Web дизайн и создание сайтов       Пользовательское соглашение

Карта сайта      Наверх