Web Дизайн. Уроки фотошопа, photoshop. Статьи о дизайне. Как создать сайт. Обучение дизайну. Фото. Гламурные галереи
Веб дизайн


Дизайн Форум


Про дизайн и web дизайн




Главная     Галереи Дизайна (29)




  Статьи о дизайне





  Галереи дизайна

Промышленный дизайн, графический дизайн, гламурные картинки, иконки, аватары.

  Помощь Дизайнеру!

Советы по дизайну. Философия, психология и трудовые будни дизайнера.



  Словарь дизайн терминов, часть 2





В словаре 240 терминов.

Термины (А-Д)    Термины (Е-И)    Термины (К-О)    Термины (П-У)    Термины (Ф-Ш)    Термины (Щ-Я)

АБРИС (нем. Adriss - очерк, чертеж) - в изобразительном искусстве: линейный (контурный) рисунок вспомогательного характера, выполняемый при калькировании , например, в процессе работы художника над цветной литографией. В широком и менее точном значении термин
АБРИС совпадает по смыслу с понятием контура.

АБСТРАКТНОЕ ИСКУССТВО, абстракционизм (от лат. Abstractio - отвлечение). Одно из наиболее распространенных направлений в современном искусстве. Для него характерны отказ от изображения реальной действительности, предметов, человека, ликвидация художественной образности. Абстрактное искусство приходит к разрушению формы, отрицает рисунок, композицию, превращает картину в беспорядочное нагромождение пятен (отсюда ташизм, от франц. Tache - пятно) или линий. Скульптурные изображения подменяются хаосом случайно взятых предметов (гвозди, проволока и т.д.)

АВАНГАРД, авангардизм - стремление порвать с реалистическим искусством, создать нечто противоречащее установившимся нормам художественного вкуса и эстетическим понятиям. Модернистские установки - отрицание культурного наследия, преувеличение роли субъективного начала и формы в искусстве. Первым последовательно модернистским художественным направлением был кубизм, заменивший принцип познания действительности средствами искусства формальным экспериментаторством.

АВАНГАРДИЗМ (авангард), совокупное наименование художественных тенденций, более радикальных, чем модернизм. Их ранний рубеж в изобразительном искусстве 1910-х гг. обозначен фовизмом и кубизмом. Соотношение авангардистского искусства с предшествовавшими стилями, с традиционализмом как таковым было особенно резким и полемичным. Приведя к мощному обновлению всего художественного языка, авангардизм придал особую масштабность утопическим надеждам на возможность переустройства общества посредством искусства, тем более, что его расцвет совпал с волной войн и революций. Во второй половине 20 в. его основные принципы подверглись резкой критике в постмодернизме.

Аккаунт - это совокупность логина, пароля и пользовательских настроек на каком-либо ресурсе, плюс та информация, которую пользователь указал в качестве своих персональных данных (адрес электронной почты, возраст, часовой пояс проживания и т.д.).

Аттестат - иерархическая система, принятая в WebMoney. Чем выше уровень аттестата пользователя, тем большими возможностями по отношению к операциям с данным видом электронных денег он обладает.

АВТОЛИТОГРАФИЯ (от греч. Autos - сам, lithos - камень и graphO - пишу, рисую). Один из способов исполнения художественной литографии, при котором художник работает непосредственно на самом камне, и произведение графики, исполненное этим способом, называется автолитографией.

АВТОПОРТРЕТ (от греческого autos - сам). Изображение художника, выполненное им самим. Особая разновидность портретного жанра.

АКАДЕМИЗМ - оценочный термин, относимый к тем направлениям в искусстве, представители которых целиком ориентируются на установленные художественные авторитеты, полагают прогресс современного искусства не в живой связи с жизнью, а в наибольшем приближении его к идеалам и формам искусства прошлых эпох, и отстаивают абсолютные, не зависящие от места и времени, нормы прекрасного. Исторически академизм связан с деятельностью художественных учебных заведений - академий, воспитывавших молодых художников в духе нерассуждающего следования образцам искусства античности (см.) и итальянского Возрождения. Зародившись впервые в Болонской академии XVI в., эта тенденция получила широкое развитие в академиях последующего времени; она была свойственна и русской Академии художеств XIX в., что и вызвало борьбу с А. передовых художников-реалистов.

АКВАРЕЛЬ (франц. Aquarelle; от лат. Aqua - вода). "Водяные краски", красочный материал, предназначенный для акварельной живописи. Отличительное свойство акварельных красок - чрезвычайно тонкая растирка пигмента и большой процент клеящих веществ в качестве связующего (которым служит растительный клей с примесью меда, сахара, глицерина). Акварелью называется также техника живописи акварельными красками. Акварель обычно исполняют на бумаге круглыми волосяными кистями, растворяя краски водою. Важнейшее свойство акварельной живописи - прозрачность и мягкость тончайшего красочного слоя.

АКСЕССУАР (от франц. Accessoire - побочный, дополнительный. В изобразительном искусстве: предмет второстепенного значения, обычно дополняющий характеристику центрального образа и небезразличный для выражения замысла в целом. В портрете, например, аксессуаром можно назвать каждую из связанных с человеком деталей обстановки или костюма.

АЛЛЕГОРИЯ (греч. allegoria - иносказание), изображение отвлеченной идеи (понятия) посредством образа. Смысл аллегории, в отличие от многозначного символа, однозначен и отделен от образа; связь между значением и образом устанавливается по сходству (лев - сила, власть или царственность). Как троп аллегория используется в баснях, притчах, моралите; в изобразительных искусствах выражается определенными атрибутами (правосудие - женщина с весами). Наиболее характерна для средневекового искусства, Возрождения, маньеризма, барокко, классицизма.

АМПИР (от франц. Empire - империя ) - см. Классицизм.








АНАМОРФОЗА (греч. аna - на, сверх и morfe - форма), эффект наложения одного изобразительного мотива на другой, их зрительного слияния, напр., морской волны и рисунка камня, человеческого тела и древесного ствола. Характерен как для природы, так и для искусства (был особенно популярен в маньеризме и сюрреализме).

АНИМАЛИСТИЧЕСКИЙ ЖАНР (от лат. Animal - животное) - жанровая разновидность изобразительного искусства, посвященная изображению животных. Художника, который специализировался в данной области, называют анималистом. Выдающимися анималистами были художники XVII-XX веков А. Кейп, П. Поттер, Р. Бонeр, А. Бари, Н.Е. Сверчков, А.С. Степанов, Е.А. Лансере и др.

АНТИЧНОЕ ИСКУССТВО (лат. Antiguus - древний). Искусство высокоразвитых рабовладельческих обществ Средиземноморья и Передней Азии в I тысячелетии до н.э. (Греция и эллинистические государства, Римская империя). Античное искусство прошло в своем развитии следующие этапы: 1) архаика; 2) классика; 3) эллинизм; 4) римское искусство, которое, в свою очередь, разделялось на несколько стадий, начиная от искусства республиканского Рима до эпохи кризиса Римской империи. Самым плодотворным периодом античного искусства и, вместе с тем, наиболее характерным выражением его основных тенденций был период греческой классики (V-IV вв. до н.э.), когда основной политической формой общества был демократический рабовладельческий полис - город-государство, управляемый коллективом свободных граждан.

АНТРОПОМЕТРИЯ, антропометрии, мн. нет, ж. (от греч. anthropos - человек и metron - мера) (науч.). Отрасль науки, занимающаяся измерениями человеческого тела и его частей, имеющая практическое применение в судебно-следственном процессе.

АНТРОПОМЕТРИЧЕСКИЙ, антропометрическая, антропометрическое (науч.). Прил. к антропометрия.

АРКА - (ит. arko), архитектурное криволинейное перекрытие проемов в стене (ворот, окон, дверей) или пролетов между двумя опорами, напр., между колоннами, устоями моста.

АТРИБУТ (от лат. Attributum - свойство, принадлежность). В области искусства это постоянный отличительный признак того или иного героя художественного произведения - неизменно связываемый с ним предмет, внешнее свойство или действие. Чаще всего атрибуты применялись в произведениях на мифологические и религиозные темы (например, Нептун обычно изображался с трезубцем, св. Цецилия - за органом и пр.). Атрибут оказывается нередко основным средством для определения сюжета подобных произведений. Атрибут - объект или эмблема, ассоциирующаяся с определенным лицом. Широко употребляется в церковном искусстве и в витражах для обозначения святых (например, святая Катерина изображается с таким атрибутом, как колесо, унизанное остриями, которое напоминает о пытках, ею перенесенных).

БАСМА - см. икона.

БАЛЮСТРАДА - (фр. balustrade) - ограждение балконов, лестниц и т.п., состоящее из ряда столбиков (баля-син), объединенных плитой, балкой, перилами.

БОСКЕТ - (фр. bosquet) - маленькая рощица; густые группы деревьев в саду или по его границам, вы-саживаемые в декоративных целях.

БАРЕЛЬЕФ (франц. Bas-relief - низкий рельеф). Разновидность выпуклого рельефа, в котором изображаемые фигуры и предметы выступают над плоскостью изображения не более чем на половину своего объема.

БИСКВИТ
(фр. biskuit). В художественной керамике белый неглазурованный, матовый фарфор (см.), а также изделия из него. Бисквит используется как материал для мелких скульптурных произведений (см. скульптура малых форм), реже - для рельефов на посуде и вазах. Разновидность бисквита, появившаяся в середине XIX века и отличающаяся оттенком желтоватого цвета, называется парианом. См. керамика.

БЛАЗОН
(фр., "blason" - щит) - обозначает устное или письменное описание элементов, составляющих герб. В книге Джона Гуиллима "Описание геральдики" (1610) приводится такое определение: "выражение форм, видов и цветов всех составляющих элементов герба, вместе с пояснением их смысла". Отсюда "блазонри" - искусство изображения и трактовки гербов

БРЕНД (англ. brand - клеймо) дизайн, разработанный для определённого товара в стиле, отличающимся и выделяющий его на рынке сбыта, посредствам упаковки, графических знаков, логотипов и мультимедиа технологий.
Следуя из определения можно выявить очень важный аспект: бренд создаётся с целью разграничения нового продукта, от товаров заменителей. Это основная задача бренда.
Название товара или бренда - это название, с помощью которого, потребитель отличает данный товар или группу товаров от товаров заменителей.
Для названий брендов существуют некоторые правила, следование которым определяет успешность товара на рынке:
1. легкость произношения и запоминаемость
2. индивидуальность
3. говорящее о качестве и предназначении товара
4. cоответствие требованиям регистрации юридической защиты

БРЕНДИНГ- это наука, занимающаяся вопросами создания и продвижения на рынок товара, по средствам креативных, маркетинговых и социальных исследований.

БРЕНД БУК - Положение о фирменном стиле. Этот документ обычно состоит из двух частей:
1. Описание фирменного стиля. В эту часть входит подробное описание предназначения каждого элемента фирменного стиля, рекомендации по их использованию и технические характеристики.
Общие положения о фирменном стиле (определение, цель, предназначение)
Основные стилеобразующие элементы фирменного стиля (художественно-графические стилеобразующие элементы, слоган)
2. Использование фирменного стиля. В эту часть входит подробное графическое исполнение всех пунктов фирменного стиля компании с полным описанием композиционного построения и назначением для каждого пункта модульной сетки построения.
Художественно-графические стилеобразующие элементы
Оформление атрибутов деловой деятельности компании
Оформление наружной, теле- и радиорекламы
Оформление инфраструктурных объектов
Брэнд-бук (Положение о фирменном стиле) может существовать в электронном и печатном вариантах и предназначено стать практическим пособием для лиц, фирм и подразделений компании, способствующих созданию эффективного и позитивного имиджа компании.

WebMoney - платежная система, которая очень популярна на территории России и стран СНГ. Имеет несколько уровней пользователей, то есть выдает им различные аттестаты, которые позволяют пользователям осуществлять более расширенный список операций с электронными деньгами, чем это возможно для пользователя-новичка.

WMID - персональный идентификатор WebMoney. Состоит из 12 цифр. В рамках данного идентификатора пользователь может создать несколько электронных кошельков. Аттестат, выдаваемый WebMoney, привязывается именно к данному идентификатору.

Веб-дизайн - совокупность идей, методов и инструментов, которые в конце концов приводят к появлению веб-сайта.

Веб-программирование - программная составляющая веб-дизайна.

ВХУТЕМАС , Высшие Государственные художественно-технические мастерские (произн.: "Вхутэмас") - наименование московского художественного вуза в период с 1920/21 по 1926/27 учебный год. ВХУТЕМАС образовался путем слияния Первый государственных свободных художественных мастерских со Вторыми (см. Государственные свободные художественные мастерские), т.е. бывшего Строгановского училища с бывшим Училищем живописи, ваяния и зодчества. ВХУТЕМАС включал факультеты: живописный, полиграфический, скульптурный, архитектурный, текстильный, керамический, деревообделочный и металлообрабатывающий. Программы ВХУТЕМАСа были разработаны формалистическим "Институтом художественной культуры", решительно отрицавшем идейно-образную сущность искусства. К концу 1921- началу 1922 г. на живописном факультете появились реалистические мастерские А.Е. Архипова, Д.Н. Кардовского и класс анатомического рисования Д.А. Щербиновского. В 1926/27 учебном году ВХУТЕМАС был переименован во ВХУТЕИН (Высший государственный художественно-технический институт). Вхутемасом назывался также ленинградский художественный вуз (бывш. Академия художеств) в период с 1923 по 1925 гг.

ВЫСТАВКА ХУДОЖЕСТВЕННАЯ - временный (в отличие от музейной экспозиции) публичный показ художественных произведений. Выставки художественные могут быть всемирными (когда участвуют все страны), международными (экспонентами которых являются некоторые государства), всероссийскими, областными, местными. Таврическая выставка состоялась в 1905 году в Таврическом дворце (отсюда название) в пользу вдов и сирот моряков, погибших в русско-японской войне. Впервые были широко представлены художники XVIII века, многие имена были выведены из заве6ния, в том числе Рокотов.

ГАММА ЦВЕТОВАЯ - в изобразительном искусстве наименование внешних цветовых особенностей колорита (см.), характеристика "оптической" закономерности, которая объединяет основные цветовые оттенки произведения. Как правило, этот термин сопровождается обычными для цвета определениями (так как цветовую гамму называют теплой, горячей, холодной, яркой, блеклой, светлой и т.д.)

ГЕОМЕТРИЧЕСКАЯ АБСТРАКЦИЯ, один из видов абстрактного искусства, предпочитающий композиции, в основе которых - строгая ритмика геометрических или (в скульптуре) стереометрических фигур. Ее ранние варианты (отчасти орфизм Р. Делоне и Ф. Купки, а также супрематизм К. С. Малевича и неопластицизм П. Мондриана) сочетают рационализм с романтикой, тяготея к построению "абсолютных" красочно-графических монументальных символов, выражающих мистические законы космоса. В то же время геометрическая абстракция впитала в себя и технократический пафос конструктивизма. Во второй половине 20 в. в таких течениях, как оп-арт и постживописная абстракция, геометрическая абстракция сохраняет свой "рационалистический мистицизм", еще теснее сближаясь с многообразной динамикой современной жизни.

ГЕРБ - геральдическое изображение, включающее в себя, как правило, такие атрибуты, как шлем и крест. Происхождение словосочетания "coat of arms" (герб) в английском языке связано с историческими событиями: средневековые рыцари носили одеяние, которое, защищая от палящих лучей солнца, одновременно содержало эмблему и цвета, которые принадлежали роду их владельца. Одеяние покрывало и оружие ("coat о farms" - одеяние оружия). Отсюда же происходит и английское слово "turncoat" (дословно, "повернуть одеяние"), означающее измену своей партии, принципам или отказ от верности. Поначалу слово относилось к тем, кто намеренно прикрывал изображение своей эмблемы.

ГЛАЗУРЬ (нем. glasur). В технологии художественной керамики (см.) тонкий стекловидный слой, которым покрывают поверхность керамического изделия в процессе его изготовления. Главное назначение глазури - увеличивая прочность изделия, обогащать его декоративные свойства. Глазурь бывает цветной и бесцветной, прозрачной и кроющей (глухой, опаковой, блестящей, матовой). Особенно богата цветом восстановительная глазурь, которая получается при обжиге с недостатком кислорода, углекислым пламенем. Глазурь теневая наносится на слегка рельефную или гравированную поверхность. Ее назначение - воспроизводить соответствующий рисунок различиями в толщине слоя. Кристаллическая глазурь отличается особым рисунком, напоминающим морозные узоры на стекле. Особый раздел составляют так называемые, "соляные" глазури, получающиеся в результате оплавления глиняной поверхности парами поваренной соли. Соляные глазури отличаются легким, полуматовым блеском и сохраняют все мельчайшие детали скульптурной обработки поверхности; при добавлении в глазурь окиси она теряет свою прозрачность, становится белой и называется в этом случае эмалью. См. также Кракле.

ГОТИКА (от итал. gotico, букв. - готский, от названия германского племени готов), готический стиль, художественный стиль (между сер. 12 и 15-16 вв.), завершивший развитие средневекового искусства в Западной, Центральной и отчасти Восточной Европе. В готике отразились кардинальные изменения в структуре средневекового общества. Ведущим архитектурным типом стал городской собор: каркасная система готической архитектуры (стрельчатые арки опираются на столбы; боковой распор крестовых сводов, выложенных на нервюрах, передается аркбутанами на контрфорсы) позволила создавать небывалые по высоте и обширности интерьеры соборов, прорезать стены огромными окнами с многоцветными витражами. Устремление собора ввысь выражено гигантскими ажурными башнями, стрельчатыми окнами и порталами, изогнутыми статуями, сложным орнаментом. Развивались градостроительство и гражданская архитектура (жилые дома, ратуши, торговые ряды, городские башни с нарядным декором). В скульптуре, витражах, живописных и резных алтарях, миниатюрах, декоративных изделиях символико-аллегорический строй сочетается с новыми духовными устремлениями, лирическими эмоциями; расширяется интерес к реальному миру, природе, богатству переживаний. В 15-16 вв. готику сменяет Возрождение.

ГРАВЮРА (франц. Gravure, от graver - вырезать). В изобразительном искусстве раздел графики, включающий произведения, исполненные посредством печатания с гравированной доски. Отдельное произведение соответствующего раздела графики также называется гравюра. Гравюра называется оригинальной, если она целиком, включая всю обработку доски, исполнена самим художником. Гравер - мастер, занимающийся любой разновидностью гравирования по металлу, стеклу, камню, дереву, линолеуму и пр. Гравюра - это оттиск с доски, на которой вырезан рисунок и покрыт специальной краской. Как же художники создают гравюру? Сначала художник делает рисунок будущего произведения на доске из твёрдого дерева. Затем все места в картине, которые должны быть белого цвета, художник-гравёр углубляет с помощью специальных резцов - штихелей. Места в рисунке, которые должны быть чёрными, художник не трогает. Кроме чёрного и белого цветов в гравюрах есть и различные оттенки серого цвета. Такие места в рисунке художник гравёр как бы заштриховывает штихелем, то есть прорезывает штрихи. От толщины и глубины прорезанных штрихов зависит оттенок серого цвета. Чем глубже вырезана линия, тем темнее она будет. Когда весь рисунок вырезан, на него валиком наносят специальную краску, затем накладывают лист бумаги и плотно прижимают к доске прессом. Так и получается гравюра. Не смотря на то, что в гравюре используются лишь чёрно-белые тона, рисунки получаются очень выразительными. Художники-гравёры в свих произведениях могут передать и красоту сверкающего на солнце снега, и хмурое, пасмурное небо, и характерные особенности животных и птиц.

ГРАФИКА (франц. Qraphique - линейный, от греч. QraphO - пишу, рисую). Один из видов изобразительного искусства, близкий живописи со стороны содержания и формы, но имеющий свои собственные конкретные задачи и художественные возможности. В отличие от живописи, основным изобразительным средством графики является однотонный рисунок (т.е. световая линия, светотень): роль цвета в ней остается сравнительно ограниченной. Со стороны технических средств графика включает в себя рисунок в собственном смысле слова - во всех его разновидностях. Как правило, произведения графики исполняют на бумаге, изредка применяются и другие материалы (например, шелк или пергамент). В зависимости от назначения и содержания, графика подразделяется на станковую, которая охватывает произведения самостоятельного значения, не требующие для раскрытия своего содержания связи с литературным текстом; книжную и журнально-газетную. Рисунки, сделанные карандашом, тушью или углём - всё это графика. Произведения графического искусства мы видим не только на выставках, но и часто встречаем их в жизни. Рисунки художников в книжках и журналах -это книжная графика. Когда мы поздравляем своих близких с праздником, мы покупаем открытку, наклеиваем марку на конверт. И открытку, и марку, и картинку на конверте нарисовал художник. Это - прикладная или промышленная графика. Красивые картинки на обёртках конфет, пакетах йогурта, сока и разных других товарах - всё это рисовали художники - графики.

ГРАФФИТИ (итал., "graffio" - царапать ) -- впервые слово стало употребляться по отношению к надписям, найденным при раскопках города Помпеи в 1755 году, когда город был расчищен от вулканического пепла, под которым был погребен после извержения Везувия в 79 году н. э.

ГРАФЕМА - письменный символ, используемый для того, чтобы выразить единицу речи - фонему. Примером могут служить 26 букв английского или 32 буквы русского алфавита.

ГРАФОМАНИЯ Болезненное пристрастие к сочинительству.

ГРОТЕСК (франц. grotesque, букв. - причудливый; комичный)
1) орнамент, в котором причудливо, фантастически сочетаются декоративные и изобразительные мотивы (растения, животные, человеческие формы, маски).
2) Вид художественной образности, обобщающий и заостряющий жизненные отношения посредством причудливого и контрастного сочетания реального и фантастического, правдоподобия и карикатуры. Резко смещая формы самой жизни, создает особый художественный мир, который нельзя понимать буквально или расшифровать однозначно, как в аллегории: гротеск устремлен к целостному и многогранному выражению основных, кардинальных проблем человеческой жизни. Издревле присущ художественному мышлению (мифология, произведения Ф. Рабле, Н. В. Гоголя, Ф. Кафки, М. А. Булгакова, Х. Босха, П. Брейгеля, О. Домье, М. Шагала и др.).
"┘ Гротеск - это не прием, не грубо карикатурное, в причудливо-фантастических формах, передразнивание каких-то явлений┘ Это принцип изображения жизни, особый угол зрения при ее восприятии и трактовке. ┘
Один ┘ немецкий эстетик ужасался странностям гротеска, полагая, что они представляют собой бесцельную сумасшедшую игру: "Форма вовлекается в своего рода безумие, и ее твердые очертания расплываются в неистовом вихре. Фигуры животных перемешаны с человеческими, жизнь - с неодушевленной природой, технические предметы выступают как части человеческого тела.""
Гротеск - живописное украшенье, по образцу найденных в римских подземельях, из пестрой смеси людей, животных, растений и пр. В арабесках и моресках нет людей, ни животных, ни живых, ни сказочных. В музыке и мимике гротеском называют все странное, дикообразное и притом забавное.

ГРУНТ (польск qrunt; от нем. Grund - дно, основа). В технологии живописи: тонкий слой специального состава (а также и самый состав), наносимый поверх основы (холста) с целью придать ее поверхности нужные художнику цветовые или фактурные свойства и ограничить чрезмерное впитывание связующего вещества. Грунт бывает клеевым, масляным и эмульсионным.

Доменное имя - страницы в Интернет можно найти по двум параметрам: их доменному имени или IP-адресу. Доменное имя - это буквенно-циферное обозначение сайта (например, http://www.ru.ru), а IP-адрес - это циферный адрес вида ХХХ.ХХХ.ХХХ.ХХХ, где Х - любая цифра.

ДЕКОРАЦИИ. Когда мы читаем афишу любого спектакля, то в ней, кроме фамилий актёров и режиссёра занятых в спектакле, всегда есть имя и фамилия художника-декоратора. Часто, как только открывается занавес театра и перед зрителями предстаёт красиво оформленная сцена, весь зрительный зал начинает аплодировать. Так зрители выражают своё восхищение художнику декоратору - автору замечательных декораций. Художник пишет декорации к каждому спектаклю. Он продумывает всё: дома и мосты, леса и реки, мебель, светильники и посуду и всё то, что нужно для спектакля. Работая над оформлением сцены, художник изучает время, в которое происходит действие пьесы. Ему нужно знать, какая мебель тогда была, и какую одежду носили люди в те времена. Ведь всё это художник потом рисует. От художника-декоратора во многом зависит успех спектакля. Хорошо оформленная сцена влияет и на игру актёров, и на настроение зрителей.

ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО. Ещё в древние времена люди стремились украсить свой быт - украшали узорами глиняную посуду, вырезали красивый орнамент на рукоятке ножей. Мастера древней Греции славились умением делать украшения из золота. В России долгими зимними вечерами мастерили игрушки и посуду из глины и дерева, вышивали узоры на полотенцах и скатертях, плели причудливые кружева. Дома нас окружают различные предметы, которые нужны нам для разных целей - вазы, скатерти, подсвечники, посуда, заколки для волос. Если эти предметы побывали в руках художника и он украсил их узором или орнаментом, то эти предметы называют произведениями декоративно-прикладного искусства. Декоративное - значит украшенное, а прикладное - значит то, к чему приложено умение делать что-то руками.

ДИЗАЙН. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ДИЗАЙНА , принятое в 1964 году международным семинаром по дизайнерскому образованию в Брюгге: "Дизайн - это творческая деятельность, целью которой является определение формальных качеств промышленных изделий. Эти качества включают и внешние черты изделия, но главным образом те структурные и функциональные взаимосвязи, которые превращают изделие в единое целое как с точки зрения потребителя, так и с точки зрения изготовителя."

ДИСКРЕДИТАЦИЯ - подрыв доверия к кому-либо. Лишение авторитета.

ДРЕВНЕРУССКОЕ ИССКУСТВО - Раздел отечественного искусства в период с 862 г. по 1696 г.

ДОЛИЧНОЕ - в живописи XVIII в.: очертание фигур и костюма. См. Личное.

ДОМИНАНТА - (лат. dominans, dominantis) - господствующий. Доминировать - господствовать, преобладать; возвышаться (над окружающей местностью).

ДУБЛИРОВАНИЕ (от франц. Doubler - удваивать). Реставрационный термин, означающий укрепление поврежденной или обветшавшей основы живописного произведения наклеиванием ее на другую основу. Дублирование чаще всего применяется в области масляной живописи. Иногда - при реставрации графики.

ДЕКАДЕНТСТВО (франц. decadence; от средневекого лат. decadentia - упадок), обозначение течения в литературе и искусстве кон. 19 - нач. 20 вв., характеризующегося оппозицией к общепринятой "мещанской" морали, культом красоты как самодовлеющей ценности, сопровождающимся нередко эстетизацией греха и порока, амбивалентными переживаниями отвращения к жизни и утонченного наслаждения ею и т. д. (французские поэты Ш. Бодлер, П. Верлен, А. Рембо и др.; журнал "Декадент", 1886-89; см. Символизм). Понятие декаданса - одно из центральных в критике культуры Ф. Ницше, связывавшего декаданс с возрастанием роли интеллекта и ослаблением изначальных жизненных инстинктов, "воли к власти".


Термины (А-Д)    Термины (Е-И)    Термины (К-О)    Термины (П-У)    Термины (Ф-Ш)    Термины (Щ-Я)


Смотри также:
 Области дизайна
 Словарь терминов (web)
 Словарь терминов (форматы файлов)









  Rambler's Top100  


Web дизайн и создание сайтов       Пользовательское соглашение

Карта сайта      Наверх