Web Дизайн. Уроки фотошопа, photoshop. Статьи о дизайне. Как создать сайт. Обучение дизайну. Фото. Гламурные галереи
Веб дизайн


Дизайн Форум


Про дизайн и web дизайн




Главная     Галереи Дизайна (29)




  Статьи о дизайне





  Галереи дизайна

Промышленный дизайн, графический дизайн, гламурные картинки, иконки, аватары.

  Помощь Дизайнеру!

Советы по дизайну. Философия, психология и трудовые будни дизайнера.



  Теория промышленного дизайна, часть 1





Методика проектирования

 Часть 1...
 Часть 2...
 Часть 3...


С чего начать и как повести проект, чтобы не было потом мучительно больно...

Что же надо знать, чтобы проект удался. Обо всем по порядку.
Как известно, каждая дизайн-школа имеет свою методику обучения системному проектированию. Представляю некоторые положения Методики проектирования, согласно которой я обучался в ННГАСУ на факультете промышленного дизайна. Ясно, что знания одной методики мало, нужно еще, как минимум, трудолюбие. Ну и, естественно, художественные наклонности.

Теория промышленного дизайн Теория промышленного дизайн Теория промышленного дизайн Теория промышленного дизайн Теория промышленного дизайн

С чего начинается проектирование? Конечно, с плана действий. Изучим на конкретном примере. Я проектирую яхту (суда - моя слабость).

Проект яхты

Вот примерный план работы дизайнера, получившего ТЗ (техническое задание) на проект маломерного судна класса М - до 40 м. типа река-море.

Теория промышленного дизайн Теория промышленного дизайн Теория промышленного дизайн Теория промышленного дизайн Теория промышленного дизайнТеория промышленного дизайнТеория промышленного дизайнТеория промышленного дизайн

План.

1. Анализ развития маломерного флота.
1.1 Историческое развитие.
1.2 Общие сведения, классификация.
1.3 Ретроспектива.

2. Анализ современного состояния проблемы.
2.1 Аналоги.
2.2 Рыночные условия.
2.3 Конструкция, конструктивные материалы и их свойства.
2.4 Характеристика структуры производства.
2.5 Исследование формообразующих предпосылок.

3. Выбор дизайн-концепции.

4. Художественно-конструкторский проект.
4.1 Техническая характеристика выбранных узлов и агрегатов.
4.2 Описание компоновочного решения.
4.3 Показатели выбранного художественно-конструкторского решения.
4.4 Описание применения разрабатываемого изделия.

Естественно, в процессе работы изучается соответствующая литература.

В качестве примера я взял объект яхту. Также, как к яхте, эту методику проектирования можно применить к любому другому проекту, будь то промышленный или графический дизайн. Эта методика отражает основные правила системного проектирования, что делает ее универсальной. Теперь, когда у нас есть план, начинаем проектировать по формуле "человек-вещь-среда", когда учитываются особенности взаимного сосуществования проектируемого предмета, его "хозяина" и среды обитания. Я пропущу подготовительные пункты плана и начну анализ непосредственно с этапа выбора дизайн-концепции.

Выбор дизайн-концепции. Начинаем искать образ будущего изделия. Образ должен соответствовать назначению предмета, т.е. учитывать специфику материала, который предусматривается для изделия, учитывать взаимодействие изделия с предполагаемой окружающей средой (в данном конкретном случае форма должна быть гидродинамичной, конструктивно прочной, быть устойчивой к обрастанию, коррозии + предполагать наличие спасательных средств и эргономичную жилую зону при соблюдении стандартов судостроения и т.д.). Детали из пластика и стеклопластика могут решить все поставленные задачи. Исходя из таких соображений, создаем композицию изделия, где идем от целого к частному - это обязательно!

Начинаем с формирования визуальной массы судна. Визуальная масса характеризует силу воздействия элементов изображения на сетчатку глаза. Главный элемент композиции должен обладать (в данном случае, но не всегда) максимальной визуальной массой. Тут вступают в силу законы ассоциативной композиции - форма предмета ни в коем случае не должна напоминать что-либо конкретное. Абстракция - вот признак стиля и стильности в современном дизайне, да и всегда так было. Современное формообразование тяготеет к использованию идеально выверенных геометрических поверхностей природных кристаллов, соединенных плавными скульптурными переходами.

Я называю этот принцип кристаллическим. Все поверхности, образующие любые изделия, подразделяются на поверхности 1-го порядка (плоская), 2-го порядка (имеющая изгиб в одной координатной плоскости) и 3-го порядка (например шар). Сложность формы яхты предусматривает применение поверхности 3-го порядка, при том что корпус изготавливается из стеклопластика. Можно, конечно, обойтись поверхностями 2-го порядка и сделать яхту металлической (так проще и дешевле изготовить на наших судостроительных заводах), но тогда она будет скорее напоминать патрульный катер :).

Независимо от материала форма яхты должна быть динамичной. Определяем динамику композиции. Нужна ли она, или предусмотреть форму яхты статичной :). Конечно, НУЖНА, ведь судно по природе своей рассчитано на перемещение в динамичной, постоянно меняющейся среде, перемещение в пространстве относительно других предметов, рассчитано на скорость, а, следовательно, форма его должна подчиняться еще и законам аэродинамики. Вообще, любые элементы следует рассматривать, как силы сжатия и растяжения, направленные по визуальным осям.

Степень динамичности элемента характеризуется устремленностью визуальной массы по одной из осей х, у, z. Следовательно, степень динамичности равна отношению длины к высоте или ширине. Величина степени динамичности достигает экстремальных значений в направлениях действий сил сжатия-растяжения. Например, на вершинах треугольника. (Бытует мнение, что все тела, и живые в том числе, имеют так называемую точку сборки, вокруг которой атомы расположены по динамическим осям в строгом соответствии, определяющем конкретную форму).

И если эта точка сборки нестабильна, то предмет может изменять степень динамики своих частей, т. е. просто менять форму. Возможно, так возникли оборотни :). Но у нас дело посерьезнее - мы проектируем яхту. Направление, по которому степень динамики максимальна - главная динамическая ось. Динамическая ось всегда проходит через центр визуальной массы объекта. Точка пересечения динамических осей - композиционный узел. Порядок (значимость) композиционного узла определяется количеством пересекающихся в нем динамических осей. (Композиционные узлы и визуальные связи между ними определяют предмет, его форму, где динамическая ось - биссектриса угла, образованного связями, соединяющими узлы.) Динамика всегда направлена от элементов с большой визуальной массой к элементам с меньшей визуальной массой или от соответствующих частей в одном элементе. Итак, динамика нашей яхты направлена прямо по курсу, а форма должна динамику подчеркивать.

Уделим внимание форме, т.к. 85% общения с миром человек получает через зрение, когда на слух отпущено природой 14%, а на все остальные органы чувств 1% общения.






А отсюда и стратегия зрительного восприятия, согласно которой все предметы и графика делятся на классы согласно своим размерам.

Стратегия 1-го уровня.

Это единичные предметы, подразделяющиеся на классы, исходя из своих размеров.

Класс А - предметы, габариты которых лежат в пределах от 0,1 до 1 мм (ниже класса А человек не видит). Это текстуры, фактуры.
Класс B - размеры от 1 до 10 мм - это буквы, цифры, винты.
Класс С - габаритные размеры от 10 до 100 мм - это кнопки, ручки, надписи.
Класс D - от 100 до 1000 мм - это шкафы, например.
Класс Е -от 1 до 10 м - это стены, окна, станки.
Класс F - от 10 до 100 м - это экстерьер зданий и сооружений.
Класс G - от 100 до 1000 м - это ландшафт (сады, плотины).

Человек не способен видеть композиции 2-х уровней одновременно: они обладают визуальной автономией. Но признаки плавно изменяются от одного уровня к другому, от высшего (целого) к низшему (частному). Например, корпус яхты > суперграфика на корпусе яхты > иллюминатор, расположенный в границах суперграфики. Поэтому в ходе нашего проекта, переходя от определения целой формы к определению-разбивке (что не особо желательно, но необходимо и обуславливается уровнем развития нашей промышленности), надо следить за тем, чтобы все элементы не только оставались в своих классах, но и были упорядочены (об этом ниже). Это поможет предотвратить раздробленность формы как целого и не даст сломать композицию форм и их частей.

Стратегия 2-го уровня.

Это группирование элементов. Зрительная система группирует элементы, объединяя их по их признакам. По форме, цвету, ориентации, размеру, местоположению. Элементы, обладающие одинаковыми или максимально схожими признаками, составляют визуальную группу. Подчеркиваем динамику формы яхты группой равнонаправленных (с равнонаправленной динамикой) частей формы яхты (корпуса, надстройки - это главные большие части, составляющие форму, не считая мачты и летящего мостика, если он есть). Создать целостность поможет также использование гармоничной цветовой гаммы, подробнее на страничке "Колористика".

Стратегия 3-го уровня.

Это переключение внимания от элементов с большей визуальной массой к элементам с меньшей визуальной массой. И эту особенность зрительного восприятия тоже следует использовать для выявления целостности формы - большая масса должна подчинять меньшую, не давать ей доминировать на своем фоне, когда нарушается силуэтность, и мы не видим целого. Но меньшие элементы должны оживлять форму, выделяясь, но не выскакивая. Согласитесь, что медные кнехты весело смотрятся на стеклопластиковом привальном брусе.

Стратегия 4-го уровня.

Это переключение внимания слева направо, сверху вниз, от себя вдаль. Это происходит при первом знакомстве с предметом, когда не замечаются детали, а воспринимается весь образ. Здесь важно придать яхте тектоничность - зримое отражение в форме работы материалов и конструкций. К тому же тектоника является основой композиции. Чтобы не было впечатления, что какая-то часть не на своем месте, сделана из неподходящего для нее материала или неправильно сконструирована.

Стратегия 5-го уровня.

Это движение взгляда человека по динамическим осям. Когда оценивается динамика формы и соответствие динамики назначению предмета.

Стратегия 6-го уровня.

Это фиксация внимания человека в композиционных центрах. Весь предмет увидели, зафиксировали, разглядели, теперь составляется его оценка. Доля секунды.... и мы оценили предмет в соответствии с нашим вкусом. Глаз человека асимметричен: мы видим больше слева, чем справа и сверху, чем снизу. Верхняя часть любой композиции - главная, нижняя - второстепенная, левая часть главнее правой. (Соблюдение этих правил очень хорошо заметно в шрифте). Это правило тоже можно применить в проектировании корпуса и надстройки.

 Часть 1...
 Часть 2...
 Часть 3...

Методика проектирования для промышленного дизайна и всех его составляющих.
2000 (с) Клюев Михаил  Page copy protected against web site content infringement by Copyscape











  Rambler's Top100  


Web дизайн и создание сайтов       Пользовательское соглашение

Карта сайта      Наверх