Web Дизайн. Уроки фотошопа, photoshop. Статьи о дизайне. Как создать сайт. Обучение дизайну. Фото. Гламурные галереи
Веб дизайн

Статьи о дизайне   Портфолио дизайнера
Дизайн Форум


Про дизайн и web дизайн




Главная     Форум     Галереи




  Статьи о дизайне





  История гербов и геральдики




Основы геральдики

Истоки.

Родовые знаки и символы называются тотемами; они - самые близкие духовные родственники гербов. Прообразы гербов - различные символические изображения, помещаемые на военные доспехи, знамена, перстни и личные вещи - применялись еще в древности. В произведениях Гомера, Вергилия, Плиния и других античных авторов встречаются свидетельства использования таких знаков. И легендарные герои, и реальные исторические личности, например, цари и полководцы, часто имели личные эмблемы. Так, шлем Ахиллеса украшал орёл, шлем Александра Македонского имел изображение морского коня (гиппокампа).

Но эти знаки использовались как украшение, произвольно менялись владельцами, не передавались по наследству и не подчинялись никаким правилам. Лишь некоторые эмблемы островов и городов античного мира использовались постоянно - для изготовления монет, медалей и печатей. Эмблемой Афин была сова, Коринфа - Пегас, Самоса - павлин, острова Родос - роза.

В этом уже можно усмотреть зачатки государственной геральдики. Большинство древних цивилизаций имело в своей культуре некоторые элементы геральдики, например систему печатей или штампов, которая в дальнейшем неразрывно будет связана с геральдикой. В Ассирии, Вавилонской империи и в древнем Египте печати использовались так же, как и в средневековой Европе - для удостоверения документов. Эти знаки выдавливались в глине, вырезались в камне и отпечатывались на папирусе. Уже в третьем тысячелетии до нашей эры существовал "герб" шумерских государств - орёл с львиной головой. Эмблемой Египта была змея, Армении - коронованный лев, Персии - орёл. Впоследствии орёл станет гербом Рима. Гербом Византии был двуглавый орёл, заимствованный позднее Россией.

Рождение гербов

История гербов и геральдикиЯркое и красочное искусство геральдики развилось в мрачные времена упадка культуры и экономики, наступившие в Европе с гибелью Римской империи и утверждением христианской религии, когда возник феодализм и сложилась система наследственной аристократии.

Несколько факторов способствовали появлению гербов. В первую очередь - феодализм и крестовые походы, но породил их уничтожающий и животворящий огонь войны. Считается, что гербы появились в X веке, но выяснить точную дату сложно. Первые гербы, изображённые на печатях, приложенных к документам, относятся к XI веку. Древнейшие гербовые печати помещены на брачном договоре 1000 года, заключённом Санчо, инфантом Кастильским, с Вильгельминой, дочерью Гастона II, виконта Беарнского. Следует иметь в виду, что в эпоху, когда грамотных людей практически не было, использование гербового знака для подписи и для обозначения собственности было для многих единственным способом заверить документ своим именем. Такой опознавательный знак был понятен и неграмотному человеку. Более того, вполне возможно, что гербы появились сначала на печатях, а уже затем на оружии и одежде.

Несомненные свидетельства существования геральдики появляются только после крестовых походов. Самое раннее - французский эмалевый рисунок с могилы Жоффруа Плантагенета (умер в 1151 году), графа Анжу и Мэна, изображающий самого Жоффруа с гербовым щитом, где на лазоревом поле предположительно четыре вздыбленных золотых льва (точное число львов трудно определить из-за положения, в котором изображён щит). Граф был зятем Генриха I, короля Англии, правившего в 1100-1135 годах, который, согласно хронике, и пожаловал ему этот герб.

История гербов и геральдики Первым английским королём, имевшим личный герб, был Ричард I Львиное сердце (1157-1199). Его три золотых леопарда использовались с тех пор всеми королевскими династиями Англии.


Крестовые походы

Крестовые походы, продолжавшиеся с 1096 по 1291 год, составили целую эпоху в европейской истории. Начало этой двухсотлетней войны было спровоцированы утвердившимися в Палестине турками - фанатичными мусульманами, которые, вооружённые своей непримиримой религией, начали чинить препятствия христианам, желавшим совершить паломничество в Палестину и Иерусалим, и осквернять святыни христианства. Но истинные причины лежали более глубоко, и заключались в многовековом противостоянии Европы и Азии, продолжающемся до сих пор. Азиатские племена, объединённые под знаменем ислама, начали грандиозную экспансию, в результате которой покорили Сирию, Палестину, Египет, Северную Африку, Испанию, грозили Константинополю и подбирались уже к самому сердцу Европы. В 711 г. арабское войско числом 7000 человек под предводительством Тарика ибн Зияда переправилось через пролив Гибралтар на Европейский континент. Так началось завоевание Пиренейского полуострова (скала на испанском берегу именуется с тех пор Гора Тарика, или по-арабски - Джабаль-Тарик, что в испанском произношении звучит как Гибралтар). К 715 году в руках мусульман был почти весь Иберийский полуостров.

История гербов и геральдикиВ 721 году войска Омейядов, правивших халифатом в 661-750 годах, перешли через Пиренеи, захватили Испанию и начали завоевание Южной Франции. Они овладели городами Нарбонном и Каркассоном. Так возникли новые опорные пункты для нападений на Аквитанию и Бургундию. Правитель франков Карл из рода Каролингов (689-741) нанес арабам поражение, когда они дошли уже до Луары. Это произошло в 732 году в битве при Пуатье.

Победа принесла ему прозвище Мартелл, "молоток", потому что он остановил продвижение мусульман по Западной Европе. Но арабы еще несколько десятилетий удерживали власть в Провансе. Военная экспансия мусульманских завоевателей способствовала проникновению в Европу арабского искусства и философии в короткий период их расцвета. Арабская культура дала импульс развитию медицины и естественных наук в Западной Европе. В Византии мусульман громил император Лев III Исавр. Дальнейшее распространение ислама было остановлено начавшимся политическим разложением мусульманского мира, до тех пор сильного и страшного своим единством. Халифат раздробился на части, враждовавшие друг с другом. Но в XI веке турки-сельджуки начали новое наступление на Запад, остановившись под самыми стенами Константинополя. В то время население Европы находилось в состоянии религиозной экзальтации, выражавшейся в стремлении ко всякого рода духовным подвигам и в готовности к самопожертвованию.

Поток пилигримов возрос. Если в прежние времена арабы относились к ним терпимо, то теперь турки начали нападать на паломников и разрушать христианские храмы. Призыв папы Урбана II к защите Гроба Господня пал на благодатную почву: тягостные социально-экономические условия в Европе привели к появлению множества людей (в частности, младших членов феодальных семей, не могущим рассчитывать на получение наследства), не находивших на родине применения своим силам, которым нечего было терять, и которые готовы были отправиться в рискованное путешествие на край света в поисках приключений, богатства и славы "воинов Христа". Огромные массы людей воодушевились речью папы Урбана в Клермоне 24 ноября 1095 года с (рис. слева) и дали обет идти войной против неверных за освобождение Гроба Господня и Святой земли. Они нашивали на одежду вырезанные из материи (нередко - из одежды самих священников, воодушевлявших массы на подвиг) кресты, из-за чего и получили название "крестоносцев".

История гербов и геральдикиПервый крестовый поход состоялся в 1096 году, но гербы вполне могли появиться несколько раньше. Проблема состоит в том, что первые документальные свидетельства о гербах появились спустя как минимум двести лет после их возникновения. Возможно, тесная связь крестовых походов с зарождением геральдики объясняется тем, что именно в этот период использование гербов приняло массовый характер. Это потребовало создания упорядоченной системы символических изображений как средства коммуникации, ибо герб служил опознавательным знаком, несущим какую-то информацию о владельце и хорошо различимым на расстоянии.

Первые гербы были просты и представляли собою несколько вариантов деления щита, главным образом с помощью креста. Вполне естественно, что крест быстро перешел и на один из главных элементов вооружения крестоносца - щит, чья просторная плоская поверхность просто требовала заполнения. Но простой рисунок креста, делящий щит на четыре части, не давал никакой возможности для разнообразия и никак не отличал владельца от множества обладателей аналогичных изображений. Поэтому следующим логическим шагом стала иная разметка щита и помещение на него других знаков.

Представляя себе момент возникновения геральдики надо учитывать специфику породивших её условий. Вероятно, гербы могли появиться в военных лагерях крестоносцев, где отдыхающие воины развлекались раскрашиванием своих щитов. Придуманный кем-то способ раскраски немедленно перенимался окружающими, тем более что в таких условиях не было возможностей для создания сложных изображений (как не было, очевидно, и соответствующих художественных способностей). Поэтому самые ранние гербы образовались делением поля щита на две, три или четыре части с помощью вертикальных, горизонтальных и косых пересекающихся линий. Образованные таким делением участки щита окрашивались яркими контрастными цветами. Такой способ позволил существенно увеличить количество вариантов, хотя желающих иметь уникальный рисунок на щите было гораздо больше.


Чемпионат мира по футболу 2018


Рыцарские турниры

История гербов и геральдикиРыцарским турнирам герб обязан не в меньшей степени, чем крестовым походам. Турниры появились до крестовых походов. Во всяком случае, имеется упоминание о воинских играх, происходивших в 842 году в Страсбурге, во время переговоров Карла Лысого и Людовика Немецкого. Вероятно, турниры оформились во Франции в середине XII века и затем распространились в Англию и Германию. В некоторых хрониках изобретателем турниров называется французский барон Г. де Прелли, но, скорее всего, он только разработал первые правила для турниров.

В XIII веке турниры были особенно кровопролитными. Представители лучших аристократических родов получали тяжелые увечья или гибли на турнирах. Но церкви рыцари нужны были для крестовых походов, поэтому в 1130 году Клермонский собор запретил турниры и постановил лишать павших на них христианского погребения.

Папа Николай III отлучил от церкви участников турнира, разрешенного королем Филиппом III (1245-1285). Но скоро и короли вынуждены были препятствовать проведению турниров, хотя и безуспешно. (На рис. справа английский король Эдуард III судит турнирный поединок).

История гербов и геральдикиТурниры надолго стали неотъемлемой частью западноевропейской жизни. К участию в них допускались только рыцари с безупречной репутацией. Нарушение рыцарского кодекса грозило ужасным позором. Около 1292 года были введены новые, более безопасные правила для турниров - "Statutum Armorum". Можно было пользоваться только тупым оружием. Каждому рыцарю разрешалось иметь только трёх оруженосцев. В поединках теперь применялись специальные копья, легко ломающиеся при ударе. Запрещалось сражаться вне очереди, ранить лошадь противника, наносить удары иначе, чем в лицо или грудь, продолжать бой после того, как противник поднял забрало, выступать группой против одного.

Нарушители лишались оружия, лошадей и заключались в тюрьму на срок до трёх лет. Появились особые турнирные доспехи, настолько массивные, что рыцарь и его лошадь с трудом выдерживали их вес. Сами лошади с XIII века также оделись в броню. Так же, как и щиты рыцарей, попоны лошадей имели геральдическую раскраску. Следует сказать и ещё о двух важных деталях. Рыцаря должно было быть хорошо видно сверху, с трибун, особенно во время общей схватки. Вот почему появились (или, во всяком случае, широко распространились) упомянутые уже навершия - укреплявшиеся на верхушке шлема фигуры, изготовленные из лёгкого дерева, кожи и даже из папье-маше (позднее - из более дорогих материалов).

Германский странствующий рыцарь XIV века Ульрих фон Лихтенштейн, принявший участие в нескольких турнирах одетый как легендарный король Артур, ввёл моду на сложные навершия: он носил шлем, украшенный фигурой Венеры, в одной руке держащей факел, а в другой - стрелу. Палатки или шатры, в которых рыцари готовились к состязаниям, хранили оружие и отдыхали в перерывах между боями (такими же палатками будут пользоваться в походах крестоносцы), в дальнейшем также найдут отражение в искусстве геральдики - они превратятся в геральдическую мантию и шатёр "сень".

Из дикого кровавого побоища турниры эволюционировали в красочные театрализованные представления, где формальности приобретали всё большее значение, а собственно борьба стала менее важной и более условной. Например, в "Турнире Мира", проведённом в Виндозрском парке в Англии в 1278 году, употреблялись мечи, сделанные из китового уса, обтянутого пергаментом, и посеребрённые, шлемы из варёной кожи и щиты из лёгкого дерева. За определённые достижение в состязании рыцарь получал очки (к примеру, премиальные очки начислялись за сбитое навершие). Победителя определяли коронованные особы, старейшие рыцари или специально назначенные судьи (нередко - герольды), иногда вопрос о победителе решали дамы, в честь которых сражались рыцари.

Турниры традиционно были проникнуты подчёркнуто благоговейным отношением к женщине, составлявшим едва ли не основу рыцарского кодекса. Награда победителю в турнире доставалась из рук дамы. Рыцари выступали, украшенные каким-нибудь значком, полученным от своих дам. Иногда дамы приводили своих рыцарей связанными цепью - цепь считалась символом особой чести и доставалась лишь избранным. В каждом состязании последний удар наносился в честь дамы, и здесь рыцари особенно старались отличиться. После турнира дамы вели победителя во дворец, где его разоружали и устраивали в его честь пир, на котором он занимал самое почётное место. Имена победителей заносились в особые списки, их подвиги передавались потомкам в песнях менестрелей. Победа в турнире приносила и материальные выгоды: иногда триумфатор отбирал у противника лошадь и оружие, брал его в плен и требовал выкупа.

С пятницы до воскресенья, когда турниры разрешались церковью, каждый день шли поединки, а вечерами устраивались танцы и празднества. Существовало несколько видов состязаний: конные ристания, когда рыцарь должен был выбить противника из седла ударом копья; битва мечами; метание копий и стрел; осада деревянных замков, выстроенных специально для турниров. Другим, помимо турнира, способом проявить храбрость была "защита проходов". Группа рыцарей объявляла, что в честь своих дам будет оборонять какое-либо место против всех желающих. Так, в 1434 году при Орбиго, в Испании, десять рыцарей в течение месяца обороняли мост против шестидесяти восьми соперников, проведя более семисот поединков. В XVI веке стали популярны пешие поединки на коротких копьях, булавах и секирах.

В Европе к участию в турнирах допускались исключительно лица благородного происхождения. В Германии требования были более либеральны: иногда, чтобы получить разрешение, достаточно было сослаться на предка, принимавшего участие в рыцарском турнире. Можно сказать, что главным пропуском на турнир был герб, доказывающий высокое происхождение владельца и его положение в родовой иерархии. Для знатоков, каковыми были герольды, предъявленный герб содержал всю необходимую информацию. Вот почему важнейшей частью турнирного этикета были гербы, которых стало так много, что настала пора навести порядок в этой области.


Герольды

Герольды систематизировали знания о гербах, выработали общие принципы и правила их составления и распознавания и в конечном счёте создали науку "гербоведение" или "геральдику".

Существует два варианта происхождения терминов "геральдика" и "герольд": от позднелатинского heraldica (от heraldus - глашатай), или от немецкого Herald - испорченного Heeralt - ветеран, как назвали в Германии в средние века людей, имевших репутацию доблестных и храбрых воинов, приглашавшихся в качестве почётных гостей и судей на разные торжества, и в частности на турниры. Эти ветераны должны были вырабатывать и сохранять обычаи рыцарства и правила турниров, а также следить за их соблюдением.
Предшественниками герольдов были представители нескольких родственных профессий, чьи обязанности объединялись и уточнялись, что привело к появлению герольдов в классическом понимании этого слова - глашатаи, придворные и странствующие менестрели, а также упомянутые выше ветераны.
Глашатаи или парламентёры использовались ещё в древних армиях, как используются и ныне - для переговоров с противником, для оглашения указов и разного рода объявлений.

Менестрелями (франц. menestrel, от средневекового латинского ministerialis) называются средневековые певцы и поэты. Во всяком случае, такой смысл этот термин приобрёл во Франции и Англии в конце средних веков. Первоначально во всех феодальных государствах министериалами назывались лица, состоявшие на службе у сеньора и исполнявшие при нём какую-либо специальную обязанность (ministerium). Среди них были и поэты-певцы, в отличие от своих странствующих собратьев по ремеслу, постоянно находившиеся при дворе или высокопоставленном лице.

Во Франции в XII веке менестрелями иногда назывались служащие короля вообще, а иногда его придворные поэты и певцы. Функция придворных менестрелей состояла в воспевании и прославлении подвигов своих господ-феодалов. А отсюда недалеко уже и до функции распорядителей придворных церемоний и, в частности, рыцарских турниров. Вполне вероятно, что странствующие менестрели, чьё искусство было востребовано при дворах европейских феодалов, накопили опыт в распознавании гербов, постоянно их окружавших. Древнейшим из известных поэтов-герольдов был Конрад Вюрцбургский, живший в XIII веке.

История гербов и геральдикиНе исключено, что представители всех трёх профессий назывались в определённый исторический момент одним общим термином - герольды. Так или иначе, но распространение рыцарских турниров способствовало появлению особых официальных лиц, которые должны были провозглашать открытие турнира, разрабатывать и соблюдать церемониал его проведения, а также объявлять все поединки и имена их участников. Это требовало специальных знаний - герольд должен был хорошо знать генеалогию благородных семейств, чьи представители принимали участие в боях, и уметь распознавать гербы рыцарей, съехавшихся на турнир. Так постепенно профессия герольдов приобретает сугубо геральдический характер, а на турнирах рождается собственно геральдика.

Французское название геральдики - "blason" - происходит от немецкого "blasen" - трубить в рог, и объясняется тем, что, когда рыцарь подъезжал к барьеру, ограждавшему место проведения турнира, он трубил в рог, чтобы возвестить о своём прибытии. Тогда выходил герольд и, по требованию судей турнира, описывал вслух герб рыцаря в доказательство его права принять участие в турнире. От слова "blasen" происходит и французское "blasonner", немецкое "blasoniren", английское "blazon", испанское "blasonar" и русское слово "блазонировать" - то есть описывать герб.

Герольды создали для описания гербов особый жаргон (и сегодня используемый специалистами по геральдике), основанный на старофранцузском и средневековой латыни, так как само рыцарство, как и многое, с ним связанное - рыцарский кодекс, оружейные разработки, турниры, и наконец геральдика - берёт начало из Франции, а точнее из империи Карла Великого (747-814), населённой франко-германскими племенами. Большая часть геральдической терминологии обозначается квазифранцузскими, устаревшими словами.

В средние века французский язык использовался правящими классами в большинстве стран Западной Европы, так что правила геральдики должны были быть составлены на этом языке. Впрочем, некоторые геральдические термины настолько витиеваты, что кажутся нарочно разработанными для озадачивания непосвящённых. О выработанных герольдами специальных терминах речь пойдёт ниже.

Предполагается, что русское слово "герб" заимствовано из польского "herb", и встречается во многих славянских и германских наречиях (herb, erb, irb) в значении наследник или наследство. Так славянское название этого опознавательного знака прямо указывает на его наследственный характер. Английский термин "coat of arms", обозначающий герб, произошёл от названия особого предмета одежды - surcoat - полотняной или шёлковой накидки, предохраняющей доспехи рыцаря от солнца и дождя (слово "рыцарь" происходит от немецкого "ritter" - всадник).

Итак, гербы приобретают всё большее значение в странах Западной Европы. В Англии с XII века герольды пользуются почётом при дворе королей. Эдуард III (1312-1377) учредил геральдическую коллегию, функционирующую по сей день (это учреждение - "The College of Arms" - располагается в Лондоне, на Queen Victoria Street).

История гербов и геральдикиВо Франции Людовик VII (1120-1180) установил обязанности герольдов и повелел украсить геральдическими лилиями все королевские регалии. При французском короле Филиппе II Августе (1165-1223) герольдов начинают одевать в рыцарское платье с гербом владельца и возлагают на них некоторые обязанности на турнирах.

Обязанности герольдов точно формулируются к середине XIV века. Звание герольда становиться почётным, в него возводят лишь после какой-либо битвы, турнира или церемонии. Для этого государь возливал на голову посвящаемого кубок вина (иногда воды) и давал ему имя города, крепости, связанных с церемонией посвящения, которое герольд сохранял до получения следующей высшей степени - звания оружейного короля (фр. "roi d'armes", нем. "Wappenkцnig"). Обязанности герольда делились на три главные группы: 1) на них возлагалось объявление войны, заключение мира, предложение сдачи крепости и тому подобное, а также счёт убитых и раненых во время битвы или турнира и оценка доблести рыцарей; 2) они обязаны были присутствовать при всех торжественных церемониях - на коронации или погребении государя, возведении в рыцарское достоинство, торжественных приёмах и т.д.; 3) на них возлагались чисто геральдические обязанности - составление гербов и родословий.

Труд герольдов оплачивался очень хорошо, кроме того, существовала традиция не отпускать присланного герольда без подарка, чтобы не проявить неуважение к приславшему его государю. Каждое государство делилось на несколько геральдических марок, бывших под наблюдением одного "оружейного короля" и нескольких герольдов. Например, Франция в 1396 году делилась на восемнадцать таких марок. В Германии в XIV веке отдельные провинции также имеют своих герольдов.

Правда, с XVIII века герольды теряют своё средневековое значение, но не исчезают бесследно, и до сих пор используются на торжественных церемониях - коронациях, бракосочетаниях и т.п. (На рис. справа герольд в костюме разработанном для коронации российского императора Николая II).


Рождение геральдики

Спустя столетия после возникновения гербов начинают появляться первые научные работы по геральдике и собственно гербовники, самым ранним из которых, по-видимому, является " Zuricher Wappenrolle", составленный в Цюрихе в 1320 году.
Во Франции Яков Бретекс в конце XIII века описывает турниры и гербы их участников. Но самым ранним трудом с изложением правил геральдики считается монография итальянского юриста Бартоло, чей "Tractatus de insigniis et armis" был опубликован в 1356 году.
Берри, главный герольд Франции при дворе Карла VII (1403-1461), по заданию короля объехал всю страну, посещая замки, аббатства и кладбища, изучая изображения гербов и составляя родословия старинных знатных фамилий. На основе проведённых изысканий он составил труд "Le registre de noblesse". После него французские герольды начали вести регулярные генеалогические записи.

Аналогичное задание, но позднее, получали от королей в период с Генриха VIII (1491-1547) до Джеймса II (1566-1625) английские герольды, осуществлявшие так называемые "геральдические визиты" - инспекционные поездки по стране с целью переписи знатных семейств, регистрации гербов и проверки их правомочности. Оказалось, что большинство старинных гербов, появившихся до 1500 года, было присвоено владельцами самовольно, а не пожаловано королём. Изобрести простой герб не составляло труда. Ситуация, в которой три не имеющих родственных связей между собою дворянина имели одинаковые гербы, не была редкостью, а лишь доказывала, что эти гербы приняты ими произвольно. Когда на этой почве между владельцами одинаковых гербов возникал спор, каждый апеллировал к королю как к последней инстанции. Примечательно, что, когда спор разрешался, дворянин, вынужденный в результате отказаться от своего герба, утешался тем, что самостоятельно изобретал себе новый. Материалы, собранные во время "геральдических визитов", легли в основу английской генеалогии и геральдики.


Смотри также:
Геральдика

e-book "The Middle Ages"







Электронные книги о дизайнеЧМ 2018Гламурные картинкиГраффити галереяЯпония фотографииО путешествиях и странах, дешевые авиабилеты и отелиДизайн форум



    Rambler's Top100     Яндекс.Метрика  


Web дизайн и создание сайтов


Карта сайта       Наверх