Web Дизайн. Уроки фотошопа, photoshop. Статьи о дизайне. Как создать сайт. Обучение дизайну. Фото. Гламурные галереи
Веб дизайн

Статьи о дизайне   Портфолио дизайнера
Дизайн Форум


Про дизайн и web дизайн




Главная     Форум     Галереи




  Статьи о дизайне





  Пространство в архитектуре





Для того чтобы проанализировать произведение архитектуры, необходимо произвести разделение между массой, поверхностью, полостью и пространством. Сейчас представляется возможным обратиться к изучению пространства как к зоне деятельности человека - центру нашей концепции архитектуры.

Для того чтобы систематизировать нашу работу, определим, прежде всего на основе нашего опыта и исходя из философских концепций, что такое пространство и как мы его воспринимаем. На первом месте окажется потребитель: мы увидим, что с точки зрения теории экзистенциализма станет возможным охарактеризовать архитектурное пространство, которое предполагает ответ на запросы потребителей, ответ, требующий, чтобы эти запросы удовлетворялись естественным и желаемым путем. Тут уместно хотя бы в нескольких словах сказать о том, как менялась на протяжении истории концепция пространства. Мы увидим, что различные философы внесли свой вклад в эту теорию. Учитывая многие точки зрения, мы сможем рассмотреть данную проблему уже на более высоком уровне.

Изучая природу, Платон вводит геометрию как науку о пространстве. Но лишь Аристотель развивает теорию "места", определив его как силовое поле с качественными характеристиками: речь идет о попытке систематизировать пространство.

Эта попытка не потеряла значения и по сей день. Позднее, основываясь на концепции Аристотеля, но в основном применяя евклидову геометрию, ученые приходят к пониманию пространства в его бесконечности, однородности и движении. Лукреций говорит: "Есть две вещи - тела и пустоты; в пустоте движутся тела". По прошествии веков Кант сделал важный вклад в рассматриваемую нами теорию. Его мысли имеют для нас несомненный интерес с точки зрения восприятия, поскольку он рассматривает пространство как априорную категорию человеческого знания. Иными словами, он представляет пространство как нечто отличное и независимое от материи; оно интересует его лишь постольку, поскольку мы познаем в пространстве, организуем нашу жизнь в пространстве. Таким образом, он занимает идеалистическую позицию, которая хотя и несовершенна, но тем не менее не лишена ценности, так как если рассматривать ее как своего рода дополнительную теорию, то перед нами концепция пространства и использования его потребителем. А это для архитектора очень важно, особенно если иметь в виду другие теории - вспомним хотя бы Декарта и его теорию ортогональных координат.

На новый уровень поднимает изучение данной проблемы теория относительности; она связывает пространство со временем: пространство существует во времени. При этом наши прежние представления о пространстве присутствуют в его новой трактовке. Изолированный элемент пространства едва ли имеет смысл; превзойдены "перспективистские" взгляды Ренессанса. Следовательно, недостаточно воспринимать пространство как нечто преобладающее с изолированной точки зрения, а следует рассматривать его как ту среду, в которой мы движемся. При этом наши знания и наш опыт в этой области постоянно обогащаются. Можно было бы проанализировать различные теории пространства неевклидовой геометрии, но в данном случае они не представляют специального интереса в отличие, например, от математики, где они находят широкое применение. Надо помимо этого иметь в виду замечание Эйнштейна о том, что геометрия - это скорее "человеческое построение", нежели нечто, имеющее естественное происхождение. Важно видеть пространство через призму тех событий, которые происходят в нем. Время постоянно присутствует в пространстве; физическая, математическая стороны пространства имеют лишь частичную ценность, не выражая всего его богатства.

Таким образом, современное представление о пространстве состоит в основном в следующем. Пространство представляет собой силовое поле, в котором существуют тела (массы и пустоты), в котором проявляются - что особенно важно - различные взаимодействия, обусловленные его энергией. Следовательно, нам нужно изучить пространство как взаимодействие организма (человека, который в нем движется) и его окружения. Любое противоречие между организацией воспринимаемой нами Вселенной и осуществляемой в ней деятельностью вполне объяснимо с точки зрения архитектурного анализа пространства. Нет сомнения в том, что человек, массы, элементы и т. д. сохраняют свою индивидуальность и свои собственные характеристики, но при изучении пространства и его восприятия мы будем иметь в виду их общее взаимодействие. Восприятие пространства, таким образом, - это сложный процесс, на который влияет предшествовавший опыт (время, понимаемое как "непрерывность", по К. Зубири). Помимо всего этого восприятие зависит не только от положения индивидуума в пространстве, но и от его состояния.

Эти заключения позволяют нам заменить тезисы гештальтпсихологии на "схемы" (исследования Ж.. Пиаже в этой области представляют особый интерес), понимая под схемой выражение типичной реакции на данную ситуацию. Мы изучим в связи с этим помимо геометрических характеристик пространства реакции человека (потребителя), его адаптацию к пространству, иными словами, связь между его аккомодацией и ассимиляцией. Применим к этим понятиям родовое понятие экзистенциального пространства и получим схему взаимодействия человека с окружающим его миром. Таким образом, мы обнаружили различные аспекты, которые должны присутствовать в нашей концепции пространства: его физическая и геометрическая организация, характер его восприятия во времени, взаимодействие человека, пространства и массы. Результаты этого взаимодействия, как правило, являются противоречивыми: едва ли возможно достигнуть полностью удовлетворительного окружения, которое бы отвечало запросам, желаниям или мечтам потребителя (заказчика). Тут становится понятной та преобладающая роль, которую играет архитектурное пространство. В самом деле, оно обладает всеми характеристиками, о которых говорилось выше, следовательно, в его "схеме" будут присутствовать не только геометрические аспекты, но и "жизненные".

Архитектор пытается вселить в создаваемое им пространство "духовное начало", с тем чтобы в звучании массы, пространства и поверхности, объединенных в единое целое, был различим "голос" пространства. Поэтому нам следует изучить два аспекта пространства: с одной стороны, все то, что относится к его строению, что мы определяем с помощью "геометрических схем"; с другой - то, что мы чувствуем и выражаем с помощью "жизненных схем". Мы уже говорили о схемах, которые отражают наши знания о пространстве. И здесь об этом стоит вспомнить, чтобы найти такие модели, которые бы позволили наглядно сравнить различные концепции пространства, с тем чтобы сделанные при этом выводы обогатили нас как будущих архитекторов. Выше речь шла об экзистенциальных свойствах пространства. В изучение этого аспекта большой вклад могут внести различные социальные науки (психология, социология, антропология и т. д.). Но не следует забывать, что цель нашего исследования - проанализировать произведение архитектуры. Поэтому следует попытаться ограничить работу оценочными схемами; при этом схемы должны быть "открытыми", так как они не обусловливают результаты работы, а лишь служат ее инструментом.

Итак, разберем пространство в двух уровнях:
1) как трехмерное, основанное на геометрии и законах визуального восприятия; результаты этого исследования будут ценными, но неполными;
2) как нечто, воздействующее на нашу жизнь, иными словами, оценим пространство с точки зрения его экзистенциальных, жизненных и созидательных свойств. Таким путем мы составим полное представление о пространстве. И тот и другой подход ценен и необходим, они взаимно дополняют друг друга. Основным является геометрический анализ. Наш анализ архитектурных форм на своем первом уровне должен охватить этот аспект. Но чтобы не ограничиваться чисто визуальным восприятием, мы должны его видеть с точки зрения "жизненной". Это разделение, как говорилось ранее, имеет условный характер, поэтому наша концепция пространства должна органически соответствовать концепциям массы и поверхности единого архитектурного произведения.

Первый уровень - геометрический анализ пространства


Будем использовать тот же метод, который применялся при изучении элементов массы, поэтому можно сказать, что элементы пространства присутствуют там, где промежутки между границами масс приобретают характер той или иной фигуры. Эта фигура должна быть простой, легкоразличимой конфигурации. В первом приближении можно было бы рассмотреть элементы пространства как "негативы" элементов масс. Пространство в этом случае выступает как результат наполнения формы: элементы пространства могут быть выделены, если соблюдаются те же условия, что и при выделении элементов массы из архитектурного ансамбля. Тем не менее следует произвести определенное разграничение между элементами пространства и элементами массы.

1. Последние рассматриваются "снаружи", в то время как элементы пространства - "изнутри".

2. Элементы пространства возникают при чередовании масс и пустот, когда пустота приобретает характер фигуры, т. е. они существуют при условии замкнутости и концентрации, если применять к этим понятиям все то, что говорилось по этому поводу об элементах массы.

3. Однако помимо этого элементы пространства не только можно видеть, но и чувствовать. Эта характеристика возникает благодаря воздействию потолка, стен и пола на ограничиваемое ими пространство, Жизнь проявляется в пространстве, которое постоянно обогащается колебаниями звука и света: впечатление, которое производит Собор Парижской Богоматери на туриста при простом осмотре здания, не имеет ничего общего с тем впечатлением, которое возникает при исполнении под его сводами старинной музыки. Возможно, этот пример отчасти пояснит разницу в восприятии пространства, которое воздействует на всего человека, и восприятии массы, которая действует в основном на зрение. То же можно было бы сказать и о восприятии пространства во времени, но это не главное.


Чемпионат мира по футболу 2018


Проводя исследование, параллельное тому, которое мы осуществляли в отношении элементов массы, мы увидим, что зависимость от трактовки художника, сопоставление различных планов и поверхностей позволяет по-разному представлять пространство, в котором варьируются элементы от полностью закрытых до едва различимых. Здесь достаточно вспомнить пространственную организацию выставки в Барселоне (Мис ван дер Роэ). Но мы не можем ограничивать изучение элементов пространства только рассмотрением пространства внутри отдельного здания, поскольку в масштабе города оно приобретает другие характеристики.

И в том и в другом случае нет смысла ограничиваться чисто геометрическим определением; важно также изучить различные типы организации пространства, чтобы понять, что его элементы разделяются, соединяются и интерпретируются в зависимости от воли автора. Пространство определяется по его осям, границам и связующим и ям, на него влияют свет, цвет и текстура окружающих его стен. Все эти аспекты будут рассмотрены, когда мы приступим к анализу "связей". Несмотря на это, мы хотели подчеркнуть их для того, чтобы напомнить, что наш предмет - структурный анализ, в котором элементы и связи взаимодействуют для достижения единства формы. В этой связи становится понятно, что если мы говорим отдельно об элементах, то только для их лучшего понимания. Исследование, аналогичное изучению массы, может быть применено не только к произведению архитектуры, по и, например, к скульптуре. В классическом искусстве масса преобладает, но, скажем, для Генри Мура основным является взаимодействие массы, пространства и поверхности. Так всегда происходило в мире искусства. Вот почему должно быть ясно, что невозможно абстрагироваться полностью от связей, несмотря на то что мы пытаемся выделить отдельные элементы.

Второй уровень - экзистенциальный анализ пространства

До сих пор мы рассматривали геометрические характеристики пространства, сейчас же следует выяснить его экзистенциальный, жизненный характер. На этом уровне связь человека с архитектурным пространством состоит в том, чтобы попытаться организовать его в соответствии с нуждами потребителя (заказчика). Отсюда возникают "жизненные" схемы, которые должны присутствовать в организации архитектурной композиции. В архитектурном пространстве преобладает общественный характер, хотя объективный (геометрический) характер, уже рассмотренный нами, общественный (социальный) характер пространства и частно пространство - все это находится в тесной взаимосвязи. Поэтому искомые "схемы" должны учитывать эти нюансы. Начнем наш анализ с тех ситуаций, которые могут оказать влияние на потребителя (заказчика). Эти ситуации могут ограничиваться чувством преобладания над определенной зоной и ощущением погруженности в пространство. Зоны направления и центра - вот основные критерии "оценки" пространства.

На первом уровне анализа мы стремились определить геометрически точную форму пространства; на втором уровне - выяснить, насколько эти геометрические параметры влияют на человека. Мы также должны учитывать тот факт, что эти схемы (узлы, центры, направления и зоны) проявляются как на общественном уровне (пейзаж и город), так и на частном (дом, предмет). Очевидно, что следует проанализировать взаимодействие между этими уровнями с целью пополнить наше представление о пространстве. Но такое сопоставление соответствует уже "пространственным отношениям". Разберем на примере эти положения.

Изучение дома Папаниче полностью проясняет данные соображения. Становится ясно, что архитектурное пространство помимо своего экзистенциального характера имеет еще и преобладающий преднамеренный характер. Архитектор пытается заставить пространство отвечать различным запросам потребителя. Отсюда следует, что оно должно иметь и символический характер. Без этого пространство будет невыразительным, может превратиться просто в "место для проживания". Таким образом, архитектурное пространство представляет собой экзистенциальное общественное пространство, которое включает многие экзистенциальные частные пространства, организованные с помощью более или менее открытых геометрических схем, что позволяет удовлетворить запросы заказчика.

Все сказанное до сих пор предполагает, что архитектура - это своего рода ответ на данную проблему в конкретный момент, в конкретном месте, при конкретных обстоятельствах, в соответствии с определенным образом жизни. Следовательно, нет смысла искать какую-то общую формулу на все случаи жизни. Сегодняшняя тенденция к народной архитектуре есть не что иное, как выражение протеста против засилья рационализма, протеста, который берет свое начало еще в эпоху Возрождения. Эволюция Ле Корбюзье от Марсельского дома до Роншана может служить примером. Архитекторы так называемого третьего поколения: М. Сафди, Р. Вентури, Иона Фридман и др. подчеркивают эту проблему, анализируя работы великих мастеров нашего века (Мис ван дер Роэ, Гропиуса, Ле Корбюзье и т. д.). На этом уровне анализа пространства мы должны видеть не только характеристики "формальные" и характеристики "жизненные", но и связи между ними, а также связи между общественным и частным уровнями. Поэтому графические схемы, которые мы будем использовать, должны по возможности выражать все эти характеристики.

Постараемся найти такие "схемы", модели общего характера, которые не обусловливали бы дальнейшую интерпретацию, а выражали бы элементы и связи в неразрывном единстве архитектурного произведения. Аспекты соединения частей (взаимодействие между тем, что соединяет, и тем, что разделяет), их функциональные, смысловые и символические характеристики - все это будет предметом изучения при анализе структурных связей.

Познание пространства


Пространство - это "соотношение между расположением тел". Л. Моголи-Надь настаивает на том, что необходимо проверить это положение с помощью всех пяти чувств, вместе взятых, и каждого из них в отдельности. Руки: сводя и разводя их и т. д. Зрение: балки, колонны, тела, поверхности, которые пересекаются или встречаются. Взаимопроникновение предметов. Перспективы, связь между массой, светом и тенью. Прозрачность, отражение. Слух: эхо, отраженные звуки и т. д.

Движение: различные пространственные направления, пересечения, скачки, непрерывность. Пример: развернутый куб. Таким образом, мы познаем "различимое пространство". Попробуем схватить его суть, нельзя останавливаться только на форме. Сравнительное изучение различных концепций (например, непрерывное пространство - барокко и прерывистое квантовое и пространство - арабское искусство) поможет нам понять пространство. Признаком нашего времени является отсутствие глубокого взгляда на вещи, общего для архитекторов, которые ищут суть архитектуры в значении понятия "жилище". Так случается, что многие архитекторыторы-"модернисты" берут в революционной архитектуре только некоторые особенности стиля, как, например, предполагаемый "кубистский" экстерьер.

Они исходят из ряда практических соображений, но это не есть подлинная архитектура, предполагающая ощущение отчетливых пространственных связей, которые должны быть выражены как таковые. Вся архитектура - и ее функциональные части, и ее пространственное выражение-должна восприниматься как единое целое. Без выполнения этого условия архитектура превращается в простое соединение тел и пустот, которое может быть технически осуществимо, но никогда не создаст эмоционального восприятия отчетливо выраженного пространства. Только когда проявления различных функций - движение, визуальные факторы, акустика, свет, равновесие - воспринимаются в постоянной взаимосвязи с пространственными отношениями, тогда мы можем говорить об архитектуре как о пространственном творчестве. Другими словами, архитектуру следует понимать не как некое соединение внутренних пространств, не просто как убежище от холода и опасностей, не как установленное замкнутое пространство или неизменное расположение помещений, но как элемент пространственного опыта. Индивидуум, являющийся частью разумной биологической совокупности, должен найти в своем жилище не только отдых и обновление, но и обострение и гармоническое развитие своих способностей. "Ключ к архитектуре лежит в овладении проблемой пространства; ее практическое развитие зависит от технического прогресса". "Пространственное творчество - это сплетение частей пространства, выраженных в большинстве своем в ясно различимых связях, которые простираются во всех направлениях в колеблющейся игре сил".

Нас, со своей стороны, интересует изучение двух аспектов пространства: восприятие и его воспроизведение.

1. Восприятие. Социальные, религиозные, политические, культур-ные и другие критерии каждой эпохи и каждого человека в значительной степени влияют на восприятие пространства. Что видит отдельный человек? Что он оценивает? Вспомним, что мы должны оценивать действительность такой, как она есть. Зрение архитектора не может удовлетворяться внешней стороной вещи. Каждая эпоха выдвигает свои задачи. Примером могут служить архитектура Рейха; египетская архитектура (империя, монумент); арабская архитектура (квантовые пространства Альгамбры с их характерным подражанием природе и т. д.); архитектура Возрождения (перспективы П. Поццо) с ее индивидуалистским характером, когда "я" стоит в центре всего; наконец, современная архитектура, которой присуще чувство "пространство - время".

2. Воспроизведение. В настоящее время нам недостаточно только перспективы. Нужно искать другие способы воспроизведения пространств, которые бы фиксировали связь пространство - время и которые были бы понятны тем, кто будет оценивать проекты. Мы должны вжиться в пространство. Чертеж пространства требует, чтобы мы обладали чувством пространства. Путем кратких наблюдений над элементами, его определяющими, мы сможем понять его смысл. В работе нам могут помочь также упрощенные "макеты".

Замкнутое пространство

Первый шаг на пути познания пространства - это изучение замкнутого пространства. Под ним мы подразумеваем "место или пространство в рамках определенных границ".

1. "Структурное ощущение", т. е. Ощущение совокупности, различные детали объединяются в связующую совокупность, единство.
2. Это не должно быть объединение, перенасыщенное элементами; в противном случае внимание рассеивается. Здесь возникает связь пространство - время.
3. Для того чтобы почувствовать замкнутое пространство, нужно изучать различные целевые установки, подготавливая блок работ, в котором необходимо было бы:

a.
А) сконцентрировать внимание на основном моменте;
Б) "трепетно" относиться к предмету исследования;
В) постигать А через форму, напряжение, свет, цвет, текстуру. Постигать Б через ритмы, движение;
Г) понять смысл "пустого пространства", работая над "формой";
Д) осуществлять изучение пространства путем постижения элементов, которые его определяют: линий потолка и пола, вогнутостей и выпуклостей, единичных точек и т. д.

б. Анализировать варианты замкнутых пространств различного характера: места пребывания, размышления, прогулки, возбуждения; помещения открытые и закрытые; статическое и динамическое замкнутое пространство.

в. Для этого необходимо иметь в виду различное "состояние человека", начиная с наиболее активного и кончая наиболее пассивным, и например:
А - часовня (интимность) и крытая галерея (прогулка и раздумье);
Б - керамическая мастерская (сосредоточенное внимание и дисперсия света);
В - выставка картин (пристальное внимание и движение);
Г- изучение формы как среды определенного настроения, как функции характера. Согласно Гессельгрину, интересно получить восприятие полноты и пустоты, обозревая видимые фигуры (предметы), стены (фон) и находящееся между ними пространство, которое воспринимается как свет и цвет.

Для того чтобы уловить совокупность замкнутого пространства, надо обратить внимание на следующее:

1. Его значение.

2. Характерные особенности масс:
А) большие и малые элементы;
Б) контрасты между данной формой и ближайшими к ней формами в соответствии с ее характером;
В) формы закрытые и открытые - напряженные линии.

3. Характерные особенности цвета:
А) контрасты светотени,
Б) контрасты цвета в соответствии с его насыщенностью (красный, например);
В) цветовые интервалы (более по освещенности, чем по тону, интенсивности или насыщенности).

4. Характерные особенности света:
А) выдающиеся части, которые наиболее освещены;
Б) тени, вызывающие определенную визуальную пластичность;
В) свет теплый, холодный.

5. Характерные особенности движения: потенциально воспринимаемое движение (направления, напряжение).

6. Его распределение. Оси, связи.

7. Элементы, привлекающие внимание:
А) формы, которые рассеиваются, если содержат направленные напряжения (линии, удаляющие их от центра);
Б) формы, сливающиеся с формами или слабо освещенные, создают впечатление удаленности.

Точно так же следует проанализировать замкнутое пространство как границу пространства вообще. Это пространство, видимое изнутри, а не снаружи.

Отсюда становится понятным, что, для того чтобы привлечь внимание к пустому пространству, надо:
А) избегать элементов, бросающихся в глаза;
Б) искать элементы, которые отвлекают внимание.

Для того чтобы привлечь внимание к стене:
А) цвет должен быть легким;
Б) восприятие света: свет и тени, его характер;
В) текстура должна также привлекать внимание к стене или предметам, с ней рядом расположенным;
Г) линии на стене должны соответствовать характеру предмета.

Игнасио Араухо


Смотрите также:
Архитектура древнего Рима
Акрополь
Архитектура Брунеллески







Электронные книги о дизайнеЧМ 2018Гламурные картинкиГраффити галереяЯпония фотографииО путешествиях и странах, дешевые авиабилеты и отелиДизайн форум



    Rambler's Top100     Яндекс.Метрика  


Web дизайн и создание сайтов


Карта сайта       Наверх