Web Дизайн. Уроки фотошопа, photoshop. Статьи о дизайне. Как создать сайт. Обучение дизайну. Фото. Гламурные галереи
Веб дизайн


Дизайн Форум


Про дизайн и web дизайн




Главная     Галереи Дизайна (29)




  Статьи о дизайне





  Галереи дизайна

Промышленный дизайн, графический дизайн, гламурные картинки, иконки, аватары.

  Помощь Дизайнеру!

Советы по дизайну. Философия, психология и трудовые будни дизайнера.



  Коптские ткани





Древние греки называли жителей страны фараонов "айгип-тос"; то есть египтяне. Арабы, подчинившие Египет в середине VII века, переиначили на свой лад это греческое слово. Они стали именовать египтян, большинство из которых исповедовало христианство, "кобтами". Отсюда - "копты", так называли жителей долины Нила, и "коптский" для обозначения языка, культуры и искусства древнего народа.

Коптское искусство охватывает IV-XII века. Впитав в себя художественное наследие Древнего Египта, Греции, Рима, Сирии, оно превратилось в своеобразный сплав языческих и христианских представлений.

Самая известная область этого искусства - ткачество. Мастера использовали разные материалы: коноплю, хлопок, шелк, но чаще - лен и шерсть. Прочные льняные нити служили основой, а легко поддающиеся окраске шерстяные - утком. Комбинируя нити разных цветов, ткачи создавали разные изображения. Они применяли все известные в то время техники: гобеленную, петельчатое плетение, вышивки, брошэ, набойку, резерваж.

Из тканей делали одежду, покрывала, занавесы и предметы разнообразного назначения. Открыли коптские ткани сто лет назад, раскапывая христианские захоронения в египетских селениях: Ахмиме, Фаюме, Саккаре и других местах. В музейных и частных собраниях мира хранится до 150 тысяч фрагментов коптских тканей. В нашей стране самой крупной коллекцией обладает Государственный Эрмитаж. В его фондах более трех тысяч образцов, с наиболее интересными из которых мы и хотели бы познакомить читателей.

Коптские ткани

В ранних тканях сильны элли-нистические традиции. Особенно популярными были античные сюжеты и мифологические персонажи. Об этом можно судить хотя бы по наплечному многокрасочному медальону IV века с погрудным изображением молодой женщины. Греческие буквы, вытканные на лия. Этот образец ткани, несом-ненно, восходит к живописному оригиналу, не дошедшему до нашего времени. Использование нитей более двадцати оттенков позволило мастеру добиться тончайшей градации цветов. Отличаясь высокими художественными дос-тоинствами, этот памятник интересен удачным соединением древнеегипетских и эллинистических элементов.

Из олимпийских богов коптские ткачи отдавали предпочтение Дионису. Бога веселья представляли одного или с пляшущими, музицирующими и поющими сатирами, менадами, Паном, Селеном. Полна скрытой символики сцена на многокрасочной круглой вставке IV-V веков. В ветвях виноградной лозы, вырастающей из вазы, стоит, скрестив ноги и подняв вверх руки, Дионис в наброшенном на плечи плаще. Здесь же олени, птицы и пантера. На белом фоне яркие пурпурные силуэты с вкраплениями красного, розового, зеленого и желтого цветов. Одним из самых популярных античных героев у коптов был Ге-ракл. Его изображения встречаются в скульптуре, поделках из металла, кости, особенно много - на тканях.

Интересна среди них пурпурная прямоугольная вставка V века. В центре ее вытканы Дионис и Ариадна на колеснице, влекомой пантерами. Их сопровождает Геракл с палицей на плече. На бордюре вставки представлено двенадцать подвигов легендарного героя, порядок расположения которых от левого верхнего угла вниз следующий: удушение Немейского льва, поединок с царицей амазонок Ипполитой, поимка Керинейской лани, борьба с Лернейской гидрой, охота на Стимфалийских птиц, метавших железные перья, укрощение могучих коней Диомеда, покорение Кербера - трехголового псастража подземного царства, расправа с коварным египетским царем Бусирисом, схватка с Критским быком, очистка Авгиевых конюшен, демонстрация Эриманфского вепря царю Эврисфею, трусливо спрятавшемуся в кувшине, и, наконец,- добыча молодильных яблок в саду Гесперид. Небольшие по размерам фигурки довольно условны, но им нельзя отказать в образной выразительности и динамичности.






Любим был коптскими ткачами и сказочный певец Орфей. В этом герое воплощались представления древних о возвышающей, облагораживающей силе искусства. Его музыка воздействовала не только на людей, но и на животных, птиц, деревья и камни. На пурпурной вставке-медальоне V-VI веков представлен легендарный певец. На его голове фригийский колпачок, в руках - лира. Вокруг завороженные игрой бог лесов и полей Пан, кентавр, пан-тера, верблюд, грифон, лев, кабан, заяц и разные птицы. Ясный линейный ритм и четкие силуэты определяют запоминающийся образ. Но ткачи не ограничивались только изображением персонажей античной мифологии. В их работах много и представителей животного, растительного, фантастического миров, встречаются и сцены повседневной жизни.

Одна из них - на парных вставках-кругах V-VI веков выполнена вышивкой. Скорее всего памятник происходит из Александрии. На нем представлен мальчик, играюший с собакой. Незамысловатый сюжет проникнут беззаботностью и радостным восприятием жизни. Часто сюжетом для коптских тканей служили сцены охоты. На круглой многокрасочной вставке IV века мы видим эпизод охоты на медведя. В круглящиеся листья аканфа удачно вписана фигура животного. Ткач выразительно передал кульминационный момент схватки человека со зверем, когда пронзенный дротиком медведь теряет силы.

Коптские ткани

С утверждением христианства изменилась образная система коптских тканей. Все чаще в них воспроизводятся сюжеты христианской истории, появляется мотив креста - символа новой веры. В связи с этим претерпевает изменения и характер самих изображений. Рисунок становится схематичным, яркие цвета сопоставляются друг с другом, сюжетные коллизии приобретают незамысловатый характер. Эти качества в полной мере преобладают на медальоне VII-VIII веков с эпизодами истории Иосифа Прекрасного. Суть ее такова: у старца Иакова было двенадцать сыновей, старшие пасли овец далеко от дома, отец послал младшего Иосифа навестить их, но завистливые братья бросили юношу в колодец, потом продали купцам-арабам, а те перепродали его начальнику стражи фараона Потифару. На дальнейшей, полной превратностей судьбе Иосифа мы не оста-навливаемся, поскольку на коптских тканях (а их более полусотни) иллюстрируются только отмеченные нами события.

Коптские ткани создавались на протяжении почти тысячи лет. Через образы античной и христианской мифологии, воплощенные в этих замечательных памятниках, мы имеем возможность познакомиться с художественными вкусами народа, жившего в далекую эпоху, представить уровень развития искусства Египта того времени.


Смотрите также:
Одежда Греции и Египта
Театральные костюмы, карнавальные костюмы
Наряд русской крестьянки
Дизайн костюма, Театральный костюм
Кимоно









  Rambler's Top100  


Web дизайн и создание сайтов       Пользовательское соглашение

Карта сайта      Наверх