Web Дизайн. Уроки фотошопа, photoshop. Статьи о дизайне. Как создать сайт. Обучение дизайну. Фото. Гламурные галереи
Веб дизайн


Дизайн Форум


Про дизайн и web дизайн




Главная     Галереи Дизайна (29)




  Статьи о дизайне





  Галереи дизайна

Промышленный дизайн, графический дизайн, гламурные картинки, иконки, аватары.

  Помощь Дизайнеру!

Советы по дизайну. Философия, психология и трудовые будни дизайнера.



  А. Г. Венецианов - Девушка в платке





На оборотной стороне холста не указано ни точной даты, ни имени этой девушки. В каталогах Русского музея, а также во всех справочных изданиях и монографиях датирован портрет условно - 30-е годы, и название столь же условное -"Девушка в платке" или "Девушка в клетчатом платке". Не встречается упоминаний об этом портрете ни в письмах художника, ни в воспоминаниях его близких. Может быть, А. Г. Венецианов не придавал большого значения этой работе, не очень-то дорожил ею? Скромный этюд, сделанный с крестьянской девушки, по-видимому, быстро, в один-два сеанса. Между тем сама возможность появления его на свет была в некотором роде событием в истории русской живописи.

В Петербургской Академии художеств Венецианова называли "рисующий чиновник".

Сначала он служил в канцелярии Директора почт, затем в Лесном департаменте землемером, а в свободное от службы время в Эрмитаже копировал пастелью Рубенса и Рембрандта, принимал заказы на портреты и вскоре стал пользоваться известностью гораздо большей, чем некоторые академики живописи. Человек - во всяком случае внешне - он был тихий, в споры никогда не вступал, славой не кичился, от покровительства маститых живописцев не отказывался. Кто бы мог подумать, что этот "рисующий чиновник" давно уже составил "собственное свое понятие о живописи" и только до времени не торопится заявлять о себе?

А. Г. Венецианов. Девушка в платке.
А. Г. Венецианов. Девушка в платке
Даже дослужившись до чина титулярного советника и получив звание академика живописи, он все еще ждал своего часа. Алексею Гавриловичу Венецианову исполнилось сорок четыре года, когда на обороте портрета М. М. Философовой (это полотно находится в Третьяковской галерее) он сделал надпись: "Венецианов в марте 1823 году сим оставляет свою портретную живопись".

И он действительно перестает писать портреты по заказам, покидает Петербург, переселяется в свою деревеньку Сафонково и письма подписывает: "Венецианов Сафонковский". С этой поры он сам делит свою жизнь как бы на две части -одна, когда он был просто Венецианов, и другая, когда он стал Венецианов-Сафонковский. Теперь, обретя независимость, вдали от суетных заказчиков, придирчивой Академии, художник мог творить на свободе, предоставленный сам себе, руководимый лишь собственными склонностями и желаниями. Красота окружающего мира переполняла его радостью.

Вот крестьянка по первой борозде ведет под уздцы лошадей. От еще не прогретой земли поднимается легкий пар, и кажется, будто крестьянка плывет в этой дымке, еле касаясь земли босыми ногами. Прекрасно было не что-то отдельное, взятое само по себе -молодые листочки или босоногая крестьянка, а нечто, соединявшее их в одно целое. Прекрасной была сама жизнь земли, прекрасным Ьыло чувство, которое рождалось в его груди и соединяло с этой землей, с людьми, работающими на ней ("Весна на пашне"). Пройдет еще четверть века, прежде чем Чернышевский провозгласит в своей знаменитой диссертации: прекрасное - есть жизнь, тем самым открыв новую полосу в истории эстетической мысли, в самом ходе развития русского искусства. А пока что скромный художник, почти безвыездно живущий в своей деревеньке, вдохновенно работает, прокладывая пути этой истине, доверяясь собственным чувствам и своему пониманию жизненных явлений.

"Ничего не изображать иначе, чем в натуре является, и повиноваться ей одной без примеси манера какого-либо художника, то есть не писать картину a la Rybens, a la Rembrandt и проч., но просто как бы сказать a la Натура" - так думал Венецианов и так наставлял своих учеников, вскоре появившихся у него. Их он искал и находил средь бедного люда и крепостных, веруя, что, "идучи сим новым путем", они приблизятся к правде и красоте вернее, чем те, кто годами копирует римские и греческие образцы, изучает классические полотна, затверживает правила, приобретает навыки, оставаясь глухим и слепым перед тем миром подлинной красоты, которую являет собой природа. Свои полотна, что бы они ни изображали, художник больше не называет "портрет", "пейзаж", "жанровая сценка", все это "этюды в безусловном подражании природе".





Чаще всего он пишет крестьянские лица. А поскольку он по своему душевному настрою поэт, то всегда жаждет впечатлений, которые помогли бы ему утвердиться в этом качестве. Встретит он в поле молодую светлоглазую крестьянку, усадит ее перед мольбертом, бросит ей на колени букет васильков и с трепетом наблюдает, как светится ее лицо, как голубеют глаза. И пристально вглядывается в это преображенное лицо. Но поэту чаще всего приходится отступать перед реалистом, который не мог не заметить выражения покорной усталости, которое делало лицо крестьянки застывшим, каменным. Он был слишком честен, чтобы писать то, что ему хотелось бы в ней увидеть, а не то, что было на самом деле. И полотно запечатлевало сутулые плечи, большие, натруженные руки и взгляд, в котором было столько придавленности, безразличия ко всему на свете ("Девушка с васильками").

Поэт или реалист заставлял Венецианова браться за кисть, чтобы писать "Жницу", "Кормилицу с ребенком", "Крестьянку Тверской губернии"? Скорее всего, поэт, потому что все это портреты красавиц. Правда, ни в одном салоне, ни в одной гостиной этих крестьянок не назвали бы красавицами, они красивы по народным, "мужицким" представлениям: румяны, то, что называется "кровь с молоком", их фигуры дышат здоровьем и силой-с любой работой справятся, любая трудность им нипочем. Вглядываясь в их лица, мы понимаем, что снова поэт отступал перед трезвым наблюдателем. Художник старался быть настолько точным, что по его полотнам ученые могут изучать тип лица тверской крестьянки-нес-колько скуластое, широко расставленные глаза, высокий гладкий лоб, волосы, всегда покрытые повязкой, повойником, кокошником или платком. Они даже похожи друг на друга, как похожи красавицы в сказках, в народных песнях.

Изображая своих крестьянок, художник как бы отрекался от тех понятий, представлений о женской красоте, которые суще-ствовали в его время. Случалось и так, что в споре поэта и реалиста оба приходили к согласию. И тогда появлялись такие полотна, как "Девушка в платке". Это лицо выделяется в галерее венециановских женщин. В нем нет ничего застывшего, оно мило своей одухотворенностью. Как случилось, что жизнь, исполненная труда и лишений, пощадила это существо, или только до времени обошла его стороной? В детски припухших губах как будто трепещет улыбка, в глазах столько чистого, ясного света и такое доверие к миру, какое бывает только в ранней юности. Все гармонично в чертах ее лица, все исполнено прелести. Чем больше вглядываешься в ее лицо, тем больше уверенности, что красота эта достойна счастья, рождена для счастья. Художник как будто отдыхал, работая над этим полотном, предавшись мечтам. Образы крепостных крестьян появлялись в русской живописи и до Венецианова - у Аргунова, Боровиковского и других художников, но только в его творчестве мир крестьянской жизни и крестьянских понятий становится главной темой, определяет самую сущность его искусства, его представлений о красоте.


Смотрите также:
Валентин Серов, Портрет Ивана Абрамовича Морозова
Джеймс Уистлер, Портрет Теодора Дюре
Василий Суриков, Автопортрет
А. Г. Венецианов. Девушка в платке
Акварели В. С. Садовникова. Виды Петербурга
Пьер-Огюст Ренуар
Дмитрий Левицкий. Портрет В. И. и М. А. Митрофановых
Франсуа Клуэ. Портрет Елизаветы Австрийской
Ханс Хольбеин Младший, Портрет Дирка Берка
Художник Андрей Верещагин
Георг Мюльберг
Александр Кабанель
Алан Фернлей
Художник - импрессионист GUY DESSAPT
Художник Фабиан Перез
Художник Олдрич Кулханек (Oldrich Kulhanek)
Художник Вильям Хенритс (Willem Haenraets)
Энди Уорхол (Andy Warhol)
Художник Сергей Федоров
Художник Howard Terpning
Художница Vie Dunn-Harr
Художница Кристина Зейтунян-Белоус









  Rambler's Top100  


Web дизайн и создание сайтов       Пользовательское соглашение

Карта сайта      Наверх