Web Дизайн. Уроки фотошопа, photoshop. Статьи о дизайне. Как создать сайт. Обучение дизайну. Фото. Гламурные галереи
Веб дизайн


Дизайн Форум


Про дизайн и web дизайн




Главная     Галереи Дизайна (29)




  Статьи о дизайне





  Галереи дизайна

Промышленный дизайн, графический дизайн, гламурные картинки, иконки, аватары.

  Помощь Дизайнеру!

Советы по дизайну. Философия, психология и трудовые будни дизайнера.



  Франсуа Клуэ, Портрет Елизаветы Австрийской




Франсуа Клуэ. Портрет Елизаветы Австрийской

Этот портрет из парижского Лувра - одно из немногих и общепризнанно лучшее живописное произведение мастера, известного главным образом карандашными портретами. Имя его - Франсуа Клуэ; он был чрезвычайно знаменит и очень ярко отразил французский XVI век. То было время распада средневековья, эпоха политических брожений и всяческих смут, когда, по словам Стендаля, "религиозные войны воспламенили души, заглохшие в пору долгого мерзкого феодализма".

В искусстве французский XVI век - это время открытия итальянского Возрождения с его преклонением перед человеком, свободным и прекрасным.

Правда, "более скромное, чем итальянское, французское искусство,- по замечанию исследователя, - сочетает живой интерес к отдельной челове-ческой личности с дыханием зарождающихся в эту эпоху широких идеалов гражданственности".

Франсуа Клуэ. "Портрет Елизаветы Австрийской"Родился Франсуа Клуэ в городе Туре между 1505 и 1510 годами, а рисунку учился у своего отца, фламандца по национальности, очень хорошего художника Жана Клуэ, который к 1529 году добился почетного звания придворного живописца и камердинера короля (Франциска I) и перебрался с семьей в Париж. Впрочем, еще в Туре Жан Клуэ возглавлял тамошнюю школу портретистов и первым из них отказался от профильного портрета по фламандскому образцу, начав писать лица с поворотом в три четверти, что, конечно, усложняло работу, но и делало портрет более выразительным.

Собственно говоря, перемена ракурса означала изменение самой концепции портрета: чистая описательность сменялась углубленным прочтением, характеристикой модели. И с первых самостоятельных шагов Франсуа Клуэ пошел по стопам отца. Сначала довольно робко ("Портрет мадам Легранж"), но с каждым годом все смелее и смелее; к середине 1530-х годов в портрете фаворитки короля герцогини д' Этамп он предстает совершенно определившимся рисовальщиком с твердой рукой и верным глазом.

Особенность портретной галереи Клуэ, помимо высокого мастерства исполнения, еще и в том, что ему часто доводилось рисовать одних и тех же людей по нескольку раз, порой через большие промежутки времени, а люди эти зачастую играли весьма заметную роль в политической и религиозной жизни своего века, так что перед нами буквально - проходит история в своем развитии и видимы те следы, которые время отпечатывало на человеческих лицах.

Вот, например, около 1540 года Клуэ нарисовал портрет девочки, Жанны д'Альбрэ. Она была дочерью сестры короля Франциска Маргариты Наваррской, чья книга новелл "Гептамерон" считается классикой французской литературы. От рождения слабая здоровьем, Жанна к своим двенадцати годам настрадалась уже достаточно, несколько раз стояла на пороге смерти- понятно измученное выражение в ее глазах. Надо сказать, что еще недавно перед тем средневековые портретисты не признавали детского портрета вообще, детей писали как маленьких взрослых, все же специфически детское либо не замечалось, либо игнорировалось. Клуэ нарисовал именно ребенка, но ребенка, страдавшего и словно знающего, что чаша страданий далеко не испита до конца.





И действительно, вскоре Жанна перенесет пытки и заточение за отказ подчиниться воле короля, позднее станет яростной фанатичкой, предводительницей гугенотов, женщиной-оратором, женщиной-вождем, а Клуэ около 1570 года снова нарисует ее портрет, описанием которого могут послужить слова о Жанне ее единоверца, поэта-гугенота Агриппы д'Обинье: "Она была женщиной лишь по своему полу, имела душу вполне мужественную, могущественный в своих деяниях ум, непоколебимое в бедствиях сердце."

Клуэ создал массу портретов незаурядных женщин. Например, два портрета Дианы де Пуатье, фаворитки короля Генриха II, портреты двух его дочерей - Елизаветы и Маргариты Валуа и, наконец, наверное, самый любопытный портрет его жены, Екатерины Медичи, властной, коварной, умной и злой, не скрывавшей, что правило жизни для нее "дожидаться и ненавидеть". Кроме дочерей у Генриха с Екатериной родился сын, ставший королем Карлом IX. Его тоже не раз рисовал Клуэ. Впервые - мальчиком десяти лет, дофином; потом - пятнадцатилетним юношей, долговязым, нескладным, еще не сформировавшимся, но с лицом уже очень определенным: брюзгливое выражение, настороженный и затравленный взгляд, вялая улыбка в углах безвольных губ. Исследователи отмечают, что если портретисту Жану Клуэ (отцу) было присуще доброжелательство и доверие к людям, то Франсуа восполнял отсутствие у себя этих свойств преувеличенной зоркостью, умением читать в сердцах, умом ядовитым и скеп- тическим, то есть, короче говоря, тем абсолютным знанием людей и света, которое далось ему за долгие годы жизни при дворе.

Последний, третий портрет Карла IX Клуэ создал в начале 1570-х годов, вскоре после страшной Варфоломеевской ночи, отчасти невольным виновником которой был Карл, и незадолго до его смерти. На этот раз Клуэ создал жуткий образ: пустые глаза и мертвенное лицо короля странно дисгармонируют с почти шутовским нарядом - это живая насмешка над королевским саном. Наблюдавший Карла кмемуарист XVI века аббат Брантом писал, что на двадцать третьем году жизнь короля "превратилась в жизнь автомата", всё и вся смертельно надоело ему и сам он себе смертельно надоел.

Перед вами - портрет жены несчастного и неза дачливого венценосца, Елизаветы Австрийской (1571 год). Он написан в малопривычной для Клуэ и не особенно им любимой технике масляной живописи, однако и в нем сказалось его великолепное изобретательное мастерство. Предполагают, что за время своей художественной карьеры Клуэ испытал, помимо отцовского, еще два довольно сильных влияния: во-первых, художников так называемой - "школы Фонтенбло", во-вторых, Анонима 1550 года, неизвестного мастера, работавшего в середине XVI века. Вероятно, от них идет соединение воздушности письма и не оставляющей места для разночтений определенности в трактовке Елизаветы. Жена своего мужа, свидетельница страшных и кровавых событий, она едва ли могла остаться невосприимчивой к мраку, который окружал ее в королевском дворце. В напряженном и пристальном взгляде читается ожидание чего-то (вряд ли добра), и вместе с тем спокойное достоинство - достоинство королевы и женщины, совесть которой чиста. Это один не только из самых красивых, но и по-человечески привлекательных образов портретной галереи Клуэ.

Осталось сказать еще несколько слов о нем самом. Около 1570 года, то есть совсем незадолго до смерти (в 1572 году), Клуэ нарисовал свой автопортрет (во всяком случае, считается, что это его автопортрет): аскетичное лицо лысого старика с взглядом одновременно колючим и погасшим; странно деформированы пропорции лица; в общем, к себе Клуэ оказался не менее строгим и неумолимым, чем к остальным своим моделям.
Жизнь Клуэ вряд ли была особенно счастливой. Был, правда, круг людей, искренне и бескорыстно его любивших, -это были поэты "Плеяды" (Ронсар, Дю Белле. Белло), создатели литературного французского языка. Наверное, среди них художник находил порой несколько часов душевного покоя и чистой радости.


Смотрите также:
Валентин Серов, Портрет Ивана Абрамовича Морозова
Джеймс Уистлер, Портрет Теодора Дюре
Василий Суриков, Автопортрет
А. Г. Венецианов. Девушка в платке
Акварели В. С. Садовникова. Виды Петербурга
Пьер-Огюст Ренуар
Дмитрий Левицкий. Портрет В. И. и М. А. Митрофановых
Франсуа Клуэ. Портрет Елизаветы Австрийской
Ханс Хольбеин Младший, Портрет Дирка Берка
Художник Андрей Верещагин
Георг Мюльберг
Александр Кабанель
Алан Фернлей
Художник - импрессионист GUY DESSAPT
Художник Фабиан Перез
Художник Олдрич Кулханек (Oldrich Kulhanek)
Художник Вильям Хенритс (Willem Haenraets)
Энди Уорхол (Andy Warhol)
Художник Сергей Федоров
Художник Howard Terpning
Художница Vie Dunn-Harr
Художница Кристина Зейтунян-Белоус









  Rambler's Top100  


Web дизайн и создание сайтов       Пользовательское соглашение

Карта сайта      Наверх