Web Дизайн. Уроки фотошопа, photoshop. Статьи о дизайне. Как создать сайт. Обучение дизайну. Фото. Гламурные галереи
Веб дизайн


Дизайн Форум


Про дизайн и web дизайн




Главная     Галереи Дизайна (29)




  Статьи о дизайне





  Галереи дизайна

Промышленный дизайн, графический дизайн, гламурные картинки, иконки, аватары.

  Помощь Дизайнеру!

Советы по дизайну. Философия, психология и трудовые будни дизайнера.



  Эмоциональный дизайн. Кансей инжиниринг (kansei
  engineering). Аффективный инжиниринг





Эмоциональный дизайн или тайна четвёртой волны.

Технологии развиваются стремительно, и у многих IT-компаний возникает вопрос: как оказаться на гребне новой волны? Все мы видели чудеса взлёта некоторых компаний в условиях жёсткой конкуренции, когда казалось, что рынок уже поделен и заполнен гигантами индустрии. За примерами далеко ходить не нужно, из самых ярких и известных всем - это компании Microsoft, Google и Apple. Какова история их успеха? Что позволило им вырваться вперед? Чтобы ответить на этот вопрос, нужно обратиться к истории и проанализировать некоторые тенденции развития компьютерной индустрии.

Компании, желающие подняться на гребне этой волны, должны делать ставку на эмоциональную привлекательность своих продуктов для пользователей.

В 40-60-е годы ХХ века, когда только появились первые компьютеры, большая часть средств вкладывалась в "железо", и совсем мало - в "софт" и человеческий фактор. Это была первая волна компьютерной индустрии. Компании, которые вовремя почувствовали веяние времени и вложили свои деньги в создание первых компьютеров, получили богатые дивиденды. На этой волне взошли такие компании, как IBM, Bell и Hewlet Paccard. В это время важно было создать инструмент для решения комбинаторных задач и сложных вычислений. Компьютеры были размером с двухэтажное здание и ими пользовались научные институты, военные и правительство.






В 70-80-е годы "железо" стало дешеветь, и появились персональные компьютеры. Наиболее актуальным стало развитие программного обеспечения, нацеленное на автоматизацию производственных и личных задач человека. Именно на второй волне компьютеризации стремительно выросли такие компании, как Microsoft, Sun и Apple. Они верно уловили тенденции развития компьютерной индустрии и вложились в создание "софта".

Начиная с 90-х годов и "железо" и "софт" стали еще более доступными, и на первый план вышел "человеческий фактор". Специалисты отметили, что в это время началась третья волна развития компьютерных технологий, когда выигрывать стали продукты, обладающие свойствами простоты, понятности и удобства использования. На этой волне всемирного успеха добились такие компании как Google и Apple.

Сейчас, когда уровень конкуренции в IT-секторе довольно высок, выигрывают в первую очередь те продукты, которые не только представляют богатый список функциональности, но позволяют пользователям достигать их целей максимально простым, понятным и удобным способом. Именно с этим связан бум проектирования интерфейсов с учетом требований юзабилити на Западе.

И хотя Россия в данном секторе отстает от западного мира на 5-10 лет, многие передовые отечественные компании также уже поняли тенденцию времени. Они начали активно внедрять в свои бизнес-процессы методы проектирования эффективного взаимодействия с пользователями.

Что же ожидает нас в скором будущем? Какой будет четвертая волна в компьютерной индустрии? Эта волна уже началась, и называется она "эмоциональный дизайн", "эмоциональное проектирование".

Философия эмоционального дизайна появилась в начале семидесятых годов ХХ века. Впервые эту идею сформулировал японский профессор Митсуо Нагамачи (Mitsuo Nagamachi), который предложил преобразовать эмоциональные переживания и ощущения человека в конкретные свойства продукта. В начале 90-х годов этот подход был применен при создании уникального японского автомобиля Mazda MX-5 Miata.

Впервые в разработке автомобиля на первое место поставили не технические характеристики (скорость разгона или количество лошадиных сил), а чувства, которые испытывает водитель автомобиля - нравится ли ему звук мотора, получает ли он удовольствие от езды, от общения с машиной. Успех был ошеломляющий, и эта модель даже вошла в книгу рекордов Гиннеса как самый продаваемый автомобиль своего класса. Этот подход назвали кансей инжиниринг (kansei engineering) и он с успехом применяется во многих компаниях по всему миру.

Алан Купер, признанный мировой эксперт в вопросах создания интерфейсов, в своей книге "Об интерфейсе" также говорит о том, что при создании продуктов важно учитывать не только конечные цели пользователей (то, ради чего они покупают продукт), но и их эмоциональные цели. Эмоциональные цели выражают то, как человек хочет себя чувствовать, работая с продуктом. Когда продукт заставляет пользователей чувствовать себя глубо или неудобно, их самоуважение и производительность труда снижаются, а недовольство растет. Стоит чуть переборщить с таким отношением к пользователям - и они воспользуются первым же шансом, чтобы избавиться от этого продукта. Такой продукт потерпит неудачу - независимо от того, насколько хорошо он позволяет пользователям достигать всех прочих целей.

Дональд Норман, еще один известнейший юзабилити-специалист, профессор когнитологии и психологии, автор книги "Эмоциональный дизайн", в результате своих исследований пришел к выводу, что для человека ценность во многом определяется не только полезным результатом, но и эмоциональным компонентом взаимодействия. Итак, "эмоциональный дизайн" или, если корректно перевести термин "дизайн" на русский язык, "эмоциональное проектирование" - это проектирование продуктов, которые не только позволяют пользователям эффективно достигать конечных целей, но и вызывают положительные эмоции при взаимодействии с ними.

Тайна четвертой волны заложена в самой человеческой природе. Компании, желающие подняться на гребне этой волны, должны делать ставку на эмоциональную привлекательность своих продуктов для пользователей.

Это значит не только обеспечить наличие полезных функций и удобство их применения, но и положительную эмоциональную окраску взаимодействия человека с компьютерным продуктом. Взаимодействие человека с компьютером так же, как и взаимодействие человека с человеком, подразумевает эмоционально-психологические аспекты - ожидания друг от друга, способность к восприятию информации, поступающей от противоположной стороны, эмоциональный фон общения. Вы наверняка неоднократно видели, как люди разговаривают со своим компьютером, уговаривают машину завестись или свой модем не прерывать соединения при передаче важного файла. Люди ожидают от сложных технических устройств поведения, свойственного человеку - ожидают понимания, заботы и даже сочувствия.

Поэтому для создания успешного компьютерного продукта необходимо позаботиться о трех важных составляющих:
  1. как будет технически обеспечиваться функционирование продукта

  2. как будет передаваться информация (при помощи визуального языка, воплощенного в интерфейсе)

  3. как будет восприниматься информация живым человеком-пользователем
За каждой программой и веб-сайтом тоже стоят люди - команда разработчиков. Но поскольку они не общаются непосредственно с пользователями, необходимо на этапе посредничества (которое происходит через интерфейс) спроектировать такое поведение программы, которое будет вызывать положительный эмоциональный отклик у пользователей.

Не всем компаниям это удается сделать, а некоторые пока даже и не задумывались об этом. Не случайно развитие компьютерной индустрии названо "волнами", а волны, как известно, сменяются, набегая друг на друга. И это прекрасно описывает наше время, когда одновременно существуют и компании, только вступающие в "третью волну", только начинающие задумываться об удобстве использования, и компании, которые уже давно обеспечили удобство для своих пользователей и теперь заботятся об их эмоциональном комфорте, поднимаясь вверх, к успеху, на гребне четвертой волны.

Артём Кузнецов



Кансей инжиниринг (kansei engineering) и эстетика в дизайне. Аффективный инжиниринг

(С японского: Kansei kougaku, эмоциональная / аффективная* инженерия) является методом для перевода чувств и впечатлений в параметры продукта. Метод изобретенный в 1970-х годах профессором Micuo Nagamachi (декан Международного университета Хиросимы).

*аффект - душевное волнение


Kansei engineering - "мера" чувств, метод показывает связь эмоций человека с определенными свойствами продукта. В результате, продукты проектируются с учетом, чтобы вызывать у потребителя конкретные положительные эмоции. Кто-то может определить это как "инженерия вокруг человеческого опыта".

Дизайн продукции на рынках сегодня часто становится все более сложными, поскольку они содержат больше функций, и они должны отвечать большим требованимя, например, на удобство, технологичность и экологичность. Сокращение жизненного цикла продукта это, скорее всего, увеличение затрат на разработку. И ошибки в оценках тенденций рынка могут обойтись производителю очень дорого.

Однако успех в определенном сегменте рынка требует не только знаний о конкурентах и свойствах своих продуктов, но и о тех впечатлениях и эмоциях, которые продукты вызывают у клиента. Последнее требование становится гораздо более важным.
Это означает, что клиент покупает продукт, основываясь на более субъективных условиях, таких как имидж, репутация, дизайн, впечатление и т.д., хотя продукты кажутся равными. Большое количество производителей начали деятельность в области развития Кансей инжиниринг, чтобы рассматривать такие субъективные свойства. Та как качество продукции определяет имидж компании.

Потребовалось введение новой области исследований "эмоциональный дизайн" или "аффективные инженерия", касающейся сбора информации о скрытых субъективных потребностях клиентов и перевода их на функционал продукции. (www.engage-design.org)

В настоящее время, люди хотят использовать продукты, которые в дополнение к функционалу на физическом уровне, должны быть пригодны для взаимодействия с покупателем на психологическом уровне и должны быть привлекательными на субъективном, эмоциональном уровне.

Аффективный инжениринг это изучение взаимодействия между клиентом и продуктом на этом третьем эмоциональном уровне. Он фокусируется на отношениях между физическими чертами продукта и его влиянием на аффективные черты пользователя.

Благодаря этой области исследований, можно получить знания о том, как создавать более привлекательные продукты и сделать своих клиентов довольными и счастливыми.



Kansei в разработке программного обеспечения
Концепция Kansei.
Разработка Программного Обеспечения (Keso). Университет в Линчепинге. Швеция (www.kansei.eu)


 Смотри также:
Эстетика в дизайне










  Rambler's Top100  


Web дизайн и создание сайтов       Пользовательское соглашение

Карта сайта      Наверх