Web Дизайн. Уроки фотошопа, photoshop. Статьи о дизайне. Как создать сайт. Обучение дизайну. Фото. Гламурные галереи
Веб дизайн

Статьи о дизайне   Портфолио дизайнера
Дизайн Форум


Про дизайн и web дизайн




Главная     Форум     Галереи




  Статьи о дизайне





  Мебель стиля Чиппендель




Стиль Чиппендель

Английская мебель середины XVIII в. сильно отличается от французской, которая в эту эпоху вызвала подражание во всех странах европейского континента. Своеобразием форм английская мебель в метрополии, а затем и в английских владениях Нового Света, обязана деятельности великого мастера-краснодеревца Томаса Чиппенделя, создавшего новый стиль в мебели, отличающийся большой комфортабельностью. Начиная с 1725 г., т. е. гораздо раньше, чем в континентальные страны Европы, в Лондон начали привозить большие партии красного дерева, которым и заменили орех, служивший до этого времени материалом для изготовления мебели. С введением красного дерева образуется и тот новый стиль английской мебели, который впоследствии был назван именем Томаса Чиппенделя, в 1725 г. бывшего всего-летним мальчиком.

На возникновение нового стиля английской мебели оказали влияние привозная китайская мебель и местная готическая. В первой: угловатые контуры, резные ажурные перекладины, решетчатые панно сухого геометрического рисунка и изогнутые ножки с утолщением вверху и внизу, причем утолщенный нижний конец образует зажавшую шар птичью лапу. Готическая мебель имела зубчатые аркады и мотивы оконных переплетов, повторяющие детали каменной архитектуры готики, угасавшей к этому времени. Из этих элементов и тех форм, которые царили во французской мебели в первой половине XVIII в., Чиппендель сумел создать тот новый стиль, которым начался расцвет английской мебели.



В период, предшествующий развитию стиля чиппендель, мебель Англии находится под сильным влиянием Голландии, так как король Вильям III, родом голландец, сильно покровительствовал своим соотечественникам. Благодаря этому почти вся мебель, делавшаяся в Англии до 1715 г., отличалась заимствованными от голландской мебели элементами китайского искусства, в виде уже упомянутых выше ножек с птичьей лапой. Из Голландии же пришли и пузатые шкафы, и светлое маркетри на фоне ореха, и деревянные спинки кресел и стульев с узкой дощечкой в средней своей части, носившей название "оплат" (splat). Все эти элементы украшений были обычны в стиле королевы Анны и Георгов XVIII в., на смену которому и явилась мебель Чиппенделя.

Первые образцы своей мебели Томас Чиппендель делал еще в стиле королевы Анны, но затем, будучи современником царившего во Франции стиля рококо, мастер начинает бороться за уменьшение массивности отдельных частей мебели и за улучшение ее пропорций в сторону большей легкости и изящества. Чиппендель сумел в дальнейшем соединить черты голландской мебели с изящными украшениями из раковин и завитков стиля рококо и добиться на фоне этих совершенно разнородных элементов создания своего собственного стиля, с капризно изогнутыми, но вместе с тем глубоко конструктивными и удобными формами. Кроме характерных стульев, решетчатая спинка которых украшалась чрезвычайно разнообразными узорами и неоднократно меняла свою форму, сохранилось немало образцов и других видов мебели работы Чиппенделя. Таковы диваны и канапе, представлявшие соединение в одно целое двух или трех кресел, кресел с глухими спинкой и боковыми сторонами, письменные столы, шкафы-секретэры, бюро, комоды с громадным количеством выдвижных ящиков, кровати и другие предметы.


В художественной мебели, вышедшей из мастерской Чиппенделя, можно наблюдать несколько периодов. Если в его первых работах еще чувствуются массивные формы, свойственные стилю королевы Анны, и материалом им служит дуб или бук, то в следующем периоде, интерпретируя французское рококо, мастер создает необыкновенно изящные стулья и кресла, пропорции которых значительно разнятся от первых. В то же время Чиппендель переходит на красное или лимонное дерево, которое не фанеруется, а делается из цельных брусков. Разница между английской и французской мебелью в эту эпоху заключается в том, что во Франции фактура дерева скрыта под позолотой или сплошной окраской, в Англии же поверхность дерева покрывается только воском, и все благородство фактуры экзотических древесных пород хорошо видно. Увлечение элементами китайского искусства получило широкое распространение в Англии благодаря архитектору Чемберсу. Причудливые завитки и разнообразно переплетающиеся решетки, эти типично китайские мотивы, нашли свое отражение и в мебели Чиппенделя, последний период деятельности которого ознаменовался его увлечением "готическими" мотивами.

Своей популярностью Томас Чиппендель обязан главным образом изданному им в 1745 г. руководству для столяров, в котором он дал целый ряд рисунков, рассчитанных, по его словам, на то, "чтобы улучшить и уточнить вкус лиц различных классов общества". Благодаря распространению чертежей Чиппенделя, являвшихся вначале единственным руководством для английских столяров, его стиль быстро распространился по всей Англии и вызвал подражание в Северной Америке и в ряде других стран, расположенных по берегам Северного и Балтийского морей.

Н. Н. Соболев


Смотрите также:
Дизайн мебели
Греческая мебель
Эротическая мебель
Мебель в стиле Бидермейер
Римская мебель
Мебель романского стиля
Английская мебель Хеппльуайта и Шератона
Византийская мебель
Египетская мебель
Английская мебель стиля Чиппендель
Готическая мебель
Мебель раннего возрождения
Мебель высокого ренессанса
Французская мебель стиля людовика XV
Французская мебель стиля людовика XIV
Французская мебель в стиле Ампир
Стили в мебели - Ампир
Дизайн в мебельном бизнесе - от идеи до производства







Электронные книги о дизайнеЧМ 2018Гламурные картинкиГраффити галереяЯпония фотографииО путешествиях и странах, дешевые авиабилеты и отелиДизайн форум



    Rambler's Top100     Яндекс.Метрика  


Web дизайн и создание сайтов


Карта сайта       Наверх