Web Дизайн. Уроки фотошопа, photoshop. Статьи о дизайне. Как создать сайт. Обучение дизайну. Фото. Гламурные галереи
Веб дизайн


Дизайн Форум


Про дизайн и web дизайн




Главная     Галереи Дизайна (29)




  Статьи о дизайне





  Галереи дизайна

Промышленный дизайн, графический дизайн, гламурные картинки, иконки, аватары.

  Помощь Дизайнеру!

Советы по дизайну. Философия, психология и трудовые будни дизайнера.



  Мебель стиля рококо





Французская мебель

Господство мебели стиля Людовика XV, иначе называемого стилем рококо. Переход от величественного и пышного барокко эпохи Людовика XIV к вычурному рококо произошел не сразу. Промежуточным звеном был период регентства. В это время художники Жюль Оппенор, Клод Жилло и Жюст-Аврелий Мейсонье издали свои эскизы в виде альбомов и отдельных гравюр. Эти работы подготовили почву для развития нового стиля.

В мебели для сидения - диванах, креслах, шезлонгах, бержерах и пр. - было достигнуто величайшее удобство, соединенное с необыкновенным изяществом и уютом. Наиболее характерной особенностью этого стиля является почти полное отсутствие прямых линий. Все они изогнуты; вертикальные - соответственно конструктивным требованиям, горизонтальные - согласно требованиям удобства. Все углы скруглены. Суживающиеся книзу ножки с характерным изгибом внизу оканчиваются каблуком, замаскированным изящным, не доходящим; до пола завитком. Они сильно расширяются кверху, прочно охватывая раму сиденья и сливаясь с нею в одно неразрывное целое.

В разрезе они имеют неправильную овальную форму. По оси ножек идут жгутики с вырастающими из них листиками, переходящими наверху, у подушки сиденья, в большую раковину с сильно подчеркнутым глазком или в букет цветов. К крепко связанному каркасу приделывается спинка в виде прямоугольника со скругленными углами и вырезанными боками, напоминающая деку скрипки. Локотники - с тонко нарисованной профилировкой, среди которой вплетен жгутик, перевитый ленточкой. Верхняя часть выгнутой спинки покрывается резьбой из цветов, листвы или раковин с орнаментом. На сиденье, спинку и локотники накладываются подушки, обитые шелковой материей с крупными букетами цветов натуральной величины, разбросанными среди серебристых, точно кружевных, разводов или же с различными сценами из пастушеской жизни (пасторалями), специально исполненными на фабриках Гобеленов или Бовэ.



Диван, так же как и в предыдущую эпоху, образуется путем соединения трех кресел с общей обвязью, причем средние локотники и лишние ножки выбрасываются. В период уже развитого рококо на передней стороне дивана хотя и остаются четыре ножки, но они расставлены неравномерно, средние шире боковых. Создается впечатление, что основанием дивана в эту эпоху послужило соединение в одно целое не трех одинаковых кресел, а двухместной козетки и приставленных к ней по сторонам кресел. Это выделение средней части дивана заметно не только в расстановке его ножек, но и в украшенной резьбой верхней части спинки. Для обивки диванов, а также кресел и стульев на коврово-декоративных мануфактурах Франции в Гобеленах, Бовэ и Обюссоне вырабатываются специально по размеру штучные куски ткани, отдельно для спинки и для сиденья. Их композиции делаются на фоне из двух цветов темного бордюра одного цвета и светлой середины контрастирующего другого цвета.

Композиции состоят из гирлянд и корзин цветов натуральной величины, атрибутов музыки и пастушеской жизни, перевитых лентами и тонко изогнутыми ветвями деревьев и пр. Кубические формы комодов и шкафов в стиле рококо как бы разбухли книзу, который словно отек и выпучился вперед. Назначение каждой отдельной части мебели как бы нарочито отрицается ее формой. При таком корпусе ножки уже не представляют собою вертикальных балясин, как раньше; им придают форму стильно изогнутых завитков, которые не стоят твердо. Заканчиваются ножки бронзовым завитком. Будучи четырехгранными по форме, они, поднимаясь вверх, делают изгиб, очерченный мягкой кривой линией, переходящей на корпус поддерживаемого ими предмета. Их контуры подчеркиваются тонкими линиями бронзовых украшений, причем внешнее ребро прямо переходит в боковую грань, а внутреннее - в линию, очерчивающую нижнюю часть комода или шкафа.



Различие между несущими и несомыми частями, существовавшее в первой стадии французского барокко (стиле Людовика XIV), теперь отсутствует; художественной задачей мебели рококо становится исключительно текучая грациозность линий и форм. Исчезает целесообразность форм, наблюдавшаяся в мебели предшествующих эпох. Комод в стиле рококо обычно очерчен снизу изогнутыми линиями, которые повторяются на передней и боковых сторонах изогнутыми и слегка выпученными плоскостями. Его передний фасад украшен настоящим китайским лаком или расписан в китайском духе пейза-жами с пагодами, ажурными мостиками, башнями, фигурами китайцев и мандаринов. В переднем фасаде такого комода обычно прорезаны ящики, выдвигая которые, разрезают композицию в самых неожиданных местах.

В мебели рококо существует несколько типов столов, в зависимости от их назначения. Декоративные столы-консоли наглухо прикреплены к стене, по большей части неразрывно связаны с находящимся над ним зеркалом, заключенным в богатую резную раму: их доска делается из мрамора, у которого только прилегающая плотно к стене сторона - прямая, все же остальные изогнуты по кривым, согласно композиции художника. Поддерживающие доску ножки консоли сильно изогнуты. Они как бы вырастают из сквозного подстолья и соединены внизу, почти у самой стены, богатыми асимметричными завитками картуша. Существуют также декоративные столы на четырех ножках, стоявшие посреди комнат. Их композиция обычно перегружена резьбой с накладками из раковин и гирлянд и гербовыми щитами, а столовые доски богато инкрустированы. Обычно в дворцовых залах они служат только для украшения. На них ставят часы, канделябры и пр. При устройстве письменных столов в эту эпоху начинают более всего заботиться об удобстве работающих за ними. Для этого к обычным столам с тремя ящиками, какие были и в предшествующем стиле, с короткой или с длинной стороны, а иногда и с трех сторон, приделывают ряды открытых ящиков, разделенных вертикальными перегородками на небольшие ячейки.

Материалом для мебели служит дерево местных пород (орех, липа и т. п., которые поддаются мелкой и тонкой резьбе). Поверхность дерева в готовом виде красится сплошь в белый, зеленый, голубой или другие цвета, лакируется и местами золотится. Иногда употребляют и дорогие сорта привозного дерева: амарант, палисандр, розовое и черное дерево, тонкие филенки которого наклеиваются на готовый каркас. В таком случае место резьбы занимает инкрустация (маркетри). Кроме резьбы, большое место поверхности дерева часто занимают бронзовые накладки, выполненные в виде листьев, гирлянд, цветов, раковин и орнаментальных завитков. Самым выдающимся художником-бронзовщиком этой эпохи был Жак Каффиери. После его смерти, в 1755 г., его дело с таким же успехом продолжал его сын Филипп, имя которого связано с лучшими образцами мебели рококо. Одновременно с ним продолжал работу и Крессен - лучший мастер-мебельщик эпохи регентства. Около 1750 г. выдвигаются работы Эбена и Гвернона, впервые начавших выявлять фактуру самого дерева.



В употреблении бронзовых украшений на мебели рококо можно различить три периода. В начале перегруженность бронзой, под которой скрыто более 50% деревянных частей. Второй период начинается одновременно с появлением во Франции китайских лаков и подражавших им лаков местного производства братьев Мартэн. Употребление бронзы при этом значительно сократилось. Она уступает место лакам. Наконец, третий период, относящийся ко второй половине XVIII в., начинается с тех пор, как в качестве главного момента украшений вводится крупная деревянная мозаика, изображающая корзины с цветами, гирлянды, букеты и пр.

На такой мебели, сплошь покрытой инкрустацией, из бронзы делаются только ручки и небольшие накладки. Этот последний этап мебели в стиле рококо был создал мастером-краснодеревцем Жаном-Франсуа Эбеном, который является автором знаменитого бюро-цилиндра, делавшегося для короля Людовика XV и украшенного великолепными бронзовыми накладками работы Гутьера. Это "bureau du roi" было начато в 10 г., а закончено после смерти Эбена, между 13 и 19 гг., знаменитым мебельщиком Жаном-Анри Ризеиером, немцем по происхождению, расцвет искусства которого относится уже к последующей эпохе - стилю Людовика XVI.

Следует отметить, что в XVIII в. во Франции в отделке стен дворцовых покоев и домов богачей настоящий или искусственный мрамор с массивными лепными или бронзовыми украшениями из воинских доспехов и трофеев заменяют деревянной обшивкой, выкрашенной в белую краску. На такой обшивке с массой филенок и панно различной величины и формы помещены резные вызолоченные украшения из различных атрибутов и эмблем, заключенные в тонкие орнаментальные рамы.

Н. Н. Соболев


Смотрите также:
Дизайн мебели
Греческая мебель
Эротическая мебель
Мебель в стиле Бидермейер
Римская мебель
Мебель романского стиля
Английская мебель Хеппльуайта и Шератона
Византийская мебель
Египетская мебель
Английская мебель стиля Чиппендель
Готическая мебель
Мебель раннего возрождения
Мебель высокого ренессанса
Французская мебель стиля людовика XV
Французская мебель стиля людовика XIV
Французская мебель в стиле Ампир
Стили в мебели - Ампир
Дизайн в мебельном бизнесе - от идеи до производства









  Rambler's Top100  


Web дизайн и создание сайтов       Пользовательское соглашение

Карта сайта      Наверх