Web Дизайн. Уроки фотошопа, photoshop. Статьи о дизайне. Как создать сайт. Обучение дизайну. Фото. Гламурные галереи
Веб дизайн

Статьи о дизайне   Портфолио дизайнера
Дизайн Форум


Про дизайн и web дизайн




Главная     Форум     Галереи




  Статьи о дизайне





  Готический стиль в мебели




Мебель в готическом стиле

В XIII в. во Франции возникает новый, стрельчатый стиль, которому не совсем правильно было присвоено название готического. Из Франции этот стиль распространился по всей Западной Европе, где он господствовал до начала XVI в. В стиле готической мебели появляется стремление придать предмету изящество, стройность и простоту формы; растительный орнамент приобретает натуралистический характер. На украшениях некоторых частей готической мебели появляются архитектурные мотивы. В готическую эпоху место плотника и кузнеца заняли столяр, слесарь и резчик, а в окончательной отделке - живописец и позолотчик. В конструкции мебели также происходят значительные изменения. Отдельные части предметов не соединяют при помощи заклепок и шпонок, а делают остов или каркас из срощенных в лапу стоек, между которыми вставляют тонкие филенки, покрытые сильной и выразительной резьбой. Вполне понятно, что это изменение конструкции мебели не случайно совпало с развитием культуры жилищ в средневековых городах, стремившихся выйти из-под власти феодалов и отвоевать право на самостоятельность.



В XV в. особенно развивается мебельное дело на севере Франции, в городах Фландрии, входивших во владения герцогов Бургундских. Боковые стенки сундуков и ларей покрывает богатая резьба, передающая мотивы каменных переплетов готических окон и другие детали архитектурной отделки каменных зданий. Средняя часть орнаментованной плоскости обычно отводится для герба владельца и узорного, хорошо прочеканенного замка. Кроме архитектурных мотивов, на лицевых фасадах сундуков исполняются скульптурной резьбой отдельные фигуры и целые сцены из современной жизни.

Основной формой готического кресла является сундук, к которому приделана очень высокая глухая спинка с глухими же локотниками. Сиденье устраивается обычно подъемным. Отдельные части кресла украшаются обильной рельефной резьбой, в состав которой входят растительные мотивы и мотивы архитектурного характера. Часто верх спинки заканчивается горизонтальным карнизом с резным гребнем над ним. Особенно богато бывают украшены угловые, многогранные или круглые стойки, являющиеся основой конструкции кресла. Такой же характер носят и скамьи. Это сундук с узкой резной спинкой или широкое кресло с балдахином (навесом) во всю длину скамьи. Этому навесу обычно придавался характер архитектурного украшения со шпилями, флеронами и т. п. Прототипом поставца-шкафа на столбах также является сундук, к которому прибавили четыре ножки и, постепенно удлинив их, соединили внизу горизонтальной рамой.



При дальнейшем преобразовании этого типа мебели нижняя рама зашивалась наглухо и задние ножки соединялись досками. Дверцы верхнего отделения - обыкновенные или откидные. Часто сверху добавляли уступообразную горку и над ней навес с балдахином, обработанным в виде стрельчатых сводов. Плоскости филенок и столбики конструктивных частей украшались богатой орнаментальной резьбой, а дверцы, кроме того, снабжались красивыми петлями и замками. В позднеготическую эпоху дерево иногда покрывалось раскраской и позолотой. Такие поставцы служили для хранения серебряной посуды, а на нижней, цокольной открытой части поставца ставили блестящую медную посуду. На картинах Ван-Эйка часто можно встретить изображение этих предметов готической обстановки.

В XV в. появляются уже большие закрытые шкафы с двумя или четырьмя дверцами. Иногда они снабжены еще несколькими маленькими дверцами вверху и внизу, закрывающимися выдвижными ящиками и опускными досками в средней части. На филенках дубовой готической мебели особенно часто встречается плоский орнамент в виде уложенного складками куска пергамента или полотна, с искусно вырезанными по краям узорами. Такой орнамент был распространен повсеместно: он встречается в северной Франции, Фландрии, нижней Германии, Скандинавии и Англии. Особенно широко этот тип украшений применяется на филенках монументальных платяных шкафов и на ларях, изготовлявшихся в Кёльне и Генте.



В конструкции готических столов по сравнению с романскими не произошло существенных изменений. Лишь на боковых щитах появилась плоская резьба, средняя часть облегчена проемом в виде двойного или ординарного готического окна с решеткой переплета, да в коробках подстолья стали устраивать выдвижные ящики. Из всей готической мебели наиболее изящной по своим пропорциям, подбору украшений и соразмерности отдельных частей является французская. Во французской готической мебели существовало большое количество различных типов ларей, стульев с ящиками и высокими спинками, поставцов. В других же странах ассортимент предметов обстановки был в эту эпоху очень немногочисленен, и формы их очень однообразны. Одновременно с позднеготической мебелью распространяется из Италии новый тип складного стула, сиденье которого состоит из ряда пересекающихся прямых или изогнутых четырехгранных планок, а ножки напоминают собою раскрытые ножницы.

Н. Н. Соболев


Смотрите также:
Дизайн мебели
Греческая мебель
Эротическая мебель
Мебель в стиле Бидермейер
Римская мебель
Мебель романского стиля
Английская мебель Хеппльуайта и Шератона
Византийская мебель
Египетская мебель
Английская мебель стиля Чиппендель
Готическая мебель
Мебель раннего возрождения
Мебель высокого ренессанса
Французская мебель стиля людовика XV
Французская мебель стиля людовика XIV
Французская мебель в стиле Ампир
Стили в мебели - Ампир
Дизайн в мебельном бизнесе - от идеи до производства







Электронные книги о дизайнеЧМ 2018Гламурные картинкиГраффити галереяЯпония фотографииО путешествиях и странах, дешевые авиабилеты и отелиДизайн форум



    Rambler's Top100     Яндекс.Метрика  


Web дизайн и создание сайтов


Карта сайта       Наверх