Web Дизайн. Уроки фотошопа, photoshop. Статьи о дизайне. Как создать сайт. Обучение дизайну. Фото. Гламурные галереи
Веб дизайн

Статьи о дизайне   Портфолио дизайнера
Дизайн Форум


Про дизайн и web дизайн




Главная     Форум     Галереи




  Статьи о дизайне





  Мебель Рима




Римский стиль в мебели

Древние римляне, кроме мебели из дерева, бронзы и мрамора, делали еще и мебель, плетеную из ивовых прутьев. На мраморном барельефе одного надгробного памятника, находящемся в музее города Трира, сохранилось изображение плетеного стула, по своему типу и характеру плетения ничем не отличающегося от изготовляемых ныне подмосковными кустарями. Деревянных образцов мебели до нас не дошло, но декоративных мраморных предметов осталось очень много; сохранились также и предметы обстановки, сделанные из бронзы. На образование стиля древнеримской мебели оказали большое влияние Греция, Египет и страны Востока, присоединенные завоевателями к Римской империи.

Общие формы древнеримской мебели, при изяществе и изысканности главных линий, страдают некоторой пресыщенностью орнаментации и излишеством украшений, причем конструктивные части ее остроумно маскируются всевозможными скульптурными украшениями в виде розеток, накладок и пр. Первоначальная суровая обстановка римского жилища эпохи республики стала проявлять во время империи стремление к роскоши, которая к III в. до н. э. дошла до крайних пределов. Наиболее значительный материал для изучения древнеримской ме-бели доставили древние барельефы, а также раскопки Геркуланума и Помпеи. Некоторые образцы этой мебели очень похожи на греческие, отличаясь от последних более роскошной отделкой.



У древних римлян под словом "селла" (sella) подразумевалась вообще вся мебель, предназначенная для сидения. Табурет с плоским сиденьем из слоновой кости или металла без спинки, на перекрещенных в виде буквы X кривых ножках назывался курульным креслом. Право сидеть на нем принадлежало только высшим чинам древнеримской иерархии: консулам, преторам и пр. К числу мебели особого характера принадлежит и скамья, рассчитанная на двоих, но на которой сидел обычно только один человек. Такая скамья называлась бицеллиумом, а право пользоваться ею было особым преимуществом (honor bizellii) высших должностных лиц или же граждан, имевших особые заслуги перед государством. Стулья со спинкой назывались катедрой (саthedra), а кресло домохозяина, так же как и императорский трон, называлось солиумом (solium). Делалось оно с подлокотниками, имело высокие ножки, богато украшенная спинка его доходила до плеч сидящего, но иногда делалась и значительно более высокой. Кресло это обыкновенно стояло на невысоком постаменте. Прямые ножки у столов, кресел и скамей древние римляне нередко заменяли богато и изысканно отделанной доской. Зачастую ножкам придавали форму львиных лап с крыльями, оканчивающихся вверху головою зверя. Локотники кресел изображают гриффонов, сфинксов, львов и т. п.

Вся древнеримская мебель может быть разбита на две большие группы: а) мебель деревянная, украшенная резьбой, позолотой, инкрустацией из дерева других цветов, эмали, кусочков фаянса, золота и серебра, и б) мебель декоративная, неподвижная, делавшаяся из белого или цветного мрамора с мозаичными досками на столах. Кроме этих двух типов, существовала еще бронзовая мебель, стоявшая ближе к первой группе. Все эти группы мебели имеют общие пропорции и орнаментальные украшения.



До нас не дошла деревянная мебель для сидения, но, судя по мраморным образцам, были в употреблении кресла и греческого и чисто римского типа. Первый тип не имеет подлокотников, которые во втором обычны. В древнеримских креслах ножки заменяются сплошными боковинами из досок, покрытых резьбой. Спинки имеют особую, удобно изогнутую форму. К особым, чисто римским типам мебели следует отнести складной стул, прототип которого мы находим еще в Египте. Известны столы круглой и прямоугольной формы. Круглые столы укреплялись на трех ножках, сделанных в виде звериных лап, иногда изящно изогнутых и богато украшенных. У прямоугольных столов вместо отдельных ножек делались сплошные боковины с сильной рельефной резьбой, которая изображала двойные фигуры гриффонов, львов, орлов и пр. Столовая доска иногда делалась гладкой, иногда украшалась мозаикой или каменной инкрустацией. Наиболее драгоценными считались столовые доски, сделанные из туи (thya cypressoides), росшей в Африке на горах Атласа, где ствол ее достигал 1,50 м; у древних римлян это дерево называлось citrus. Известны, например, баснословные суммы, уплаченные Цицероном за доску из такого дерева. Верхние доски, в зависимости от рисунка древесины, разделялись на волнистые, крапчатые, тигровые, с павлиньим пером и т. д. Менее состоятельные люди довольствовались фанерованными столовыми досками. Бронзовые подставки для ламп и складные столики отличаются логично сконструированными мотивами.

Кровати в древнем Риме были очень похожи на греческие. Остов кровати по большей части делался из дерева с инкрустацией из черепахи или слоновой кости. Между стенками остова помещалась решетка из бронзовых прутьев, на которую клался матрац. На ложах, носивших греческое название "клинэ", возлежали во время еды. За четырехугольным столом с трех сторон ставились ложа, четвертая оставалась свободной для подачи кушаний. На каждом таком ложе помещалось по три человека. Стол с тремя ложами вокруг назывался триклиниумом; так же стала называться и комната, в которой обедали. Когда в конце республики в моду стали входить круглые столы, ложа стали делать полукруглой формы, и они, получили название "сигма". Деревянные кровати-ложа до нас не дошли, но их формы хорошо переданы на сохранившихся древнеримских мраморных барельефах. Кроме того, бронзовые кровати, найденные в Геркулануме и в Помпеях при раскопках, в своих литых формах сохранили профили точеных деревянных частей.

Среди других бронзовых предметов обстановки в этих раскопках найдены многочисленные канделябры, светильники, треножники и другие предметы обстановки. Канделябры делались в виде солидных граненых стержней с расходящимися вверху завитками, на которые подвешивались лампочки. Светильники представляли собой длинные и тонкие каннелированные стержни на подставке из трех лапок с пальметками между ними и небольшой лампадкой в виде вазочки наверху. Треножники имеют разнообразную форму и рисунок и предназначались для поддерживания круглых блюд-жаровен. Формы древнеримской мебели вдохновляли художников позднейших эпох и особенно начала XIX в., когда на почве ее изучения возник стиль ампир.

Н. Н. Соболев

Смотрите также:
Дизайн мебели
Греческая мебель
Эротическая мебель
Мебель в стиле Бидермейер
Римская мебель
Мебель романского стиля
Английская мебель Хеппльуайта и Шератона
Византийская мебель
Египетская мебель
Английская мебель стиля Чиппендель
Готическая мебель
Мебель раннего возрождения
Мебель высокого ренессанса
Французская мебель стиля людовика XV
Французская мебель стиля людовика XIV
Французская мебель в стиле Ампир
Стили в мебели - Ампир
Дизайн в мебельном бизнесе - от идеи до производства







Электронные книги о дизайнеЧМ 2018Гламурные картинкиГраффити галереяЯпония фотографииО путешествиях и странах, дешевые авиабилеты и отелиДизайн форум



    Rambler's Top100     Яндекс.Метрика  


Web дизайн и создание сайтов


Карта сайта       Наверх