Web Дизайн. Уроки фотошопа, photoshop. Статьи о дизайне. Как создать сайт. Обучение дизайну. Фото. Гламурные галереи
Веб дизайн


Дизайн Форум


Про дизайн и web дизайн




Главная     Галереи Дизайна (29)




  Статьи о дизайне





  Галереи дизайна

Промышленный дизайн, графический дизайн, гламурные картинки, иконки, аватары.

  Помощь Дизайнеру!

Советы по дизайну. Философия, психология и трудовые будни дизайнера.



  Моделирование костюма




На кафедре моделирования костюма

Пробившись сквозь стены традиционных бастионов методика дизайнерской проектной деятельности (как специальная дисциплина - "Художественное проектирование костюма") отстояла свое место в учебном плане кафедры моделирования костюма. Как таковая, сегодня она уже не нуждается в поддержке, несмотря на несоответствие устаревшего названия факультета прикладного искусства новому содержанию современных учебных программ, дисциплин, учебников и т. п. Сохранение прежнего названия факультета говорит лишь о том, что живы те первоначальные представления о дизайнерской деятельности как единстве ремесла и искусства, с которыми сопряжено понятие "Красота есть приложение к утилитарным предметам костюма".

Такое наивное воззрение сегодня - явный анахронизм, далекий от современных представлений о дизайнерской проектной деятельности. Приведем высказывания современных теоретиков дизайна. В. Ф. Сидоренко в статье "Образование: образ культуры", говоряо феномене проектной культуры, пишет, "...есть одно "измерение", ставшее остроактуальным именно для культуры XX века - это всепронизывающая ПРОЕКТНОСТЬ. Отсюда термин и понятие "проектная культура", обозначающие этот феномен и угол зрения на культуру". И еще мнение специалиста: понятно, что феномен проективности как-то сопряжен с проектной деятельностью, цель которой - "положить начало изменениям в окружающей человека искусственной среде".

Новому пониманию методики дизайнерской проектной деятельности в коллективе кафедры моделирования костюма способствовали многие причины. Среди них анализ предшествующего процесса становления и развития художественного конструирования в стране, создание ВНИИТЭ и специальных художественно-конструкторских бюро, систематическое издание литературы по вопросам дизайна рубежных и советских авторов. Особое значение для факультета разработка и создание на кафедре моделирования основ теории формообразования костюма и на ее фундаменте школы во главе с профессором Т. В. Козловой по проблеме промышленного моделирования и проектирования одежды, изделий из трикотажа и обуви. В то памятное время наука о проектировании костюма начала отказываться от традиционного искусствоведческого подхода. Возникла потребность в переосмыслении самого метода мышления о костюме и в поиске новых подходов и новых точек зрения. Большое внимание исследователи-аспиранты и преподаватели кафедры начинали уделять развитию формы костюма во времени и в пространстве, точности геометрических параметров формы, качественным и количественным способам ее изучения; использовался математический аппарат статистики, методы симметрии, методы системно-структурного анализа и др. Все это применялось разными авторами в научных исследованиях формы костюма и нашло отражение не только в диссертационных работах, но и учебной литературе.

Анализ разработок показал, что существуют определенные периоды совпадения интересов исследователей. Об этом подробно был сделан обзор в диссертационной работе Г.И. Петушковой (1984). Период 60-70-х годов в сфере исследования проблем костюма характеризовался тем, что на смену принципу художественного оформления одежды постепенно приходил принцип ПРОЕКТИРОВАНИЯ с учетом эстетических и технологических, то есть дизайнерских проблем. Методологическая основа для решения этих вопросов - не только логический анализ, но и диалектическая логика. Период с конца 70-х и 80-е годы определило использование, наряду с прежней, новой системно-структурной методологии. Это способствовало развитию, обогащению и конкретизации методологической стороны диалектической логики при рассмотрении сложноорганизованного, как оказалось, костюма. Системный и структурный подходы обеспечивали разработку методологических средств построения моделей объекта (костюма), среды и ситуации, которые отражали специфику костюмного явления на нескольких уровнях изучения. Исследователи наряду с описанием отдельных элементов, объектов и явлений все чаще переходили к исследованию развивающихся процессов, к изучению многосторонних взаимосвязей предметов костюмного мира. Анализ научных разработок и учебной литературы этих лет позволил также установить, что теоретическое и экспериментальное изучение морфологии одежды, выделение и последующее изучение структурных признаков формы, влияющих на формообразование костюма, становилось доминирующим направлением.

Последовательно год за годом приращивалось научное знание о костюме, и вместе с ним обогащались педагогические обучающие методики, программы, учебники, шли разработки и воплощение многих положений проектно-костюмной деятельности в типовой учебной программе курса ,,Художественное проектирование костюма". (На наш взгляд, более точным было бы название курса "Проектирование художественного костюма".) Заметим, что с конца 80-х и начала 90-х годов просматривается тяготение к новой семиотической точке зрения на костюм. Начало было положено еще в научных трудах профессора Т. В. Козловой и разработках и статьях Р. А. Степучева, в которых давались определения "диковинньм" семиотическим понятиям и категориям, таким как "язык", "код", "информация", "костюмографический язык", "стилистика художественного костюма", "единицы костюмного языка" и т. п. Новаторский смысл и важное культурное значение исследований Т. В. Козловой и Р. А. Степучева заключается в перемене точки зрения на костюм. Хотя это пока первый шаг в сторону семиотики костюма, но шаг существенный, открывающий далекую перспективу для научных исследований. С этих позиций костюм видится как "знаковая система", как "вид коммуникации", как "визуальное общение".

Последнее особенно важно как культурно-семиотическое явление. Визуальное костюмное общение - это не только объективная область, включающая "костюмный текст" и "костюмное высказывание", но и предметная область. В костюмном общении мы необходимо должны выделять и анализировать универсальный аспект, единый для костюмного общения между людьми, для предметов костюма и для одетого человека-носителя - это проблема знака, проблема идеального. Костюмное общение как знаковое взаимодействие коммуникантов, проектирование моделей модного костюма и ношение костюма личностью (носителем) возможно лишь в том случае, если у коммуникантов существует общность знаний о реальном мире и о средствах костюмного общения (костюмноязыковое знание). Манипулирование знаками, точнее предметами костюма (означающими), может обслуживать костюмное общение только как указание на определенные общие для коммуникантов фрагменты знаний. Общность знаний коммуникантов имеет опору в европейском костюме, универсальном костюме человечества. Формирование общности костюмных знаний как основы для общения происходит в процессе участия в идентичных для коммуникантов деятельностях по присвоению предметов костюма европейской (и национальной) культуры и в процессе костюмного общения. Профессиональные знания костюмного общения формируются в мыслительной деятельности, вызываемой практическими занятиями, лекциями, учебными методиками и программами и т.д. Наконец, следует отметить еще один существенный фактор, оказавший влияние на составление программы курса, - проведенные на кафедре моделирования костюма научные исследования по разработке методов проблемного и активного обучения. Этим занималась группа преподавателей: доцент Л. П. Соболева, старшие преподаватели М.Р. Панкратова и В. В. Черепова под руководством доцента Р. А. Степучева.

За пять лет был накоплен и разработан большой материал. Он воплотился в методические пособия по самостоятельной работе студентов, сценарные планы деловых игр, проблемные лекции и серии упражнений с элементами методов активного обучения, а также вошел в новую учебную программу курса, о котором здесь идет речь. Таким образом, составлению представляемого варианта типовой учебной программы курса "Художественное проектирование костюма" для высших учебных заведений по специальности "Художественное проектирование изделий текстильной и легкой промышленности" предшествовал период научных исследований, накопления знаний. Разработчики новой программы доценты: Р. А. Степучев и Л. П. Рытвинская. Далее покажем несколько сокращенный вариант этой программы. Основы художественного моделирования костюма.

1. Категории, типы связей и средства формообразования костюма.
ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ
Проектный образ носителя костюма. Осмысление различия художественного образа в искусстве и проектного образа в дизайне костюма. Морфология костюма. Осмысление структуры формы костюма, ее эволюции, членения на элементы и присущих им способов комбинирования и смыслообразования. Знаковая функция костюма. Осмысление семиотической природы костюма. Костюм и общество. Костюм и проектное мышление, проектная деятельность. Язык художественного костюма. Проектная графика костюма. Осмысление изображения (рисунка, эскиза) как изобразительного художественного текста, способного члениться на изобразительные языковые единицы.
ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ
Развить творческое проектное мышление студентов через овладение основными категориями, основными типами связей систем, элементов, различных признаков костюма. Научиться свободно распоряжаться исходным проектным материалом, расчленять, перер Категории формообразования костюма. Объективный процесс формообразования костюма. Основная терминология. Дизайн костюма как проектная деятельность.

Проектный образ носителя костюма. Визуальная костюмная коммуникация. Означаемое и означающее. Содержание и форма. Эстетическая выразительность. Морфология костюма. Форма и ее признаки. Геометрическая основа формы костюма. Форма костюма как объемно-пространственная структура. Силуэт. Ведущие силуэты. Конструктивные элементы. Пластика формы как функция свойств материалов, из которых она создана. Фактура и рисунок материалов. Связь формы и свойств материала. Цвет: символика цвета в костюме. Цвет костюма в современном европейском костюме. Фигура человека-носителя. Основные морфологические признаки, определяющие форму тела человека. Гармоническая соразмерность человеческой фигуры: пропорции и каноны. Позиционные пояса фигуры человека. Осанка и модный изгиб фигуры. Функции костюма. Смысл и значение костюма. Культурологический аспект современного костюма. Основные типы связей в процессе формообразования костюма. Семантические. Синтактические. Прагматические. Иерархические. Парадигматические. Синтагматические. Стилистические. Коммуникативные. Оппозиционные. Композиционные. Морфологические. Симметрические. Ритмические. Визуалистические. Гармонизация средствами костюмографического языка. Понятие костюмографического языка. Графемологин (линия и пятно).

Изоморфология (пластический изгиб). Синтаксис (иконосочетание и интерикон). Композиция (изображение в целом) . Коммуникация (изображение в целом или серия изображений).

2. Художественное моделирование единичных предметов одежды.
ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ
Осмысление принципов и самого процесса художественного моделирования единичных предметов одежды, его основные этапы; формулирование задачи, исследование проектной ситуации, поиск новых идей, решение проблемы, оценка решения задачи, выбор графической подачи полученного результата.
ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ
Развить проектное мышление студентов через овладение простейшими методами исследования проектной ситуации, через решение задачи и ее оценки; умение самостоятельно ставить и решать проектные задачи; конкретно и всесторонне подходить к рассмотрению вопросов проектной ситуации; давать объективную оценку явлениям проектной ситуации и собственным действиям. Овладеть средствами проектной графики. Методы исследования проектной ситуации. Обзор новых методов. Формулирование задач. Составление концептуально-образной модели ситуации. Изучение структуры ассортимента предметов одежды. Требования, предъявляемые к форме предметов одежды со стороны потребления и производства; общественно-необходимые предметы, техническое совершенство, эстетические качества, удобство пользования, экономическая целесообразность.

Учет формообразующих факторов при моделировании формы предмета одежды: коммуникативных, социально-экономических, функциональных, эргономических и эстетических; зависимость формы предмета от используемых материалов; моделирование формы предметов повседневного использования из тонких хлопчатобумажных, шерстяных и шелковых тканей; из тканей в полоску и клетку, и различного масштаба раппортного решения орнамента. Связь формы и орнамента. Методы поиска новых идей. Простейшие методы стимулирования новых идей - аналогия, фантазия, инверсия, эмпатия, выявление визуальных несоответствий, преобразование, раздробление и группировка. Решение проектной задачи. Методы исследования структуры задачи. Трансформация. Сокращение. Добавление. Сокращение с добавлением. Перестановка. Смена точки зрения. Проектирование инструментальной, адаптивной, результативной и интегративной функций предмета одежды. Оценка решения задачи и исполнение. Метод ранжирования и взвешивания. Гармонизация средствами костюмо-графического языка. Основы проектирования моделей одежды для промышленного производства.

1. Проектирование комплектов одежды для промышленного производства.
ПРОБЛЕМЫ.
Формообразующие факторы и методы их исследования. Процесс дизайнерского проектирования. Творческий процесс. ГОСТы.
Единая система конструкторской документации (ЕСКД).
ЦЕЛИ.
Овладеть приемами исследования исходной проектной ситуации, умением формулировать задачи. Осуществлять поиск необходимой литературы. Анализировать аналоги. Составлять обоснованное решение. Управлять творческим воображением. Изобретать новое. Приобрести навы-ки проектирования моделей одежды для промышленного производства. Процесс дизайнерского проектирования и моделирования костюма. Уяснение цепи. Выбор пути решения задачи. Формулирование идеи. Дизайнерский анализ. Конкретизация решения. Производство. Сбыт и потребление. Понятие о техническом задании, о техническом проектировании, о рабочем проекте в соответствии с ЕСКД. Творческий процесс: творчество, управление творческим воображением. Система "человек-костюм". Разновидности телосложения, этнических и психологических типов. Фигура как структурная основа для проектирования костюма. Пластика фигуры. Движение. Конструктивно-позиционные пояса (форма костюма и движение - в общем плане, допуски). Состояние фигуры на заданность движения (положение корпуса). Костюм как система. Функции костюма. Проблемы конфекционирования в условиях промышленного производства. Принципы организации предметов костюма в комплекты. Сопряжение форм и конструкций. Функционально-эргономическая определенность комплектов. Комбинаторика в пределах стилевого единства (форм, материалов отделок) . Колористическая организация комплекта предметов. Колористическая характеристика основных типов людей. Соотношение цвета комплекта предметов и внешних данных типов людей, их носителей. Членение формы. Отношения. Простые и сложные отношения. Иррациональные отношения частей костюма. Соразмерность и соподчинение частей. Пропорции. Масштаб. Модуль.

Творческая работа с различными источниками. Ассоциации, их виды: аналогии, воображение. Приемы преобразования представления в процессе воображения. Трансформация природных форм, разработка формы костюма по аналогии с народным костюмом. Особенности моделирования предметов одежды на типовую и нестандартную фигуры. Типичные отклонения от среднестандартной фигуры. Предпочтительные формы и конструктивные средства решения отдельных частей и деталей предметов одежды. Предпочтительность определенного цветового строя костюма, характера материалов и одежды.

2. Проектирование предметов одежды в системе "комплект" (на примере детской одежды).
ПРОБЛЕМЫ.
Строй связанного единством комплекта предметов костюма: предметосочетание и грамматика комплекта предметов.
ЦЕЛИ.
Усвоить функционирование различных предметов в сочетании друг с другом и с их носителями различных возрастных групп. Комплект как коммуникативная единица, связанная с ситуацией ношения. Комплект как система, как структура, как абстрактная схема сочетания предметов в их геометрическом аспекте. Выяснение роли всех средств построения комплекта. Факторы, определяющие в проектировании характер современной детской одежды. Социальные основы воспитания подрастающего поколения. Промышленное моделирование комплектов одежды для школьников, психологические особенности мировосприятия детей от трех до шести лет. Задачи воспитательного характера. Требования, предъявляемые к одежде в определенной среде. Ассортимент одежды дошкольников. Ткани и материалы, рекомендуемые для одежды дошкольников. Декоративны и строй одежды дошкольников. Источники, инспирирующие творческие решения одежды дошкольников, образно-колористический строй эскизов.

Живописно-графические средства подачи эскизов, Возможности композиционного решения изобразительной плоскости. Разработка эскизов. Проектирование комплектов предметов одежды для школьников. Особенности телосложения и психофизиоло-гического развития школьников. Социальные функции детского коллектива. Требования, предъявляемые к школьной одежде: функциональная целесообразность, соответствие условиям труда, информативно-знаковая определенность, гармоничность, типичный ассортимент. Требования, предъявляемые к материалам, одежде и фурнитуре. Основные формы и конструктивные решения одежды школьников. Изобразительные средства решения эскизов комп-лектов предметов одежды для школьников. Образно-колористический строй и живописно-графические средства подачи эскизов. Промышленное моделирование комплектов предметов одежды подростков. Особенности телосложения. Особенности развития подростков и проявления акселераций. Влияние моды на решение одежды для подростков. Изобразительные средства решения эскизов комплектов предметов одежды для подростков. Проектирование и прогнозирование форм костюма для целостных комплектов предметов в условиях промышленного и индивидуального производства одежды.

1. Проектирование комплектов на основе базовой формы для серийного и массового производства.
ПРОБЛЕМЫ.
Системный подход при проектировании и прогнозировании базовых форм костюма для комплектов предметов. Обоснование своего проекта.
ЦЕЛИ.
Овладение содержанием новых методов проектирования и умением выбирать стратегию и методы проектирования. Проектирование базовой формы костюма и на ее основе - комплектов предметов (на примере верхней одежды). Обоснование и защита новых идей собственного проекта базовой формы. Умение давать объективную оценку явлениям проектной ситуации и своим действиям. Овладение графическим изображением костюма. Костюм в системе художественной культуры, в моде и в массовом производстве одежды. Проектирование как искусство и как наука. Традиционные методы проектирования. Обзор новых методов проектирования. Проектирование как трехступенчатый процесс (дивергенция, трансформация, конвергенция). Выбор стратегии и методов проектирования. Системный анализ формы костюма. Фундаментальные параметры одежды как основа структурного строения формы. Классификация верхней женской одежды: ассортимент, материал, отделка. Эстетические, конструктивные и технологические возможности и ограничения при проектировании в условиях промышленного производства предметов верхней одежды. Определение закономерностей развития базовых форм верхней женской одежды XX века. Проведение качественного и количественного анализа структуры базовых форм в целях определения взаимосвязи определяющих параметров верхней женской одежды: длины и ширины. Выявление базовой формы женской одежды, определяемой как наиболее стабильной по структуре. Две тенденции (пластическая и геометрическая) в развитии моды XX ве-ка. Промышленный способ изготовления верхней женской одежды и формирование определенных стандартных форм. Влияние НТР на развитие костюма XX века.

Конфекционирование в условиях промышленного производства. Работа с творческими источниками: учет традиций, обращение к новым источникам, поиск решений в связи с новыми видами деятельности человека-носителя. Разработка на основании прогноза выявленных стабильных базовых форм и типизированных элементов комплектов предметов верхней женской одежды для промышленного производства. Вопросы графического изображения костюма. Методика составления плана и доклада к отчету.

2. Проектирование ансамблей одежды на основе прогноза типовой формы костюма для индивидуального производства.

ПРОБЛЕМЫ.
Изучение костюма как вида коммуникации, информации, визуального костюмного общения как искусства. Прогнозирование типовой формы женского легкого платья.
ЦЕЛИ.
Овладение методами прогнозирования типовой формы костюма, навыками искусства визуального костюмного общения. Ансамбль в костюме. Основные этапы исторического сложения ансамбля в костюме. Иерархия типов связей в ансамбле: синтагматических, оппозиционных, симметрических, композиционных, коммуникативных и т. д. Уровни исследования и создания ансамбля в костюме. Ансамбли деловой и нарядной одежды. Знаковость и социальная символика ансамбля в костюме. Костюмный язык, виды и способы коммуникативности костюма и моды. Взаимодействие знаковости поведения, поз, жестов носителя и формы костюма в ансамбле. Символика в материале и пластике формы костюма. Головной убор как элемент системы ансамбля. Функции головного убора в ансамбле. Цикличность в смене форм головного убора.

Пластическая связь форм головных уборов с костюмом и морфологическими особенностями головы человека. Иллюзии, возникающие при восприятии человека в головном уборе. Понятие об информации в костюме. Визуальное сообщение. Визуальный костюмный текст. Визуальное костюмное общение. Проведение качественного и количественного анализа информации типовой формы женского легкого платья на основе методики перспективного планирования модных изменений в легком ассортименте на краткосрочный период. Составление прогноза.

Проектирование коллекции моделей, ансамблей и комплектов на основе прогноза типовой и базовой формы костюма.
ПРОБЛЕМЫ.
Программирование формы и принципы проектирования моделей для промышленного производства на основе гармонизации разных типов и видов структур и использования ЭВМ в системе коллекции.
ЦЕЛИ.
Студенты должны уметь программировать и проектировать модели для промышленного производства с использованием ЭВМ. Создание коллекции моделей одежды, самостоятельная постановка и решение проектных задач умение графической подачи коллекции моделей одежды.

Принципы и закономерности структурного формообразования костюма. Форма и процесс формообразования в костюме. Структура формы в костюме. Открытые и закрытые структуры. Основные условия промышленного проектирования. Народный костюм - прообраз современной промышленной одежды. Программирование формы в процессе проектирования. Принципы проектирования моделей для промышленного производства на основе гармонизации структур и использования ЭВМ. Разработка комплектов моделей в системе коллекции. Выбор системы коллекции: коллекция, гардероб (индивидуальный, групповой, национальный). Коллекция форменной одежды. Перспективные коллекции моделей одежды. Выставочные коллекции. Коллекции моделей для массово-го производства. Коллекции моделей одежды для конкретного специализированного предприятия и другие. Системный подход к проектированию моделей одежды и задачи в плане индивидуального дипломного задания студента. Проведение исследования исходной ситуации проектно-композиционной части: формулирование задач, поиск литературы, выявление визуальных несоответствий, накопление данных, анализ и преобразование структуры задачи; классификация, комбинирование промежуточных решений; трансформация системы; разработка вариантов проекта, оценка проекта и выбор окончательного варианта, тема и девиз коллекции моделей одежды для производства и других целей. Тема как управляющий принцип в системе коллекции. Деление коллекции на крупные составля-ющие части на основе общего смысла. Расчленение на ассортиментные группы, определение базовых форм одежды для частей и ассортиментных групп коллекции.

Определение соотношения конструктивных м технологических решений формы, узлов, деталей, отделок и т.п. по частям и ассортиментным группам коллекции. Определение всех необходимых материалов. Девиз как творческая интерпретанта замысла коллекции. Определение художественно-образного и эстетического развертывания содержания коллекции средствами стилистики костюма. Разработка базовой формы коллекции моделей одежды в макетном материале. Сценарный план коллекции (демонстрации моделей на защите). Виды графических работ по разделу "Коллекция моделей одежды" и методы работы над ними. Костюмографический язык. Общая пластическая основа коллекции, Средства и методы рекламы. Обоснование и защита новых идей. Структурные уровни дисциплины "Художественное проектирование костюма". Проектирование костюма - один из наиболее сложных и утонченных видов дизайнерской деятельности, связанной непосредственно с самим человеком.

Деликатная сложность и тонкость внутренней организации системы костюма объясняется несколькими обстоятельствами и причинами:
1) многосторонностью структуры объекта проектирования, человека одетого;
2) множественностью и многотипностью отдельных конкретных стилей и обычаев, культур и моды, которых придерживается человечество;
3) глубиной и различием внешних связей костюма с иными системами - природой, обществом, культурой, искусством, наукой, психологией и поведением человека и т. п.;
4) различием подходов к изучению самого костюма, различием принципов, методов и способов создания предметов костюма и т. д. В результате мы обнаруживаем несколько "полей" членения знания о костюме.

Одно из них соответствует структурным областям объекта изучения, то есть костюма.
Такое членение дает:
1) различительные признаки первообразных компонентов;
2) первообразные компоненты чело-век-носитель, форма костюма, материал;
3) конструктивные части, изделия, предметы костюма;
4) комплекты предметов (ансамбли);
5) коллекции комплектов.

Разделение, предложенное нами, остается актуальным в любое время и в любой национальной традиции. Однако комбинирование структурных уровней костюма в учебных программах может быть разным. Например, наша программа имеет следующую структуру: уровень различительных признаков материала - I курс; уровень первообразных компонентов костюма (носитель, форма костюма, материал) - I курс уровень конструктивных частей, изделий, предметов костюма (моделирование единичных предметов одежды) - II курс уровень проектирования комплектов и ансамблей предметов одежды и костюма в целом - III и IV курсы уровень прогнозирования и проектирования коллекций моделей, комплектов и ансамблей костюма - V курс Конечная цель и задачи преподавания дисциплины "Художественное проектирование костюма" - подготовить высококвалифицированного и компетентного художника-технолога для работы в области моделирования и проектирования предметов костюма, специалиста, способного в сжатые сроки решать проектно-производственные задачи маркетинга и инновации высокого качества. Важнейшая цель преподавания дисциплины - воспитание любви к своей профессии.

Студент должен свободно владеть:
а) профессиональным визуально-костюмным общением,
б) общеевропейским кодексом хорошего тона и собственно национальными манерами и этикетом.

Теперь о перспективе развития профессии художник-технолог (специальность "Художественное проектирование изделий текстильной и легкой промышленности"). Участие в коллективе, выполняющем комплексную задачу, - одна из типичных черт современного труда дизайнера по костюму, почва, на которой взращиваются полноценные кадры художников-проектировщиков костюма. Одновременно - это и задача практической направленности, если соизмерять ее с масштабами потребностей общества. Несомненно, что и в будущем основной (после вуза) школой практической подготовки дизайнеров костюма явится их участие в работе коллективов, решающих задачи потребления, маркетинга и производства. Высшая школа вместе со всеми вступила на путь перестройки и кардинальных перемен по всем направлениям. Поэтому правомерны и взаимосвязаны вопросы: что может дать обществу, потреблению и производству дизайн-деятельность в сфере проектирования костюма в будущем? Кто будет в будущем носителем, проводником и воплотителем научной, культурной и проектной мысли? В этой связи интересно оценить путь, которым должно следовать формирование специалистов для всего многообразия существующих и, главное, вновь возникающих потребностей в новой системе экономических отношений. Какими можно представить профессии художественного проектирования костюма в будущем, двигающие и осуществляющие научно-технический прогресс и культуру? Прежде чем перечислить черты дизайнера костюма будущего, необходимо хотя бы вкратце указать на общие действительные тенденции развития и формирования проектного творчества как в узком, так и в более широком масштабе. Известно, что инженерные науки, большая область прикладных наук и дизайна, с одной стороны, и промышленное производство, с другой, в основном определяют материальный прогресс, материальное лицо общества.

Именно на этих путях и в этой среде формируется основная часть художественно-проектных кадров, деятельность которых наиболее утилитарна и результативна. Современная точка зрения на проектирование - оно не только наука и не только искусство. По определению Е. Солтана, проектирование - сложный вид интеллектуальной деятельности, в которой успех зависит от правильного сочетания этих двух средств познания. Слишком мала вероятность добиться успешного результата путем отождествления проектирования с одним из них. Человек, занимающийся проектированием, помимо большого запаса специальных знаний, должен обладать гибкостью и широтой мышления, уметь точно описать и объяснить наблюдаемые явления. Для его подхода характерен профессиональный скептицизм ученого, его главная методика - тщательно поставленный эксперимент, призванный доказать истинность и необходимость нового проекта. И наравне с этим он должен уметь мобилизовать свои чувства, фантазию, вызвать совершенно неожиданные поэтические и образные ассоциации. Нужно, чтобы запас точных знаний и мастерства ученого не притупили остроту чувственного восприятия мира художника, С этим можно не согласиться, однако, несомненно, что в последние 15-18 лет наблюдается проникновение науки в проектирование костюма. Это вызвано потребностью самого проектирования, которое в связи с усложнением производства и возрастанием культурных потребностей стало нуждаться в принципиально новых методах. Ученые создали новую методологию проектирования предметов костюма и систем этих предметов (САПР, АСУ и др.), В основу новой методологии проектирования костюма кладутся новые научные дисциплины, как методы физического и математического моделирования с использованием цифровой и аналоговой вычислительной техники, теории информации, семиотики и др.

В результате вмешательства науки в проектирование предметов костюма и под влиянием процессов, происходящих в дизайне в цепом, трансформируется содержание и самой направленности проектирования в сфере маркетинга и производства предметов костюма (одежды, трикотажа, обуви, головных уборов, галантереи и др.). По определению Джонса Дж. К., если объект (кос-тюм) разрабатывается для того, чтобы вызвать определен-ные изменения в сфере потребления, то дизайнер должен предвидеть конечный результат своего проекта и определить меры, необходимые для достижения этого результата. Проектирование оказывается все меньше направленным на сам предмет костюма и все больше на те изменения, которые должны претерпеть потребитель, маркетинг и производство в ходе освоения нового объекта. Новый предмет костюма от его замысла до потребителя проходит через сложную цепь событий, каждое из которых есть законченный этап в осуществлении предмета и зависит от предшествующего события. Такая цепь может состоять из заказчика, поставщиков сырья, изготовителей, службы сбыта и рекламы, оптовой и розничной торговли и т. п. В настоящее время специалисты по дизайну костюма отсутствуют в некоторых звеньях этой цепи, что вызывает известные затруднения на пути нового предмета от проектировщика к потребителю. Особенно остро встанет перед обществом (и школой) проблема отсутствия компетентных специалистов в звеньях цепи в новых экономических условиях и рыночных отношениях. На наш взгляд, тенденция к расширению дизайн-деятельности и привлечению дизайнеров-консультантов для участия в продвижении новых товаров и предметов костюма будет обычным явлением, В будущем на каждом этапе новый продукт дизайна (предмет костюма, технологию или систему предметов и т. п.) будет встречать и провожать специалист-дизайнер или человек, владеющий дизайнерским мировоззрением: дизайнер-дессинатор, дизайнер-конфекционер, дизайнер-эргономист, дизайнер-товаровед, дизайнер-администратор, дизайнер-экономист и т. д.

Эти специалисты должны правильно оценить те изменения, которые произойдут в результате появления нового предмета, новой технологии и т. п., помогут преодолеть межпрофессиональные барьеры (что очень важно в наших условиях), помогут сплотить на основе общих интересов и взаимопонимания всю цепь, сделают эту цепь работоспособной организацией людей. В связи с этим, необходимо уже сейчас расширить дифференциацию в дизайнерской деятельности в соответствии с потребностями общества, выделить наиболее актуальные специализации, сформировать набор факультативных дисциплин, чтобы нынешние студенты смогли выбрать для себя подходящий профиль, то есть не только художник-технолог, но и дизайнер-администратор, дизайнер по маркетингу, дизайнер-дессинатор, дизайнер-экономист, дизайнер по рекламе и т. д. Так видится перспектива качественного преобразования в подготовке специалистов нового типа на основе существующей базовой профессии и традиций. Рассмотрим следующий аспект развития профессии. Быстрое внедрение проектной мысли в практику связано с большими валютными затратами и высокой ответственностью проектировщиков за рекомендации и принимаемые решения особенно в новых экономических условиях. Это обстоятельство выдвигает в число важнейших дисциплин мастерство представительного показа (быстро и возможно малыми средствами) большого дорогостоящего производственно-технического решения.

Другими словами, можно говорить о возможности возникновения нового направления в проектной деятельности, связанной с костюмом, - о проектном эксперименте, а значит, и о работниках-высококвалифицированных мастерах проведения и интерпретации проектного эксперимента. Необходимо отметить, что роль, значение и ценность специалистов по проектному экспериментированию все время будут возрастать, а потребность в такого рода специалистах будет увеличиваться. Эти специалисты не практики-экспериментаторы, а люди, умеющие научными и проектно-художественными средствами неопровержимо доказывать целесообразность и возможность реализации проектно-культурного предложения, люди, имеющие талант или склонность к умению ставить целенаправленный опыт, то есть умение диалектически осмысливать его результаты, делать его отвечающим на максимальное число вопросов. Именно это качество художника-проектировщика, на наш взгляд, наиболее соответствуетет потребностям проектирования костюма в будущем, наблюдающимся тенденциям современного научно-технического прогресса и развития культуры проектирования. Подобные специалисты уже сегодня доказали свое реальное мастерство и преимущество при создании костюмов специального назначения - от костюма для хирургов (И.Ю. Кичина, 1981) до костюма космонавта (P.A. СТЕПУЧЕВ, 1984).

Если использовать нынешнюю терминологическую градацию ученых степеней, то кандидаты наук - именно то звено, которое должно соответствовать вышеизложенным требованиям. Можно высказать предположение, что не кандидаты наук по специальностям технических дисциплин, а вообще кандидаты наук как мастера проектного эксперимента в дизайнерской деятельности будущего, сыграют одну из важнейших ролей именно потому, что быстрый научно-технический прогресс, новые экономические отношения и рост культуры проектирования невозможны без хорошо поставленного эксперимента. Только проектный эксперимент, только художники-проектировщики и другие специалисты, владеющие мастерством проектного эксперимента, позволят гарантировать и, главное, высоким темпом осуществлять научно-технический прогресс и рост культуры проектирования. Нам кажется, что такими общими чертами можно обрисовать профессии художника-проектировщика в будущем. Каким может быть следующее звено художников-проектировщиков костюма в будущем?

Пожалуй, можно утверждать, что не может быть ни одного крупного технического мероприятия, которое так или иначе не сопровождалось бы побочными нежелательными последствиями, масштабы которых имеют широкий диапазон - от пренебрежимых до заметных. Неумение предвидеть или сознательный неучет этих последствий уже сегодня приводит к безусловно серьезным деформациям. Нет нужды повторять, что развитие техники и промышленного производства сопровождается отрицательным воздействием на окружающую среду не только в физическое но и в духовном аспекте. Это особый вопрос, и в настоящее время он находится под пристальным вниманием общественности. Мы же имеем в виду известное диалектическое единство противоположностей, то принципиальное обстоятельство, что всегда при осуществлении крупного проектного мероприятия приходится соизмерять "затраты" и "результаты", причем действие этих противоположных понятий нередко растянуто во времени и их масштабность меняется в разных направлениях. В этих условиях становится исключительно важным диалектическое осмысление научно-технического прогресса и роста проектной культуры, философское их понимание, основанное на материалистическом представлении об общих законах развития природы, развития общества и развития мышления.

По-видимому, в будущем только следуя этому пути, можно строить предположения, искать и обосновывать направления для проектного поиска, ставить проектирование того или иного костюма на пользу группам людей или всему обществу. Таким образом, мы приходим к выводу о необходимости и важности формирования категории проектировщиков с философским складом мышления. Можно утверждать, что при тех общеевропейских масштабах осуществления экономических, научно-технических и культурных мероприятий, участником которых будет и СНГ, в будущем макропроектировщиком будет тот, кто обладает склонностью к философскому мышлению. Отсюда доктор философии - следующая, более высокая по квалификации категория проектировщиков. Скорее всего, это название дизайнер-доктор философии (макропроектировщик) более соответствует интеллектуальному облику художника-проектировщика высшей квалификации проектирования костюма будущего. Таким образом, к первой категории мы относим художников-проектировщиков как представителей проектирования в сфере производства и маркетинга (художник-технолог, дизайнер-социолог, дизайнер-администратор и др.), ко второй - художников-проектировщиков как пре-ставителей науки об эксперименте, дизайнеров-экспериментаторов, без которых невозможен высокий темп научно-технического прогресса и роста культуры проектирования, и к третьей - художников-макропроектировщиков как представителей дизайна и науки об общих законах развития природы, общества и мышления, связанных с научно-техническим прогрессом и культурой проектирования. На наш взгляд, эти специалисты будут главными фигурами в дизайнерской проектной деятельности будущего.

Р. А. Степучев

Смотрите также:
История одежды
Цвет в одежде
Одежда Греции и Египта
Возникновение одежды









  Rambler's Top100  


Web дизайн и создание сайтов       Пользовательское соглашение

Карта сайта      Наверх