Web Дизайн. Уроки фотошопа, photoshop. Статьи о дизайне. Как создать сайт. Обучение дизайну. Фото. Гламурные галереи
Веб дизайн

Статьи о дизайне   Портфолио дизайнера
Дизайн Форум


Про дизайн и web дизайн




Главная     Форум     Галереи




  Статьи о дизайне





  Галереи дизайна

Промышленный дизайн, графический дизайн, гламурные картинки, иконки, аватары.



  Помощь Дизайнеру!

Советы по дизайну. Философия, психология и трудовые будни дизайнера.



  Физиологические основы восприятия





Человеческий мозг обладает определенными особенностями восприятия окружающей нас действительности, которые необходимо помнить при создании творческих работ (разумеется, если вы хотите адекватной реакции от зрителя). Превосходя по своим возможностям современные компьютеры, мозг отличается от них тем, что имеет склонность концентрировать внимание на определенных объектах и исключать из внимания не интересующие его. Эта склонность подчиняется определенным закономерностям, не знать которые и не использовать в своих страничках для привлечения внимания было бы просто глупо.

Реакция на опасность
В процессе эволюции человеческий мозг в целях самосохранения выработал определенные реакции (на уровне подсознания) на различные виды объектов, и при наличии некоторых факторов объект вызывает реакцию отторжения. То есть неправильно расставив акценты на своей страничке или рекламе, вы можете вызвать совершенно противоположное впечатление.

Размер
Большие объекты (и псевдоувеличенные) острее воспринимаются, но чем сильнее реакция на объект - тем сильнее отторжение. Щит наружной рекламы на магистрали воспринимается более спокойно (расстояние, скорость, состояние защищенности в автомобиле). И тот же щит на пешеходной дорожке может просто подавить зрителя своими размерами и огромными цветовыми пятнами.

Цвет
В определенных пропорциях цвет способен создавать настроение и привлекать внимание, но при нарушении этих соотношений в сторону увеличения может восприниматься как опасность и вызывать реакцию недоверия.

Естественность и уместность
Любой объект или изображение может быть естественным в одной ситуации и неуместным в другой. Изображение коровы в рекламе на улицах большого города привлечет внимание, но подсознательно из-за своей неестественности вызовет недоверие. Картинка с телевизором на загородной трассе вызовет только смех.

Выделение объекта из среды
Среди однородных объектов внимание концентрируется на тот объект, который отличается какими-то качествами. Одна черная корова среди стада рыжих, большое объявление на полосе газеты среди маленьких, цветное изображение среди черно-белых и наоборот. Один и тот же щит наружной рекламы зимой и летом воспринимается по-разному за счет окружения.



Как это положительно можно использовать на практике?
Выделяйте то, что вам кажется главным.

Угол зрения



Глаз обладает определенным углом зрения, что обеспечивает поле благоприятного восприятия. Максимальный угол восприятия глаза 57 градусов, оптимальный - 35-40 градусов. Эти данные позволяют вычислять наиболее благоприятные размеры рекламы на различных расстояниях. Если экран находится на расстоянии в среднем 35-40 см от глаз, то оптимальный размер изображения составляет 15-18 см по высоте и 10-14 см по ширине (учтены особенности бинокулярного зрения). Надеюсь, вы не восприняли это как совет делать ВСЕ картинки такого размера.

Фокусировка взгляда
Важен не только благоприятный размер, но и определенное размещение особо важных элементов в композиции. Наш взгляд концентрирует внимание на достаточно небольшой зоне, а остальную, ближе к краям как бы размывает. На самом деле мозг просто отметает эту информацию. Скажем, у людей с тренированным взглядом боковое зрение развито иногда очень сильно.

Пренебрегать данной особенностью при построении ваших композиций (страниц) было бы глупо.

Как это выглядит на практике?
Вы разместили на вашей странице большое количество анимированных изображений, блинков и бегущих строк, каждое из которых активно привлекает внимание, потому-что шевелится. Мозг инстинктивно направляет внимание на нее, потому как природа заложила в него приоритет движущихся предметов и изображений перед статичными в целях самосохранения индивиума. Но соседний объект так же активно требует внимания, ну и остальные тоже. В результате мозг зрителя в растерянности - на что же ему таки смотреть в первую очередь. Подсознательно возникает реакция тревоги и отторжения.

Психологическое восприятие цвета

Сетчатка глаза имеет так называемые палочки и колбочки, при этом палочки отвечают за восприятие тона, а колбочки - за восприятие цвета. У разных людей соотношение палочек и колбочек различно, поэтому и воспритие совершенно различно. Одни люди больше воспринимают цвет, а другие - форму. Но однозначно определено, что у мужчин преобладают палочки, а у женщин-колбочки.
Из этого следует, что в дизайне для женщин больше имеет значение цвет, а следовательно - настроение, а для мужчин - форма, а значит и содержание.

Можете проверить себя на этих двух картинках. Какая вам ближе к сердцу (ну какую вы повесили бы на стену?)


Каждый цвет имеет свой тон, т.е. определенную степень светлоты. И поэтому любую форму можно построить цветом определенного тона. Если на экране телевизора или компьютера цвета имеют свой свет, то в печатной или щитовой рекламе они светят отраженным светом, а это накладывает определенные свойства - рефлексы, гамму окружающей среды, отражающие свойства материала, на котором изготовлена реклама, и многое другое.

Один и тот же плакат в помещении с освещением от обычной лампы имеет желтоватый тон, а на улице - холодный синеватый. Эти особенности следует так же учитывать при съемке видеокамерой. Не зря профессионалы даже в солнечный день освещают модель дополнительными софитами с лампами определенного спектра свечения.


Такие же особенности имеет изображение при полиграфических работах. Избыток или неверный тон определенной краски изменяет изображение в ту или иную сторону.

Основными цветами при построении любой гаммы или палитры являются красный, желтый и синий. Смешением этих трех цветов можно получить любой другой цвет или оттенок. Производными называются цвета, полученные в результате смешения двух соседних основных цветов. Красный и желтый дают оранжевый, желтый и синий дают зеленый, синий и красный дают фиолетовый.

Дополнительными называются цвета, по этой схеме находящиеся друг против друга. Каждый основной цвет имеет дополнительный производный. Красный - зеленый, синий - оранжевый, желтый - фиолетовый. Эта информация важна при композиционном построении рекламы при выборе цветовых акцентов, при учете психовоспиятия рекламы и создания требующегося настроения.

Если вы долго будете смотреть на зеленый квадрат, а потом закроете глаза - у вас в голове будет мерцать красно-розовый квадрат, ибо колбочки, связанные с зеленым цветом утомлены и временно не работают. Умело используя комбинации производных и дополнительных цветов, можно добиться необходимого эффекта.

Соотношения

Так уж задумано природой, что мы можем получать только живую информацию. О чем это?

Все познается в сравнении
Это точно. Мимикрия животных спасает их только в неподвижном состоянии. Пока олень в лесу не движется - он малозаметен. Истинный размер предмета мозг распознает по находящимся рядом более знакомым предметам, учитывая при этом расстояние, освещенность и прочее. Движущийся автомобиль в темноте кажется ближе, потому что кажется нашему мозгу крупнее, ибо мозг увеличивает его (лучше переоценить опасность).

МММММ МММММ
Буква М одного размера в разном окружении кажется мельче или крупнее.

А посмотрите, как изменяется впечатление от цвета (именно впечатление, ибо локальный цвет остается прежним, а меняется только окружение). Один и тот же цвет по сравнению с им же самим, но на соседней картинке кажется светлее или темнее, в зависимости от своего окружения.



Синие буквы (более холодные по цвету) кажутся нам дальше, чем красные (более теплые).


Оцените свое впечатление от каждого форматика, от точки и пространства, окружающего ее
Она парит, падает, висит или еще как. Предлагаю обдумать свои ощущения - почему так, а не иначе. Могу сразу выдать тайну - выбрав ту или иную схему компоновки элементов, вы уже закладываете в страничку определеные впечатления и ощущения, не используя еще полный арсенал своих средств.



Виктор Вязьминов (MrDeSign) 1999 г.

Другие статьи Виктора Вязьминова о дизайне, цвете и композиции:
Стиль на веб сайте
Создание логотипов
Физиологические основы восприятия


Читайте также:
Зрительные иллюзии
Восприятие и эмоциональное значение цвета







Электронные книги о дизайнеЧМ 2018Гламурные картинкиГраффити галереяЯпония фотографииО путешествиях и странах, дешевые авиабилеты и отелиДизайн форум



    Rambler's Top100     Яндекс.Метрика  


Web дизайн и создание сайтов


Карта сайта       Наверх