Дизайн как стиль жизни. Форум дизайнеров


о проекте      статьи      галереи      книги      игры      уроки


Вход не произведенДизайн форум
Форумы На главную страницу Помощь Поиск Регистрация Вход OpenID
Начало Тема Информация и статьи о Дизайне и Интернет / Библиотека дизайн информации / Борьба с нарушениями авторских прав в сети Интернет
- - Автор KonNik (Эксперт) Время 17-07-2007 11:11
Борьба с нарушениями авторских прав в сети Интернет: попытка саморегулирования

В последнее время несколько российских провайдерских компаний, таких как "Петербург Линк" и "СовНет" объявили о том, что их клиенты должны указывать на своих веб-страницах источники, откуда заимствованы размещенные на этих страницах материалы. В случае невыполнения данного требования провайдеры оставляют за собой возможность расторжения с нарушителями договора на осуществление услуг в одностороннем порядке. Угроза применения данных весьма строгих мер явилась первой в России крупной попыткой защиты личных неимущественных прав авторов, чьи произведения используются в Интернете.

В чем проблема?

Доступность материалов любого рода в Интернете в настоящий момент не вызывает сомнений. Интернет-пользователь может в течение непродолжительного времени отыскать более-менее подробный ответ на любой интересующий его вопрос: от примеров вступительных сочинений в ВУЗы до принципиальной схемы устройства компьютера. И многие из материалов, размещаемых в Интернете, обычно используются с нарушениями авторских прав. Достаточно держателю некоммерческой веб-страницы разместить на ней какой-либо материал, как к данному материалу получают неограниченный доступ огромное количество пользователей, которые могут его скопировать. И проконтролировать дальнейшее использование этого материала очень сложно, а подчас - просто невозможно. В связи с этим возникает огромное количество проблем. Так, например, согласно исследованию, проведенному Социологическим отделением Интернет-домена Yahoo, за 6 месяцев, с сентября 1998 по февраль 1999 гг., в Интернете появилось 236 web-страниц, на которых помещены репродукции картин современного британского художника Николаса Ли (Nick Lee). При этом господин Ли и не подозревал о том, что его работы используются без указания авторства.

Подобный случай не является исключением. Воспроизводятся не только картины, но и иные художественные произведения: книги, музыкальные произведения и пр. В случае, если их авторы (или правообладатели) обнаруживают подобные нарушения авторских и смежных с ними прав, то они вправе обратиться в суд. Но в случае обращения в суд речь идет о возмещении вреда, причиненного уже свершившимся нарушением. В то же время остается открытым вопрос - как сделать так, чтобы подобных нарушений не происходило?

Как происходят нарушения?

Для того, чтобы воспрепятствовать появлению вышеозначенных нарушений, следует разобраться в их собственной природе. Эти нарушения стали возможными за счет структуры Интернет-пространства, которая зачастую представляет собой открытую, общедоступную информационную систему.

Безусловно, в Интернете существуют коммерческие сайты, доступ к которым возможен лишь на основе заключаемого соглашения и за определенную плату. В последнем случае не может идти речь о несанкционированном доступе к материалам, поскольку коммерческие сайты обладают достаточно эффективными системами технического контроля, позволяющими отследить действия пользователя, например, по копированию материала. В случае, если он желает получить указанный материал, он должен заплатить за него требуемую сумму, что, собственно говоря, не противоречит правилам коммерческого оборота, а наоборот, лишь подтверждает их.

Но если информация размещена на некоммерческом сайте, то никакой системы контроля со стороны держателя сайта не существует. Единственное, что он должен сделать, размещая материалы на своем сайте, - это указать источник, из которого они получены, чтобы Интернет-провайдер мог проконтролировать законность получения материалов.

Многие теоретики информационного права высказывают мнение, согласно которому, само опубликование материалов в Интернете выводит произведение из разряда защищаемых авторским правом. Единственное, на что в этом случае может претендовать правообладатель - это защита личных неимущественных прав автора. А вот оспаривать незаконное копирование данного произведения автор, согласно такому подходу, не может. Однако, практика деятельности некоторых Интернет-провайдеров за рубежом и в нашей стране свидетельствует об ошибочности данного мнения.

Как данная проблема решена в США?

В США Интернет-провайдеры как коммерческих, так и некоммерческих услуг стараются следить за тем, чтобы требования авторского законодательства неукоснительно соблюдались. Так, при заключении договора с держателями сайтов, провайдеры обязательно включают в договор пункт о том, что должен обязательно указываться источник размещаемых на веб-странице материалов. Запрещено коммерческое распространение материалов любого рода без предварительного согласия их автора. В случае нарушения данного предписания возможно расторжение провайдером в одностороннем порядке договора на осуществление услуг с последующим запретом восстановления данных договорных отношений на определенный, оговоренный в первоначальном договоре, срок.

Помимо этого, расторжение договора на осуществление провайдерских услуг отнюдь не исключает последующего обращения обладателя прав на данный материал в суд с иском против лица, незаконно использующего материалы в Интернете. Однако такие дела практически не возбуждаются, хотя практика нарушений существует. Вместо этого провайдер просто "отключает" нарушителя от Интернета и, как правило, сообщает другим провайдерским компаниям о допущенном данным лицом нарушении, что может привести к учащению контрольных проверок в отношении данного лица со стороны нового провайдера.

Как данная проблема решается в России?

Личные неимущественные права перечислены в статье 15 Закона РФ "Об авторском праве и смежных правах". К ним относятся: право на авторство, право на авторское имя, право на обнародование (в том числе и право на отзыв) произведения, право на защиту репутации автора. Защита личных неимущественных прав автора в Интернет-пространстве попадает под требование пункта 1 статьи 19 Закона, где сказано, что "допускается цитирование в оригинале и в переводе... в информационных целях... правомерно обнародованных произведений... без согласия автора и без выплаты авторского вознаграждения, но с обязательным указанием имени автора, произведение которого используется, и источника заимствования" (курсив наш - Ред.). Как видим, согласно российскому законодательству, данное право автора подлежит защите, но, в отличие от США в России полностью отсутствует практика судебного разрешения споров, связанных с нарушением авторских прав в Интернете. Однако в последнее время российские провайдеры начинают предпринимать саморегуляционные меры в целях предотвращения подобных конфликтов.

Так, в январе 1999 года британская звукозаписывающая компания "Электра" прислала российской компании "ТОРП" предупреждение, основанное на том, что на своей веб-странице "ТОРП" разместила без разрешения "Электры" звуковой файл, принадлежащий ей, который к тому же мог быть скопирован с сайта "ТОРП" любым посетителем. В предупреждении говорилось о возможности рассмотрения данного конфликта в судебном порядке, в случае, если "ТОРП" не уберет данный файл со своей страницы. Дело не дошло до суда, поскольку "ТОРП" уже на следующий день после получения предупреждения полностью переоборудовала свой сайт и файл был убран с веб-страницы.

Вслед за этим ряд российских провайдеров, таких как "Петербург Линк" и "СовНет", потребовали от своих клиентов указания ссылок на источники материалов, размещаемых на веб-страницах. Следует отметить, что компания "ТОРП" являлась клиентом провайдера "Петербург Линк", и одновременно с отправлением предупреждения "ТОРП", "Электра направила этому провайдеру уведомление о нарушении, допущенном его клиентом. Поэтому и другие провайдерские компании решили усилить контрольные меры, а также санкции за нарушение авторских прав со стороны своих клиентов. В случае, если в течение недели требование провайдеров об указании источника размещаемых материалов не было бы выполнено, предполагалось расторжение договора о предоставлении провайдерских услуг в одностороннем порядке. То есть здесь можно наблюдать заимствование американской практики недопущения возникновения конфликтов, связанных с нарушением авторских прав.

Данный случай можно рассматривать как первый случай саморегуляционной защиты авторских прав в российском Интернете. Можно надеяться на то, что этот случай станет "краеугольным камнем", заложенным в основание строящейся системы регулирования российского Интернет-пространства, в частности, такой важной его стороны, как защита авторских прав.

--------------------------------------------------------------------------------
Центр "Право и средства массовой информации"
Серия "Журналистика и право"
Выпуск 20
www.medialaw.ru/publications/books/ch/n24.html

Приложение 14

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ ЗАКОН "ОБ АВТОРСКОМ ПРАВЕ И СМЕЖНЫХ ПРАВАХ"
(извлечения)

Статья 15.
Личные неимущественные права

1. Автору в отношении его произведения принадлежат следующие личные неимущественные права:

право признаваться автором произведения (право авторства);

право использовать или разрешать использовать произведение под подлинным именем автора, псевдонимом либо без обозначения имени, то есть анонимно (право на имя);

право обнародовать или разрешать обнародовать произведение в любой форме (право на обнародование), включая право на отзыв;

право на защиту произведения, включая его название, от всякого искажения или иного посягательства, способного нанести ущерб чести и достоинству автора (право на защиту репутации автора).

2. Автор имеет право отказаться от ранее принятого решения об обнародовании произведения (право на отзыв) при условии возмещения пользователю причиненных таким решением убытков, включая упущенную выгоду. Если произведение уже было обнародовано, автор обязан публично оповестить о его отзыве. При этом он вправе изъять за свой счет из обращения ранее изготовленные экземпляры произведения. При создании служебных произведений положения настоящего пункта не применяются.

Личные неимущественные права принадлежат автору независимо от его имущественных прав и сохраняются за ним в случае уступки исключительных прав на использование произведения.

Статья 19.
Использование произведения без согласия автора и без выплаты авторского вознаграждения

Допускается без согласия автора и без выплаты авторского вознаграждения, но с обязательным указанием имени автора, произведение которого используется, и источника заимствования:

1) цитирование в оригинале и в переводе в научных, исследовательских, полемических, критических и информационных целях из правомерно обнародованных произведений в объеме, оправданном целью цитирования, включая воспроизведение отрывков из газетных и журнальных статей в форме обзоров печати;

2) использование правомерно обнародованных произведений и отрывков из них в качестве иллюстраций в изданиях, в радио- и телепередачах, звуко- и видеозаписях учебного характера в объеме, оправданном поставленной целью;

3) воспроизведение в газетах, передача в эфир или сообщение по кабелю для всеобщего сведения правомерно опубликованных в газетах или журналах статей по текущим экономическим, политическим, социальным и религиозным вопросам или переданных в эфир произведений такого же характера в случаях, когда такие воспроизведение, передача в эфир или сообщение по кабелю не были специально запрещены автором;

4) воспроизведение в газетах, передача в эфир или сообщение по кабелю для всеобщего сведения публично произнесенных политических речей, обращений, докладов и других аналогичных произведений в объеме, оправданном информационной целью. При этом за автором сохраняется право на опубликование таких произведений в сборниках;

5) воспроизведение или сообщение для всеобщего сведения в обзорах текущих событий средствами фотографии, путем передачи в эфир или сообщения для всеобщего сведения по кабелю произведений, которые становятся увиденными или услышанными в ходе таких событий, в объеме, оправданном информационной целью. При этом за автором сохраняется право на опубликование таких произведений в сборниках;

6) воспроизведение правомерно обнародованных произведений без извлечения прибыли рельефно - точечным шрифтом или другими специальными способами для слепых, кроме произведений, специально созданных для таких способов воспроизведения.
Исходное - - Автор KonNik (Эксперт) Время 17-07-2007 11:11
Реферат: Авторское право в Интернет

На мой взгляд, проблема защиты авторского права в российском интернете (естественно для тех, кто подобной защитой желает пользоваться) - невозможна без хотя бы мало-мальски пристойного законодательного вмешательства и рождаемой на этом основании практики защиты на уровне государственных судебных инстанций.

Хотелось бы выразить некоторые тезисные замечания и предожения по данной проблеме.
1. Стандарты требований к регистрации авторских прав в Интернет.
Обременять всех лиц, размещающих информационные материалы в интернете, повальной прививкой копирайта было бы не совсем уместным, ибо возможность свободного доступа и использования собственной авторской информации - личное дело каждого автора, обусловленное не только правовым нигилизмом или совковостью восприятия, но и определенными жизненными принципами.

Но что делать тем, кто действительно озабочен проблемой: как не допустить того, чтобы авторские публикации становились объектом пиратского посягательства? Надо сразу обратить внимание, что на уровне действующего российского законодательства, защита копирайта даже в более привычной простому смертному среде (музыка, литература, и т.д.) оставляет, как минимум желать лучшего. Смежные же права (особенно иностранных субъектов) могут не только не защищаться вообще, но и весьма перспективным образом нарушаться, причем при попустительстве тех, кто изначально был рожден для исполнения другой функциональной роли.
Не буду далеко отдаляться от темы настоящего семинара, но по моему глубочайшему убеждению, чтобы подобную тенденцию действительно разрушить, а не перманентно говорить о ее разрушении, стоит на государственном уровне задуматься о создании единой сильной организации, призванной на основе взаимодействия с правоохранительными и судебными структурами, защитить интересы автора и смежников. Ни РАО, ни РАИС, ни даже столь модная нынче BSA не способны тотально ущемить несанкционированное использование авторских продуктов в одиночку. Безусловно, настала пора говорить о создании копирайт-органа русского интеннета (подчеркиваю, для желающих защитить свои права), будь это специализированный web-депозитарий или иная структура.
Важно следующее - деятельность указанного органа должна рано или поздно быть подтверждена на уровне тех организаций, которые осуществляют контроль за работой сети, хотя бы на российском уровне, причем данное условие необходимо, во-первых, в целях защиты пользователя сети Интернет от возможных спекуляций на тему обеспеченния авторских отношений, а во-вторых, для того, чтобы автор опубликованного в электронном виде текста, не был дитем тех самых семи нянек столь неблагонадежно следивших за органом зрения чада - деятельность копирайт-органа должна давать возможность автору или обладателю смежных прав на публикацию возможность взаимодействия с органами государственной регистрации авторских прав, патентных прав, товарных знаков, и т.д.; необходимость обусловлена тем, что авторское наименование сервера, концепция дизайна, опубликованные материалы, вполне могут стать «источником вожделения» для кого-то, а сам факт того, что многие компании, люди искусства создают именно собственные виртуальные представительства, свое виртуальное лицо, офис, вряд ли им понравятся действия некоего Васи Куролесова, содравшего их авторскую идею. Следовательно, велика вероятность того, что желание защитить авторское право будет подразумевать желание лица полностью обезопасить свой сервер от вышеописанных проявлений.

2. Судебная защита авторов и правообладателей.
Непростой вопрос, поскольку сейчас очевидно, что защищать права авторов и держателей смежных прав на публикации в интернет, в силу отсутствия (надеюсь, что пока) надлежащей государственной судебной практики по данному вопросу, придется защищать третейским способом через Интернет. Идея электронного третейского арбитражного суда, которая все таки выйдет на нашем новом сервере, в середине весны, к моему великому сожалению не вызывает прилива эмоций у потенциальных сторон споров. Мониторинг по этому вопросу затянулся. Но учитывая перспективы работы, следует отметить, что решать авторские споры в третейском порядке, до тех пор пока российские дома справедливости не перестанут воспринимать компьютерные новшества в диковинку - реальный метод воздействия на недобросовестных нетизенов и на уровне уже существующей нормативно-правовой базы, и на уровне тех, кто обеспечивает доступ и интернет -хостинг указанным лицам.

Однажды мне приходилось защищать интересы одной компании, уличенной в нарушении авторских прав, в силу разработки взаимодействующего приложения к одной из ПК-шных программых. И тогда я был не очень приятно поражен тем, насколько суд завяз в проблеме декомпилирования программы для ЭВМ, предусмотренной ст. 25 Закона РФ Об авторском праве и смежных правах. Несколько экспертных заключений, полученных из разных запрашиваемых мест, и пять месяцев судебного разбирательства, все же убедили правосудие в несправедливости иска. Представьте, если в российский суд общей юрисдикции сейчас попадет иск о том, что российский гражданин Иванов разместил на свободных страницах американского сервера GEOCITIES авторскую информацию российского же гражданина Сидорова, опубликованную где-нибудь в другом российком городе (не по месту жительства этого Сидорова). Почему-то мне кажется, что через какое-то время судебной волокиты, Сидоров попросту подарит Иванову всю оставшуюся часть своей информации. Говорить об оперативности вмешательства в ситуацию - не приходится.
Формирование нормативно-правовых основ авторского права на электронные публикации. Сейчас на повестке дня ГосДумы уже находятся несколько интересных, но практичеки не проработанных нормативных документов, посвященных распространению информации по электронным каналам связи. Вероятность того, что эти законы хотя бы частично изменят отношение общества и коммерческих структур к юридическому статусу интернет и электронной передаче данных, существует. Возможно, это коснется и авторского права. Хотя, на мой субъективный взгляд, то что в первом чтении нового закона о СМИ оказался очевидно неосуществимый ляп о том, что электронными СМИ признается общедоступная информация передаваемая по электронным каналам связи, сей оптимизм несколько скрашивает. Это условие вызвало недоумение многих, ибо была усмотрена необходимость регистрации даже пользовательской страницы при количестве посещений более 1000 человек.
Исходное - Автор KonNik (Эксперт) Время 17-07-2007 11:11
Госдума приняла закон, усиливающий ответственность за нарушение авторских прав.

РБК. 14.12.2005, Москва 10:38:05

Госдума приняла в окончательном, третьем чтении закон, усиливающий ответственность за нарушение авторских прав. Соответствующие поправки вносятся в Кодекс РФ об административных правонарушениях.

Согласно документу, административный штраф за нарушение патентного законодательства может быть установлен в размере: для должностных лиц - от 100 до 200 МРОТ (сейчас от 30 до 40 МРОТ), для юридических лиц - до 5 тыс. МРОТ. Такой же штраф устанавливается за нарушение законодательства об авторском праве и смежных правах, о товарных знаках, знаках обслуживания и нарушениях в наименованиях мест происхождения товаров. Соответствующие постановления о штрафах могут выноситься до истечения одного года со дня совершения правонарушения.

За принятие данного закона проголосовали 378 депутатов, два - против.
Начало Тема Информация и статьи о Дизайне и Интернет / Библиотека дизайн информации / Борьба с нарушениями авторских прав в сети Интернет

Powered by mwForum 2.29.6 © 1999-2015 Markus Wichitill






    Rambler's Top100     Метрика  

В сети с 2003 года. Rosdesign.com - web дизайн и создание сайтов
Design-комьюнити. Администрация форума не несет ответственности за сообщения посетителей форума
Карта сайта    Автор проекта