Нижнему Новгороду исполняется 786 лет. К этому знаменательному событию горожане и правительство готовятся заранее. Накануне праздника у нижегородцев приподнятое предпраздничное настроение, а улицы города пестрят праздничной полиграфией в виде красочных плакатов. Наряду с плакатами появляется полиграфия меньшего размера в виде поздравительных открыток. Все такое красочное, яркое.
Образец одной такой поздравительно-праздничной полиграфии в виде открытки к 786-летию города Н. Новгорода попал мне в руки. Взял я открыточку посмотрел, призадумался.
Первое, что бросилось в глаза, как коренному нижегородцу, прожившему в городе более 30 лет это жесткое несоответствие изображенного на открытке нижегородского кремля действительности. Несоответствие как конструктивно, так и пропорционально. Дмитровская башня - один из символов города с ней все ясно и даже непропорциональное изображение не мешает узнаваемости объекта. Но пренебрежение пропорциями, вызванное стремлением впихнуть в размер открытки еще две башни пороховую и кладовую, втрое сократив при этом продолжительность стен привело к тому, что солидное сооружение становится абстрактным сказочным теремком.
Сказочность и нереальность изображения усугубляется щедрым использованием художником открытки локальных чистых цветов спектра. Зная, что чистые цвета спектра по правилам колористики диссонируют (не сочетаются) между собой, художник применяет способ «примирения» таких цветов через нейтральный тон. В данном случае таким «примиряющим тоном» являются черные полосы, которые являясь сами по себе жесткой графикой, служат еще и разделителями диссонансных цветов спектра, таких как:синий-красный, красный-зеленый, синий-желтый.
Цвета яркие, причем каждый цвет - доминанта, что исключает целостность композиции. Графика сочная жесткая, что привлекает внимание и создает яркую ассоциацию с ярмаркой, карнавалом, праздником, сказкой.
Именно сказкой и преданием из далекого прошлого веет от изображения на открытке еще и потому, что окружающий ландшафт - художественный вымысел. Окружающая кремль сильно пересеченная местность с уходящей в перспективу к открытым и не имеющим решетки (что тоже с недавних пор не соответствует действительности) дорогой возможно была в действительности, но это было несколько веков назад.
Сам являясь профессиональным художником и дизайнером, я ничего не имею против красивых, качественно выполненных графических композиций. В таких случаях графика - страшная сила, она отлично воспринимается за счет большей выразительности, эмоциональности, жизненности и работает намного лучше фотографии. Этого не произошло.
Хотел обойтись без пошлой критики, но когда увидел в композиции образ дерева, который применяется всеми архитекторами на своих учебных работах почему-то стало грустно.
Сказка о прошлом, что может быть лучше, скажете вы. И возможно будете правы. Но мне по моему скромному мнению гораздо приятнее было бы взять в руки хорошую поздравительную открытку ко дню любимого города. Открытку, на которой будет или качественная отрисованная дорогостоящая графика, или будет присутствовать хорошая фотография современного уголка нижнего. Не хотите современности, ради бога, пусть будет история. Пусть будет качественная и документально выверенная история.
Если с огоньком подойти к работе - продукт может стать произведением искусства. Но только в том случае, когда разработчику дорога судьба проекта.
Посмотрев на открытку-произведение искусства появляется возможность гордиться именно Нижним, его благополучием, а не приходят абстрактные мысли о ярмарках, дешевых б/у товарах и ошибках в колористике. Такую открытку хочется сохранить на память, показывать друзьям и знакомым и жалеть если вдруг она пропадет или испортится.
Мне не очень хочется проваливаться в приторно-пестрое сказочно-не реальное «прошлое», мне важна реальная жизнь и будущая судьба города. И еще есть мнение, что люди в большинстве любят получать эстетическое наслаждение от качественных работ и продуктов.