Автор Прохожий
Время 15-08-2007 12:23
Отредактировано 15-08-2007 12:26
Рынок фриланса в России: как есть сейчас, как должно быть и что можно для этого сделать
/Неоднозначная информация по теме. Не со всем ниже изложенным согласен, но в целом интересно почитать для общего развития. Неприятно одно - статья напоминает скомканное изложение книги, где мысли и суждения часто не обоснованны/
Что есть сейчас?
Есть относительно небольшое количество профессиональных фрилансеров и организаций, готовых строить с ними цивилизованные отношения. Чего нет - тема, к сожалению, гораздо более обширная.
Нет культуры правовых отношений (многие не понимают, что это такое. Это не уголовный кодекс :). Договоренности легко нарушаются со ссылкой на обстоятельства, начальство (см. ниже) и т.д. Кроме того, у многих людей нет привычки фиксировать договоренности - это кажется им формальным и недружественным. В результате - обоюдное неудовлетворение, так как каждый понял договоренность в свою пользу.
Нет культуры финансовых отношений: многие заказчики готовы платить за работу только по ее окончании (и часто не сразу). Есть даже такие, кто требует предоплату назад в случае, если их не устроил результат. Кроме того, иногда работа с фрилансером идет не от лица организации, а от лица сотрудника, и если он увольняется, у фрилансера вообще нет шансов получить компенсацию за работу.
Нет организационной культуры - процветает авторитаризм. Решение по проекту на стороне заказчика принимается на очень высоком уровне (у нас большинство руководителей не готовы ничего делегировать) за пять минут по принципу "нравится - не нравится". Часто в компаниях просто нет специалистов, способных взять на себя ответственность за результат работы.
Нет культуры труда. В частности, нет механизмов учета времени, без которых определение затрат и стоимости работы становится невозможным и работа превращается в рулетку.
Нет достоверной информационной среды. На Западе вы можете найти имена фрилансеров в "Желтых страницах". У нас пока это нереально, а интернет все-таки не дает нужной степени достоверности и соответственно нужного уровня доверия.
Не хватает культуры общения. Здесь комментировать не буду, кто это видит, тому пояснения не нужны.
Бизнес глазами фрилансера: неочевидные особенности фрилансерского бизнеса
Если заказчик платит за результат труда, то для фрилансера время = деньги (быстрее сделал, больше заработал).
Следствия:
Чем больше встреч и доработок, тем меньше зарабатывает фрилансер, так что под конец проект может выйти для него в глубокий минус.
Механическая работа для фрилансера не дешевле концептуальной. Рабочее время фрилансера стоит одинаково независимо от того, чем он занимается - созданием сложных концептов или записью компакт-дисков.
Спекулятивная работа (например, тендеры) для фрилансера неприемлема. (Кроме того, заказчик как правило не ценит результаты такой работы.) Хотя очень и очень многие на обеих сторонах баррикады этого не понимают.
Фрилансер не может давать скидок - в сутках 24 часа. Фрилансер - это не гипермаркет и от количества работы ему не легче. Цена, разумеется, важна, но в контексте полученной ценности - лучше заплатить больше и получить больше, чем наоборот.
Единственный адекватный инструмент оплаты труда фрилансера - это почасовая оплата. Однако именно она менее всего понятна и приемлема для заказчика, который платит за результат, а не за процесс. Простого выхода из этогопротиворечия не существует. Сложный выход - в использовании фрилансером системы учета и планирования времени (тайм-трекинг).
Даже при постоянной загрузке только 50-60% времени фрилансера тратится на выполнение оплачиваемой работы, остальное уходит на самообслуживание - звонки, встречи, бухгалтерия, установка софта, обучение и т.д.
Кто такие фрилансеры?
Предприниматель - стремится постоянно расширить область своих возможностей, чаще всего постепенно вырастает до своего бизнеса.
Специалист - хорошо знает свою область и растет вглубь, а не вширь - не готов к авантюрам и рад предоставить другим такие задачи, как презентации и переговоры.
Художник - стремится самовыразиться (иногда за счет клиента), совершенствует свой стиль, часто идет против рыночных тенденций, перфекционист.
Когда нужен фриланс?
Прежде всего, фриланс вообще имеет смысл только при условиях цивилизованных отношений с командой фрилансеров (взаимное доверие, четкое взаимодействие, предоплата).
В проектах с открытым результатом (например, серьезный дизайн) привлекать фрилансера стоит, только если он уже опробован заранее.
Фриланс выгоден в проектах с результатом, поддающимся объективной оценке.
Фриланс выгоден, когда необходимы узкоспециализированные работы (например, 3D графика).
Источник: kolesnik.ru/2007/freelance/