Дизайн как стиль жизни. Форум дизайнеров


о проекте      статьи      галереи      книги      игры      уроки


Вход не произведенДизайн форум
Форумы На главную страницу Помощь Поиск Регистрация Вход OpenID
Начало Тема Информация и статьи о Дизайне и Интернет / Библиотека дизайн информации / Дизайнеры. Кто они?
- - Автор KonNik (Эксперт) Время 17-07-2007 11:09
Жесткая конкуренция в среде полиграфических предприятий и, слегка родственной последней, среде периодических изданий нередко порождают на свет предложения типа "Разместите свой заказ (свою рекламу) у нас, дизайн мы сделаем бесплатно". Умные покупаются на подобный призыв лишь однажды. Понимание того, что за качественный дизайн нужно платить, приходит к ним сравнительно быстро. Однако, кому? И сколько?
На сцене появляется Дизайнер. Не простой. А персональный, способный (по аналогии с персональным врачом или парикмахером) максимально проникнуться проблемами своего клиента. Его можно сделать своим штатным сотрудником. Но иногда с ним проще сотрудничать как с девушкой "по вызову", подгружая работой лишь время от времени. В любом случае, персональный дизайнер в хозяйстве полезен, а порой и необходим. И дабы его приобрести, мы покинем зал, оставив персону виртуального Дизайнера одиноко стоять на сцене, и выйдем на улицу в поисках дизайнеров реальных.
Искать не придется долго. Сотни, а, может быть, даже тысячи претендентов в томном ожидании толпятся у дороги. И главное теперь не ошибиться, не выбрать того, кто Дизайнер - только по фамилии.

Дизайнеры. Кто они?
Дизайнеры в совокупности своей образуют некоторое подобие касты, и требуют почитания и привилегий больше, чем представители других профессий. Ведь именно ими создается "одежка", по которой потребитель встречает товар. При этом в одних руках нередко сосредотачиваются огромный рекламный потенциал вместе с немалой ответственностью за результат.
Несмотря на то, что "каста" подразумевает объединение людей, рядовой дизайнер работает в одиночку. В основном, по причине личных амбиций. Редкий индивидуум захочет поделиться славой в случае, если продукт окажется удачным. Если же "не сложилось", то наказание за плохую работу всегда минимальное - как правило, не (недо-)полученное вознаграждение. А уж физически наказывать точно не станет никто. Противоестественные скопления дизайнеров, наблюдаемые в крупных издательствах или рекламных агентствах, объясняются исключительно объемами работ.
Дизайнер в найме непостоянен и склонен гулять "налево". Другими словами, если существует возможность подзаработать на стороне, ее обязательно используют. При этом работодатель и сторонний клиент для дизайнера автоматически приобретают статусы жены и любовницы соответственно. Перед первой у него есть определенные обязательства, перед второй - традиционно нет. Отсюда вывод: работа с "чужим" дизайнером - всегда риск, и нет никакой (!) гарантии, что законченный продукт будет предоставлен вовремя. Ведь "жена" может некстати заявить о своих "супружеских" правах, или у дизайнера вдруг окажется критически много "любовниц" одновременно, или же он просто изменит одному стороннему клиенту в пользу другого, более состоятельного. Завидовать работодателю тоже не стоит. Легче, чем переманиваются дизайнеры, не переманивается никто. Разница окладов в 20$ (при прочих равных условиях) - уже повод сменить работу. "Верность" дизайнера измеряется только временем.

Дизайнеры очень любят деньги - сильнейший из стимулов. Ничто так не повышает работоспособность, как вовремя полученное вознаграждение. К слову, вот вам случай из жизни. Дизайнерствуя в одной из организаций, ваш покорный слуга вывесил у себя за спиной небольшой (формата А3) плакатик, гласивший, что "Деньги - лучший путь к сердцу дизайнера". Через три года после увольнения судьба вновь привела меня в старую организацию (к счастью, не работать). В отделе дизайна изменилось все... кроме старого доброго лозунга. Воистину, время не властно над настоящими ценностями.
Дизайнеры находятся в близком родстве с программистами. И те, и другие без компьютера не могут ничего. И те, и другие общаются с коллегами на собственном, недоступном посторонним диалекте (например, термин "ПиэЗДишник" не имеет ничего общего с нецензурным ругательством, а означает файл в формате Adobe Photoshop c расширением *.PSD). И те, и другие обязаны быть с компьютером "на ты", ибо компьютер для дизайнера - рабочий инструмент, лопата, которой копаются денежки. Логично, что в небольших организациях системным администратором становится по совместительству именно дизайнер.

Дизайнеры. Классификация
Говорили мы пока о среднестатистическом представителе семейства. Свойства же отдельных индивидуумов могут различаться кардинально. Очевидна необходимость классификации дизайнеров по определенным признакам. В качестве первого выберем уровень владения технологиями.
Зелень. "Зеленые" они не в силу своей политической ориентации, а потому что начинающие. Как правило, это люди, недавно окончившие курсы или самостоятельно изучившие один из графических пакетов (например, Corel Draw). Некоторые из "зеленых" - безнадежны и покидают касту очень быстро. Другие свой шанс используют. Но чтобы стать профессионалами, им потребуется совершить определенное количество ошибок и стойко вынести череду последующих наказаний. Другие способы обучения начинающих в касте не предусмотрены. Клиент для "зеленых" не является средством заработка, он - скорее объект эксперимента и необходим для осознания собственных возможностей и накопления знаний. "Подопытные" помогают также сформировать портфолио, облегчающее впоследствии поиск очередных жертв. Цены на дизайн у "зеленых" - демпинговые. Работают практически задаром.
Битые. В этот разряд переходят самые выносливые из "зеленых". Большинство из причитающихся им ошибок они уже сделали, но продолжают развиваться: оптимизируют и рационализируют свою работу с профессиональными пакетами, стараются поработать в смежных направлениях. "Битым" свойственно часто менять место работы в поисках (естественно, тщетных) более высокого заработка. Попутно осваиваются новые технологии и особенности производства - офсет, флексография, веб-дизайн и другие. Ценообразование на "левые" работы подчиняется логике: цены на этом этапе зависят исключительно от размеров макета. "Битым" можно доверять определенные виды работ, но только в тех областях и направлениях, где они успели поработать.
Бывалые. Для этих дизайнеров не существует работы, аналогов которой еще не выполнялось. Они уже ознакомились со всеми областями своего возможного применения, кроме тех, которые им откровенно неинтересны. Макеты адаптируются под технологию производства и не вызывают нареканий у печатников или других воплотителей дизайна в материю. Если по независящим от него причинам (например, особенности технологии) "бывалый" не может гарантировать качественного результата, заказчик об этом предупреждается заранее. Отработав в нескольких десятках мест, некоторые "бывалые" оседают у последнего работодателя в качестве "полукрепостного" - нет запрета на "левые" работы при условии, что основная работа сделана. Другие приобретают на свои кровные необходимую технику и становятся "свободными" художниками. При этом обслуживается наработанная клиентская база с объемным портфелем заказов на обозримое будущее. Если упомянутого портфеля у дизайнера нет, голодная свобода раньше или позже вынудит его вернуться в наем. Ценовая политика кардинально отличается от политики "битых". Стоимость работы зависит от потраченного на нее времени. Поэтому "бывалый" никогда не назовет цену, не получив подробнейшего технического задания.

Отдельный абзац стоит посвятить железу, с которым работают дизайнеры. Наиболее распространены два типа платформ. Первая - всем известная, работающая под управлением Windows, именуемая внутри касты "ПиСюком" (от PC - Personal Computer). Вторая - компьютеры Apple, работающие под управлением MacOS, обзываемые менее пошло - "МАКами". Пользователей называют соответственно "писишниками" и "макинтошник ами". Аппаратно-программные особенности МАКов позволяют с высокой вероятностью предсказать цветовую гамму конечного продукта, что на ПиСюке - затруднительно. Цена на хороший МАК приблизительно в 3-4 раза выше, чем на хороший ПиСюк. Позволить себе подобную роскошь могут только богатые организации (большие издательства или рекламные агентства и др.). Как следствие, макинтошники образуют своеобразную касту внутри касты, и к писишникам относятся так же, как танкисты относятся к велосипедистам. Что не всегда оправдано, ибо великолепно отцветоделенный МАКом макет может загубить пьяный печатник, в то время, как ПиСишное цветовранье опытный (а главное - трезвый) печатник без труда доведет до ума. Следовательно, результат зависит не столько от крутизны железа, сколько от профессионализма обслуживающего персонала. Цена одной и той же работы у макинтошника может быть на 20-50% выше, чем у писишника аналогичной квалификации. Разница объясняется более высокой стоимостью амортизации оборудования и, как говорилось выше, меньшими проблемами в последующем воспроизведении цвета.

Однако вернемся к классификации людей, а не машин. Второе, не менее важное качество дизайнера - это его способность нестандартно подойти к решению проблемы. И если владение технологиями приходит с опытом, то творческое мышление является свойством врожденным. Оно либо есть, либо его нет.
Исполнители. У этой категории дизайнеров явные проблемы с воображением. Главный критерий, которыми руководствуется "исполнитель" при создании макета, - вся информация должна поместиться в заданный размер. Такой дизайнер, как правило, не способен выжить самостоятельно и нуждается в надежной опоре - арт-директоре (или другом дизайнере), который направит куда надо и проконтролирует. Нередко подобной опорой становится заказчик дизайна, которому приходится сидеть в кресле рядом и тыкать перстом в монитор. Зависимость от окружения делает "исполнителя" порядочным "семьянином". Он меняет место работы и подрабатывает на стороне гораздо реже, чем его творческие коллеги. "Исполнитель" невероятно плохо обучаем. Ему нужно совершить в 3-4 раза больше ошибок, чем среднему дизайнеру, чтобы перестать считаться "зеленым", и процесс этот может затянуться на годы. Пик карьеры "исполнителя" - преподавание на компьютерных курсах или написание/перевод компьютерных книг/статей, посвященных знакомому программному продукту.
Творюки. Крайностей, по правилам, должно быть две. Первую мы уже рассмотрели, а ко второй отнесем дизайнеров творческих чересчур. В большинстве своем это - выпускники художественных школ и академий. Получив высокохудожественное образование, "творюки", как правило, умеют рисовать руками, владеют тонкостями цветовых и композиционных решений. Но, не добившись ничего в классических видах живописи, они устремляются в рекламный дизайн, где пытаются самореализоваться за деньги заказчика. При этом результатом может быть интересная (для других художников) работа, но не имеющая к предмету рекламы абсолютно (!) никакого отношения. В подавляющем большинстве случаев "творюка" не успевает совершить причитающийся ему набор ошибок (увольняют очень быстро) и навсегда остается "зеленым". Со стороны "творюку" могут привлечь лишь для консультаций или выполнения "ручных" (в смысле нарисованых руками) работ. "Битая творюка" - явление крайне редкое, но от этого более ценное и... дорогое. А стоимость работы даже у "зеленой" особи предельно завышена. По двум причинам. Во-первых, "творюка" - наиболее амбициозный представитель касты, он любит и ценит себя намного выше, чем того заслуживает. Во-вторых, реальная работа у него появляется крайне редко, поэтому необходим немалый запас средств на месяцы вынужденного безделья.
Ремесленники. Рассматривая этот тип дизайнеров, зададимся, сперва, любопытным вопросом: чем отличается ремесленник от художника (читай - "творюки")? Ответ: тем, что художник работает только тогда, когда у него есть вдохновение, а ремесленник - еще и тогда, когда это необходимо. Уникальным свойством "ремесленника" является его способность дозировать собственное творчество. Количество высвобождаемой энергии определяется техническим заданием, и, что немаловажно, величиной вознаграждения. Соответственно цена на дизайн зависит от уровня необходимой оригинальности. "Зеленых" ремесленников не бывает. Более половины из них - уже "бывалые". Немалый опыт работы за плечами подразумевает привычку не пропускать ошибок, в том числе и чисто дизайнерских. Неукоснительное следование правилам верстки текста, грамотный выбор композиционного и цветового решений - все это выполняется "ремесленником" автоматически, порой даже неосознанно.
Задумчивые. В принципе, "задумчивые" есть подклассом "бывалых ремесленников". Все, что мы говорили о вторых, можно смело перенести на первых. Но не наоборот. Подвид "задумчивых" появился на свет в результате утомительного процесса скрещивания дизайнера ("ремесленника") с рекламистом. Генетические изменения оказались настолько сильными, что порой трудно в "задумчивом" узнать дизайнера. Однако, основной половой признак (способность родить дизайн) присутствует, но что же в нем такого особенного?
Исходное - - Автор KonNik (Эксперт) Время 17-07-2007 11:09 Отредактировано 15-07-2009 00:34
А дело в том, что "задумчивый" рассматривает дизайн исключительно как средство доставки рекламного послания потребителю. Для него эффективность (!) образа намного важнее эстетики. Иными словами, вопрос "как дизайн будет работать?" всегда предшествует вопросу "как дизайн будет выглядеть?". В подавляющем большинстве случаев, у "задумчивого" нет рекламного образования, и ему периодически приходится консультироваться с профессиональными рекламистами и маркетологами. Поэтому "задумчивого" дизайнера, как правило, можно встретить в рекламном агентстве, где необходимые консультанты - всегда под рукой. Цены на дизайн приблизительно такие же, как у "ремесленников".
Бизнесмены. Этой категории дизайнеров отсутствие творческого потенциала не мешает не только выживать (в отличие от тех же "исполнителей"), но и жить-не-тужить. Выход найден простой - заимствование чужих идей. Источники самые разнообразные: от каталогов рекламных фестивалей до ресурсов Internet. "Бизнесмены" очень хорошо обучаемы. Как следствие, уровень "битого" достигается подавляющим большинством представителей группы. Логическое завершение карьеры - "вольное плавание" плюс (неизменно) полиграфический бизнес. И для этого не нужно иметь собственное производство. Достаточно выгодно быть просто посредником между клиентом и знакомой типографией. Так "бизнесмен" приобретает неоспоримое преимущество перед другими дизайнерами: он может выдать готовый продукт не в электронном виде, а в самом, что ни на есть, бумажном. Но для этого необходимо лично контролировать весь производственный цикл: самому покупать бумагу, решать транспортные вопросы и следить за степенью трезвости печатника. Очевидно, что времени на дизайн у "бизнесмена" остается маловато. Ценовая политика не поддается логике. Иногда "бизнесмен" может значительно упасть в цене на дизайн в расчете компенсировать свою работу полиграфией. Но чаще стоимость дизайна поднимается до уровня "творюк". Ведь отсутствие времени может заставить "бизнесмена" самого нанять для работы стороннего дизайнера.
Если с классификацией все более-менее понятно, самое время приступить к отбору подходящей кандидатуры.
Оценивать дизайнера по внешнему виду (напомним, он - родственник программиста) - занятие бесполезное. А вот портфолио способно рассказать о своем владельце много интересных подробностей...

Портфолио
Первое, на что обращают внимание - объем портфолио. Типичный "зеленый" не имеет оного вообще, либо объем не превышает 10 страниц. "Битый" дизайнер покажет не менее 50 своих работ, а средний "бывалый" - около сотни, заметив при этом, что представлено далеко не все, а только самое интересное.
Однако количество переходит в качество лишь с определенного момента. Если принтерные распечатки составляют более двух третей общего объема, очень высока вероятность, что владелец портфолио - "зеленый", и далеко не все его работы были воплощены в конечный продукт. Если при этом в работах преобладают художественные изыски, имитации различных видов живописи и оригинальные рисунки, вам посчастливилось встретить (с 90% долей вероятности) "творюку".
В процессе ознакомления с содержимым рекомендуется рассматривать работы претендента не сточки зрения эстетики или качества полиграфии, а с точки зрения потенциального потребителя продукции, рекламируемой со страниц портфолио. Этот нехитрый способ позволит в определенной степени спрогнозировать результат сотрудничества с данным дизайнером. Если большинство работ вызывают у вас (как у потребителя) негативную реакцию, значит, существует вероятность того, что также отнесутся уже к вашей (!) рекламе ваши (!) потенциальные клиенты.

Укажите дизайнеру на макеты, которые вам не понравились (понравились), и спросите, почему он выбрал именно эти шрифты и именно эту цветовую гамму (или композицию). Если на все вопросы, претендент отвечает только "так хотел заказчик" - перед вами типичный "исполнитель". Если же ответы осмыслены и аргументированы, а некоторые работы представлены в вариантах ("я предлагал клиенту вот такую конфетку, а он выбрал вот это г...") - перед вами хороший "ремесленник".
Своеобразным тестом на авторство является просьба рассказать историю того или иного макета: как родилась идея, как происходил процесс создания, а затем согласования макета? "Ремесленник" всегда расскажет о настоящем авторе идеи или укажет на образец, с которого идея для данной работы была позаимствована. Совершенно по-другому поведет себя в этой ситуации "бизнесмен". На собственном авторстве он будет настаивать даже, если его пытать раскаленным утюгом...

О вреде задумчивости
Идентифицировать "задумчивого" на этапе анализа портфолио практически невозможно, потому что основная часть его наработок была сделана еще в бытность "ремесленником". Но в процессе приема технического задания он с потрохами выдает себя каверзными вопросами, нетипичными для дизайнеров.
Например:
1. "Кто есть целевая аудитория рекламного обращения?"
2. "Чего вы хотите добиться данным рекламным обращением?"
3. "Кто ваши прямые конкуренты? Как они позиционируются?"
4. "Как вы планируете отстраиваться от конкурентов? На каких свойствах товара вы хотите сделать акценты?"
. . .
Х. "А вы уверены, что данный девиз (образ) действительно будут работать (!) на вашу компанию, а не против нее? Лично я, как потенциальный потребитель, подумал бы..."

Встреча с "задумчивым" дизайнером предоставляет заказчику редкий шанс качественно изменить свою рекламу, сделать ее более эффективной. Но воспользоваться шансом этим спешат немногие, потому что понадобиться решить ряд неожиданно возникающих проблем. Остановимся подробнее на возможных вариантах развития событий.

Непредвиденные расходы I. Если вопросы заданы, на них нужно попытаться ответить. А сделать это практически невозможно, если не проведены маркетинговые исследования. Это мероприятия обходится фирме примерно в 1-1,5 тысяч долларов. Однако, следует помнить, что голые результаты исследования - бесполезны. Им требуется анализ с последующими выводами о позиционировании товара/услуги, о конкурентах и способах борьбы с оными. Занимаются этим профессиональные рекламисты. Но не все. Анализ маркетинговых исследований также не бесплатен. Так, истратив немало времени и финансов, заказчик дизайна приобретает способность ответить на "глупые" вопросы "задумчивого", дабы это чудо приступило, наконец, к дизайну рекламной листовки (буклета, календарика и пр.)

Непредвиденные расходы II. Предположим, что какие-то деньги на рекламу зарезервированы, но совершенно отсутствует время и/или желание самому решать проблемы, ярко описанные в предыдущем абзаце. Тогда принимается судьбоносное решение (не терять же "задумчивого") отдаться в рекламное обслуживание тому агентству, где понравившийся индивидуум обитает и дизайнерствует. При этом, появляться возможность заказать разработку концепции рекламной компании, а затем, необходимость слегка (в 1,5-2) раза переплачивать за каждую работу "задумчивого". Ведь агентству необходимо не только компенсировать затраты (электроэнергия, амортизация оборудования и пр.) на содержание дизайнера, но и зарабатывать на нем.

"Непредвиденные расходы I,II" происходят в природе настолько редко, что правильнее было бы сказать: не происходят вообще! А как заказчики на самом деле используют так неожиданно подвернувшийся Шанс?

Пофиг.
Первая их половина на вопросы "задумчивого" не отвечает, но предлагает ему поразмышлять лично и предоставить варианты на выбор. Девять "задумчивых" дизайнеров из десяти отказываются от работы сразу. А десятый решает положиться на себя (или на сочувствие сотрудников-профессионалов) и в муках он рождает на свет нечто, по его мнению, достойное называться Рекламой. Однако, ознакомившись с результатом, заказчик презрительно фыркает и либо соглашается, либо решает поработать с другим дизайнером. Первое, по статистике, происходит крайне редко, второе - крайне часто. Независимо от исхода, раз попробовав, "задумчивый" принимает решение больше не надрываться и пополняет ряды отказывающихся сразу. Ведь за Рекламу заплатят (если заплатят!), как за обычный макет, а Идея никогда не будет признана и оценена по достоинству, потому что в нее не вложены (см. "Непредвиденные расходы I, II") большие деньги.

Нефиг.
Как поступает вторая половина заказчиков? Дизайнера, вежливо или не очень, просят временно забыть о Рекламе и поработать простым "ремесленником", а иногда - даже "исполнителем". Как правило, "задумчивый" делает над собой усилие и, стараясь не слышать криков совести, соглашается. В конце концов, "за ваши деньги - любой каприз".

Цены
Интереснейший из вопросов "Сколько платить?" на самом деле не имеет ответа. Парадокс и уникальность ситуации заключается в том, что дизайн - пожалуй, единственный на рынке товар, цену на который назначает сам покупатель. И стоит он именно столько, сколько за него готовы платить. Нижнего предела практически не существует. Автору довелось (году, этак в 1999) слышать об индивидуумах, клепавших дизайн этикеток для консервного завода по цене 1 (одна!) гривна за макет! Однако, это - скорее исключение, чем правило. Аксиом же всего две: качественный товар не бывает дешевым, а дорогой товар - не обязательно качественный.
В конце концов, каждый заказчик должен сделать выводы о рентабельности рекламной части своего бизнеса. Ибо один может согласиться на "Непредвиденные расходы I, II", потратить 5-10 тысяч американских рублей на Идею, эксплуатация которой в течение короткого времени принесет серьезную прибыль. В то время, как другой пойдет путем "Нефиг" и потратит на дизайн копейки, но после не заработает ничего. Бывает и так, что за собственные деньги приобретается откровенная антиреклама собственного товара, или реклама, работающая на конкурентов.
А дизайнер всего лишь воплощает Идею в рекламный образ, но крайне редко является ее автором. Жаждущим Рекламы надеяться только на дизайнера (даже "задумчивого"), наверное, не имеет смысла. Быть может, лучше ли поискать "задумчивое" рекламное агентство?

Опубликована в журнале "Office", Киев
Исходное - - Автор Гуталин [ru] Время 07-07-2009 01:17 Отредактировано 16-07-2009 11:01
Очень хочется поправить текст!!!!!!!!!!!!!!!! К тем, о ком Вы рассуждаете, надо приписывать WEB---------. Собственно к дизайну это всё не имеет почти никакого отношения. Еще многие девушки в мебельных магазинах называют себя дизайнерами.
Исходное - - Автор KonNik (Эксперт) Время 14-07-2009 23:14 Отредактировано 15-07-2009 00:32
автор пытается изложить свою, на мой взгляд интересную, точку зрения на проблему.
выложил материал без изменений, но думаю вы правы на счет web ... только там может быть найдено столько "профессиональных" нюансов и отличительных особенностей ...
Исходное - Автор Anika [ua] Время 02-02-2011 22:40
Мне очень понравилась статья. И точка зрения автора действительно, интересная.
Исходное - Автор Котик [ru] Время 01-11-2011 08:55
Привет, спасибо, очень  интересная статья))
Начало Тема Информация и статьи о Дизайне и Интернет / Библиотека дизайн информации / Дизайнеры. Кто они?

Powered by mwForum 2.29.6 © 1999-2015 Markus Wichitill





  Rambler's Top100  

В сети с 2003 года. Rosdesign.com - web дизайн и создание сайтов
Design-комьюнити. Администрация форума не несет ответственности за сообщения посетителей форума
Карта сайта    Автор проекта