Психологическое восприятие web-проекта дизайнером или "Cколько возможностей таит в себе чистый лист".
Для Дизайнеров - правда жизни, для Заказчиков - удивительное откровение и очень неприятное открытие....
Эта статья скорее для заказчиков web дизайна, чем для дизайнеров, НО(!) заказчики дизайна дизайном, как правило, не интересуются... и на web дизайн им в 80% cлучаев наплевать...
"Существует бесконечное число потенциально удовлетворительных комбинаций..." В. Папанек
Я не собираюсь анализировать адекватность и вменяемость заказчика, правильность постановки ТЗ на web дизайн, уровень мастерства дизайнера и правильность организации его работы (индивидуально) - факторы, безусловно влияющие на скорость и качество исполнения web или графического дизайн проекта.
Я анализирую психологическое состояние web дизайнера в процессе проектирования в зависимости от действий заказчика, приводящих (с точки зрения дизайнера) к порче дизайна. Потому, что профессиональный дизайнер всегда считает свой проект своим детищем, относится к нему с любовью и отдает ему много сил (духовных и физических) И если отстоять проект перед заказчиком не удается, то ненавистную мутацию (в которую превращается проект) необходимо или уничтожить или отвязаться от нее (и от такого заказчика) поскорее.
Делаем первый 1.0 (самый любимый и качественный, как правило) вариант на тему. Получаем ТЗ на web-дизайн. Начинаем с нуля! Обычно на это уходит в среднем 2-3 дня (но может занять как пару часов, так и пару недель smile.gif
Настроение - отличное
Идеи - так и прут
Заказчики - милые люди (пока)
Начинаем работать над дизайном сайта и радуемся работе, открывающимся возможностям реализовать правильные и красивые идеи (мы же мастера своего дела и уверены в том, что делаем и это здорово!). Может чем-то не устроить получившийся сначала вариант (не беда), делаем другой и третий (в рамках отведенного времени), пока не решим, что это то, что нужно на все 100%.
Может "долго" не приходить идея - не беда, главное постоянно думать над задачей и обязательно все придумается. Ура идея есть. Макет сделали. Отдохнем немного. Отвлечемся. Смотрим еще раз, корректируем, полируем... Все - работа сделана! Не стыдно показать коллегам, а тем более заказчику. Жизнь прекрасна. Есть работа для портфолио smile.gif
Результат показывается заказчику.
Заказчик посмотрел... и одно из двух:
1. одобрил без разговоров
2. пожелал внести корректировки
Если одобрен вариант 1.0 - на этом все и заканчивается и все довольны дизайнер потому, что работа сделана правильно, заказчик потому, что его все устроило. Но(!) если заказчик не доволен (по любым причинам) и хочет внести изменения (сделать вариант 1.2 на основе первого) события развиваются примерно так...
Во-первых если заказчик вносит исправления - дизайн начинает мутировать и степень мутации зависит от адекватности и упертости заказчика, хитрости и фанатизма дизайнера...
Почему начинает мутировать. Это просто... это потому, что чистота идеи дизайн проекта нарушается и соответственно нарушается целостность и гармония композиции (гармония она знаете ли вещь хрупкая). Что приводит... правильно к возникновению мутации в чистом дизайне... Что такое мутант, думаю, знают все - это урод c точки зрения хорошего вкуса smile.gif
С этого момента дизайнеру приходится сознательно и без вариантов уродовать свое детище, которое он (дизайнер) медленно начинает ненавидеть. И степень ненависти зависит как от количества и тяжести вынужденных мутаций, но прежде всего от того как много души вложено дизайнером в проект и насколько проект был хорош.
Если проект делался изначально "мертвым" - унифицированным, то все мутации проходят безболезненно (дизайнер не любил этот проект с самого начала, не вложил ни капли души и нервы свои тратить на него не собирается и впредь, просто плюет и делает .....)
Если работа 1.0 больше чем на 20% не одобрена сразу, категорически советую делать новый вариант web дизайна 2.0, а не переделывать имеющийся в угоду заказчику, иначе смерть!
Если на первый вариант макета 1.0 профессиональный дизайнер тратит из творческого потенциала 99-100%:
1. своего умения делать правильно (красиво и функционально)
2. своего профессионализма (таланта, желания работать и опыта работы)
3. своего профессионального умения дизайнера помочь клиенту в его бизнесе
4. своего желания достойно отработать деньги заказчика
5. своей фантазии и креативного мышления и желания сделать достойный проект
6. своего времени, сил, души и нервов
То в случае неодобрения заказчиком предъявленного 1.0 варианта дизайна:
1. Неодобрение 1.0 по причине, что "дизайнером не до конца понято ТЗ", и при последующей переделке он (заказчик) получает только 85-90% от возможностей дизайнера (ВОТ ОНА ВАЖНОСТЬ ПРАВИЛЬНО СОСТАВИТЬ ТЗ!!!).
Но работа идет пока нормально и делается 2.0 вариант (начинаем работать над дизайном сайта 2.0 без особой радости, но и без остервенения и ненависти), а вот уже при дальнейших переделках события развиваются аналогично, как если бы заказчик не одобрил работу 1.0 по своим прихотям, а это уже -
2. Неодобрение 1.0 по причине "давайте поменяем композицию, я это вижу по другому" заказчиком предъявленного варианта дизайна, и при последующей переделке он (заказчик) получает только 50-60% от возможностей дизайнера. Почему, потому, что "правильный" вариант уже сделан дизайнером и забракован заказчиком. Путь только один - делать совершенно новый вариант.
Но если заказчих жаждет доработать то что есть...
Итак приступаем к созданию мутанта 1.2
Настроение - нормальное (не попал с первого раза в 10-ку, не беда - это в web не страшно, есть надежда, что сильно уродовать проект не придется).
Идеи - есть парочка в рамках нужного заказчику
Заказчики - ведут себя как обычно
Делается вариант 1.2 - мутация дизайна легкой степени. Дизайнер задействует 50-60% своих возможностей. На выходе работа в лучшем случае просто обычная каких миллионы и потому никакая.
Результат показывается заказчику.
Если заказчик видит, что полученный вариант 1.2 хуже чем 1.0, то все отлично и дизайнер может исправить ситуацию вернувшись к первоначальной идее 1.0 или сделать вариант 2.0. Но если и этот вариант 1.2 не принимается, а отправляется на доработку, то заказчик может рассчитывать только на 30% возможностей дизайнера.
Делается вариант 1.3
Настроение - начинает тошнить от работы над этим провальным проектом
Идеи - послать заказчика с его творческими идеями
Заказчики... а спрашивается зачем им услуги дизайнера?
Происходит серьезная мутация первоначальной идеи (это уже очень плохо) и дизайнер начинает ненавидеть как этот проект, так и заказчика, заставляющего делать говно. На выходе работа неудовлетворительная в любом случае.
Результат показывается заказчику.
Если заказчик видит, что полученный вариант 1.3 хуже чем все, что было, то заказчику предлагается вернуться к первоначальным идеям или сделать новый макет (за дополнительную плату). И опять начинается все сначала, но с этого момента в любом случае до окончания работы задействуется только 50% ресурсов дизайнера. Потому, что заказчик задолбал! своей непроходимой глупостью и самомнением (если сам себе дизайнер то делай сам, а не нервируй профессионала...)
Если и вариант 1. 3 не принимается, а отправляется на доработку, то заказчик еще может рассчитывать на 30% возможностей дизайнера.
Делается вариант 1.4
Бессмысленная работа с точки зрения дизайнера. Бесполезная трата времени и ресурсов дизайн фирмы (ни один заказчик такого не заслуживает)
Настроение - ненависть к заказчику, безразличие к проекту
Идеи - никаких
Заказчики - никто
Дизайнер ненавидит заказ, ненавидит заказчика. На работу тратит 1-8% своего потенциала.
Этот вариант не мертвая унификация, а просто мумифицированная первоначальная идея (если она там еще сохранилась)
Дизайнеру на проект и дальнейшую судьбу проекта просто и по человечески .....
Результат показывается заказчику.
Если дело дошло до варианта 1.5
Получится порнография, а не дизайн проект...
И в ряде случаев заказчик бывает от этого в восторге... Ну что тут скажешь если у дизайнера испорчен вкус smile.gif
Клюев М. написано 20.04.2006