"Веб 3.0: Мы чужие на этом празднике жизни!Введение
Если спросить человека, который работает с компьютером прежде всего как пользователь, что изменилось и постоянно меняется, начиная с первого поколения ЭВМ, он прежде всего отметит изменения интерфейса. Интерфейс, то есть совокупность методов и средств взаимодействия между элементами системы - это то, что можно заметить, не заглядывая во внутренности машины и программного обеспечения.
Прослеживая эволюцию интерфейса ввода, изменения и вывода информации, можно (и необходимо) отметить одну основную деталь - он становится все более очеловеченным. Я нарочно не стал брать это слово в кавычки: начав с чисто машинного, понятного лишь узким специалистам, интерфейса, эволюция компьютеров дошла до интуитивно ясной, значительно более дружественной человеку среды.
Без сомнения, эти изменения отражаются и на Интернете.
Веб 3.0 - словосочетание, впервые употребленное еще два года назад, в далеком 2006 году, Джоном Марковым в New York Times, сейчас приобретает все более осязаемые черты.
Особенно тонко появление веб 3.0 чувствуют вебмастера. Причина проста - эта новая концепция сети, которая, согласно предсказаниям, получит наибольшее развитие в третью декаду существования Интернета, то есть с 2010 года, напрямую влияет на методы сайтостроения и специфику преподнесения информации пользователям.
Те, кто вовремя почуял «запах перемен», уже сейчас нацеливаются на те типы ресурсов, за которыми будущее.
Возможно, эта статья поможет кому-то из вебмастеров лучше представить себе, что будет с Сетью через два года, год, или, возможно, уже завтра, и выиграть на этих неизбежных переменах.
Чтобы говорить о переменах в сети, сперва необходимо подумать над тем, что происходит с компьютерами в целом.
Перемены здесь и там происходят, как ни странно, синхронно, и разнятся в деталях, при этом относясь к одной и той же тенденции. И здесь и там человек пытается создать машину по своему образу и подобию.
Эволюция машин
Первым шагом к дружественному пользователям интерфейсу можно считать компьютер, разработанный Apple, по имени Lisa (Local Integrated Software Architecture). Этот компьютер, названный также в честь дочери одного из основателей компании, стал первой предназначенной для публичной продажи ЭВМ с графическим интерфейсом.
До этого компьютеры управлялись исключительно текстовыми командами и были доступны лишь специалистам. После появления Лизы работа с компьютером упростилась во сто крат - требовалось лишь кликать на ярлычках, отображаемых на мониторе, чтобы запустить тот или иной процесс. Изображение компьютера Lisa вы можете увидеть на следующем рисунке.
Еще Xerox's Palo Alto Research Center в 1971 году создал компьютер «Alto» с графическим интерфейсом и небольшим периферийным устройством, названным мышью, однако он не был предназначен для публичной продажи. Затем та же компания создала компьютер «Star», который продавался «в народ», но стоил порядка $17000, что определило отсутствие его популярности.
Таким образом, Apple не были пионерами в создании графического и «мышиного» интерфейса, однако они значительно дополнили идею и создали компьютер, который был хоть и весьма дорогим, но все же доступным многим, и широко использовался в офисах.
После Лизы (впоследствии переименованной в Macintosh XL) в 1987 Apple выпустила Macintosh II.
В том же году инициативу «яблочников» перехватила Microsoft, объявившая о выпуске системы Windows 1.0, главным преимуществом которой были впоследствии разработанные для нее совместимые программные продукты.
С годами интерфейс развивался, дополняясь инновационными, хоть и весьма ожидаемыми, решениями, такими, как технология Drag-and-drop, скроллинг и, наконец, Multi-touch, впервые реализованный в 1982 году и ныне активно использующийся Apple в разработке смартфонов iPhone. Последние позволяют управлять процессами с помощью интуитивно понятных, естественных движений пальцев.
Что ждет компьютерный интерфейс в будущем? Судя по современным тенденциям его развития, можно полагать, что работа с ним станет максимально приближенной к естественным действиям человека. «Рабочий стол» - наименование, сейчас использующееся для фигурального обозначения графической оболочки Windows, сделается значительно более похожим на свой реальный прототип.
С технологиями трехмерного голографического моделирования это вполне возможно, а голосовое управление и сенсорный дисплей с технологией Multi-touch, реагирующий на определенные движения рук, сделают реальным управление и поиск информации без применения каких-либо «ненормальных» дополнительных устройств вроде мыши.
Вы хотите открыть текстовый файл - вытащите из шкафчика книгу и раскройте ее на нужной странице. Хотите ввести текст - возьмите ручку или любой удобный для вас предмет и пишите на листе бумаги, печатайте на клавиатуре или же наговаривайте голосом. Подобные возможности для компьютерных игр уже давно реализованы - как всегда, индустрия компьютерных игр значительно предвосхищает тенденции развития компьютерных технологий.
Говоря о будущем, нельзя не упомянуть такую важную деталь, как поиск в базе данных компьютера. Сейчас он ведется на основе текстового анализа документов, но в будущем будет происходить на основе их семантического, то есть смыслового, анализа.
Вместо ключевых слов «Ибица путешествие рассказ», употребляемых в том случае, если они встречаются в названии или текстовой составляющей искомого документа, возможно будет использовать осмысленную фразу - «Рассказ о путешествии на Ибицу», в которой машина выделит семантическое ядро и начнет поиск по смысловой составляющей имеющихся файлов.
Такой поиск потребует значительных машинных мощностей, поэтому их стремительное наращивание является одним из залогов приближения эпохи новых принципов работы с данными. Вот здесь мы вплотную подходим к развитию событий и Интернете, где эта новая эпоха называется ёмко и громко «веб 3.0».
Оживший контент
Эпоха веб 2.0, длящаяся в настоящий момент - это прежде всего сетевые сообщества, кооперативы, комьюнити. Если раньше пользователь только получал контент по своим запросам, то в эпоху веб 2.0 у него появилась возможность его, этот контент, создавать. Этому способствовало бурное развитие таких типов сайтов, как социальные сети, файлообменники, блоги.
Рядовой пользователь получил возможность быть услышанным неограниченной аудиторией - и для этого ему не требовалось никаких специальных знаний и умений.
В сети сложилось множество различных комьюнити, объединенных внутри себя и между собой, так называемое электронное общество, реакция которого на различные события вдруг стала играть определяющую роль. Сейчас ни одного развитое государство не может смотреть сквозь пальцы на сетевое общество, в среде которого складываются мнения о политических процессах, мировых событиях и конфликтах. Поскольку в этом обществе состоят в основном наиболее политически активные люди в возрасте 18-45 лет, то неудивительно, что к его мнению прислушиваются и пытаются им манипулировать - впрочем, не слишком успешно.
Основная отличительная черта электронного общества состоит в его независимости, слабой подверженности влиянию извне, а в какой-то степени и безнаказанности. Стоит произойти какому-то значимому событию, как о нем пишут в сотнях блогов, новостных лент и форумов. Созданный сотнями пользователей контент в этом случае представляет собой куда более весомый аргумент для обывателя, нежели официальная информация на правительственных ресурсах.
Впрочем, такая интерактивность происходит не только в мире политики и глобальных проблем. Люди со сходными интересами, хобби, взглядами или слабостями также объединяются в сообщества различного типа. В пример можно привести огромное количество социальных сетей с возможностью создания групп по интересам, месту жительства, учебным заведениям и другим схожим признакам, тематических форумов, файлообменников, где наряду с обменом ворованным софтом (музыкой, фильмами, играми, программами) устраивается его, софта, активное обсуждение.
Многие ведут блоги, в комментариях которых вырастают целые форумы, посвященные тому или иному «нашумевшему» посту.
На этот бум социальных сетей невозможно смотреть сквозь пальцы. В топе Алексы - социальные сети. Англоязычные Facebook, Myspace, Hi5, Friendster. Русские Одноклассники и Вконтакте. Пресловутые торренты и блоги - и те превратились в подобия социальных сетей, которые находятся в топе СЕРПа по сотням ключевых слов, за которые продал бы душу владелец любого дейтингового сайта.
Поисковики явно отдают предпочтение тем ресурсам, которые, может быть, и не обладают самой лучшей поисковой оптимизацией, а за что-то могли бы быть и пессимизированы. Поисковые системы уже давно и прочно отдают предпочтение ресурсам, интересным тысячам людей.
Что все это значит? Это сигнализирует об одном изменении алгоритмов поиска, а точнее, полной их перестройке, о которой давно пишут во многих СЕОшных блогах и которое называется «персонализированная выдача».
Люди
Известный СЕОшник Nick Wilson пишет в своем блоге: «For most, this should be very welcome, as it promises a far better search experience that will adapt to your interests and evolve over time. For search marketers, it means new skills and techniques are needed to achieve search visibility.
Вольный перевод будет звучать как: «Для большинства это будет только плюсом, поскольку качество поиска значительно улучшится - он будет адаптироваться под ваши интересы и только улучшаться со временем. Для людей, занимающихся поисковым маркетингом, это прежде всего означает, что для того, чтобы сайт появился в СЕРПе, станут необходимыми новые навыки и техники.»
И действительно, старые правила вот-вот перестанут действовать. Больше не будет возможным оптимизировать тысячи страниц по одному и тому же принципу - для каждой из них оптимизация будет особенной и неповторимой. Манипулировать придется не одной и той же выдачей, а множеством различных.
Каждый клик, которые будет сделан в поле зрения Google, определит вашу следующую выдачу. Основной упор придется делать на те самые социальные сети, сетевые сообщества - ведь именно в них люди делятся ссылками и рекомендациями, ходят по ним на сайты, а значит, и повышают тем самым ранжирование этих сайтов.
SEO (поисковая оптимизация) грозит вскоре превратиться в SEM (поисковый маркетинг), в котором не будет места автоматизированным процессам и массовой работе с трафиком. Трафик превращается в отдельных уникальных пользователей - более того, из безликих юзеров, объединенных одним запросом в поисковой системе, они становятся живыми людьми, адекватно реагирующими на внешний вид и содержание сайта, самостоятельно решающими, советовать ли этот сайт друзьям или закрыть и больше не открывать.
Ранжирование сайта будет напрямую зависеть от того, нравится ли он пользователям, а это, в свою очередь, означает, что низкокачественные сайты, нацеленные только на сбор поискового трафика и сливание его на другой ресурс, уже не появятся в топе выдачи.
Что это означает для вебмастеров, можно только предполагать. Сплоги, дорвеи, одностраничные сайты и другие ресурсы подобного рода исчезнут как класс. В любой области онлайн-бизнеса, будь то адалт, фармацевтика, казино или продажа детских игрушек, кардинально поменяются методы привлечения и удержания трафика. Вместо редиректов, блайнд линков и консолей котироваться станут интересные статьи, встроенные видео-модули, элементы комьюнити и интерактивного общения.
Сайт сможет подняться за счет ссылок, которые будут ставиться добровольно и в одностороннем порядке. Алгоритмы поискового ранжирования, сейчас зовущиеся «скрытыми», станут определяющими. Это время, проведенное пользователем на сайте, коэффициент его возвращения, количество кликов внутри сайта. Чем больше людей будет приходить на сайт, переходить между его внутренними страницами и подолгу оставаться на нем, тем выше этот сайт будет в СЕРПе по тематическим запросам.
Какие же запросы будут считаться тематическими для него? К сожалению, едва ли те, по которым будут «по старинке» пытаться вывести сайт вебмастера. Здесь нужно упомянуть о такой «незначительной» детали, как семантическая паутина.