В прямом эфире радиостанции 'Эхо Москвы' - Паоло Пининфарина, всемирно известный индустриальный дизайнер, автор дизайна автомобилей марки 'Феррари'.
Эфир ведут - Алексей Дыховичный и Александр Пикуленко.
А. ДЫХОВИЧНЫЙ - Добрый день, Алексей Дыховичный у микрофона, и у нас в гостях Паоло Пининфарина, всемирно известный дизайнер, индустриальный дизайнер и автор, достаточно сказать, автор дизайна автомобилей марки 'Феррари'. Господин Пининфарина, добрый день.
П. ПИНИНФАРИНА - Добрый день.
А. ДЫХОВИЧНЫЙ - Елизавета Скурко переводит нашу беседу. И Александр Пикуленко также принимает участие в разговоре, Александр, здравствуйте.
А. ПИКУЛЕНКО - Добрый день, так как касается вопрос Пининфарина, так как касается автомобилей, без меня тут обойтись не могло.
А. ДЫХОВИЧНЫЙ - Господин Пининфарина, сейчас перейдем к автомобилям, как вам Москва и как вам наша погода, не попали ли вы сегодня под ливень?
П. ПИНИНФАРИНА - Погода, я бы сказал, просто сумасшедшая в Москве. Четыре или пять раз на дню меняется, никак не меньше. Но в целом я вижу огромные изменения, большой прогресс даже между моим посещением 2-летней давности и сейчас. И это первый раз, когда я приехал в Москву в летнее время. А для итальянца, как вы понимаете, любое лето лучше, чем зима. Зимой, ох, как трудно в Москве.
А. ДЫХОВИЧНЫЙ - В плане погоды прогресс, а в плане, здесь много вопросов задают наши слушатели, собственно говоря, можно продолжать это делать. И раз уж вы затронули эту тему, сразу был ряд вопросов, касающихся архитектуры столицы. Вам вопрос как к дизайнеру, как вы ее оцениваете?
П. ПИНИНФАРИНА - Я могу оценить изменения, которые произошли. Новые возможности в стиле - это очень любопытно, конечно. И еще столько можно здесь сделать, огромные перспективы. И конечно, создается впечатление динамики, я видел огромное количество новых садов и парков, в общем, позитивные, очень позитивные впечатления. И вот за эти два года очень много было сделано в лучшую сторону.
А. ДЫХОВИЧНЫЙ - Что касается российских автомобилей, есть вопросы, в частности, Владимир Кулемин из Ижевска интересуется, видели ли вы автомобиль 'ИЖ', как он вам на предмет дизайна? Неужели вы в Москве, в России, это уже я дополняю этот вопрос, неужели вы ведете переговоры с каким-нибудь отечественным производителем автомобилей?
П. ПИНИНФАРИНА - Я бы не сказал. Я могу еще раз повторить, что я заметил большой прогресс, который наблюдается и в вашей автомобильной промышленности. Я помню, в первый раз я приехал сюда в 90 году и сейчас я чувствую вот этот прогресс. И конечно, в ту пору дизайн всех практически автомашин был старый, устаревший. Сейчас, конечно, наметились явно сдвиги в лучшую сторону. А сейчас уже, по прошествии, скажем, вот большого количества лет, около 10, в основном, ситуация изменилась с точностью до противоположности, почти весь дизайн современный. И это первый шаг на пути к тому, чтобы изменить, скажем, дизайн машины, это иметь нужных людей, чтобы они чувствовали, как изменить дизайн. И когда появится эта потребность к изменению дизайна, то и рынок, соответственно, зашевелится во всем.
А. ПИКУЛЕНКО - У нас в дизайне массовых автомобилей сильны итальянские корни. 2/3 наших автомобилей имеют итальянское происхождение. Так может, мастер-класс господина Пининфарина, его молодого поколения, которое я видел на вашей фирме, разовьют итальянские корни дизайна здесь?
П. ПИНИНФАРИНА - Спасибо. Я думаю, что это тоже один из таких важнейших этапов на пути вот итальянского автомобилестроения, это презентация 'Феррари' несколько месяцев назад в Москве. Это не только начало бизнеса, но это и промоушн, это промоушн итальянского дизайна, итальянского стиля. А для нас это и двойная, если хотите, уже ценность, потому что мы и есть дизайнеры нашей компании 'Феррари'.
А. ПИКУЛЕНКО - Это мы знаем, исторические корни известны, еще, если мне не изменяет память, в далеком 52 году Батиста Фаррина, которого прозвали 'Пинин' на пьемонтском наречии, это значит 'малыш', сделал как раз первый стайлинг 'Феррари'. Тогда еще не было дизайна, был стайлинг. Которая была продана, черный кабриолет, 212 интер, Жорж Фелипинетти приобрел его тогда. Так что история 'Пининфарина', у нас так знаем хорошо. И здесь я бы хотел спросить, а вот промышленный дизайн, который, я так понимаю, вам ближе, нежели автомобильный, чтобы здесь вот?
П. ПИНИНФАРИНА - 'Феррари' - это хороший пример. Это хороший пример такой длинной истории компании, вы правильно упомянули 52-й год, продажа первого 'Феррари'. Это было 52 года назад. В тот период мой дедушка и мой отец, и члены их команды, и мы разработали более, чем 50 моделей. И ценность, конечно, сотрудничества - это некая такая солидность, сами понимаете, какое число. Если провести параллель с тем, почему я здесь сегодня, мы запускаем новую линию промышленного дизайна. Это совместный проект с компанией '3М', которая очень велика и хорошо известна в мировых кругах. И мы здесь для того, чтобы запустить два вида новой продукции, два видеопроектора. А еще работаем одновременно с этим на шести других проектах. Значит, два видеопроектора и четыре - несколько иная область деятельности. И наверное, в следующем году будет выпущена продукция совместно с нашей компанией '3М' уже восьми видов продукции. Итак, мы начинаем тоже историю, она несколько отличается от истории, о которой вы только что упомянули, но в том же духе.
А. ПИКУЛЕНКО - Т.е. они тоже будут красные и быстрые?
П. ПИНИНФАРИНА - Да.
А. ДЫХОВИЧНЫЙ - За 52 года было много достаточно моделей 'Феррари'. Алексей Кузнецов интересуется, какой самый красивый, на ваш взгляд?
П. ПИНИНФАРИНА - Можно сказать, что самый красивый - это первая модель. А мой отец любит повторять, самая красивая - это следующая модель. А мне как-то больше и ближе сказать, самая красивая - та, которую вожу я. Но для меня лично это 3.60. И вот почему, помимо дизайна есть какие-то особые взаимоотношения между водителем и самой машиной. Скажем, менять передачи совсем по-другому в этой машине можно. И вот водитель, он как раз как бы посередине между двигателем и самой машиной. И поэтому это эмоциональный подход.
А. ДЫХОВИЧНЫЙ - А насколько часто дизайнерские решения идут в противоречии с аэродинамиками, с рекомендациями других специалистов? И кто у кого на сегодняшний день идет на поводу? Кто подчиняется, кто все-таки главный?
П. ПИНИНФАРИНА - Могу сказать, что наша компания всегда на первое место ставила технологию и научные исследования. Мы действительно промышленные дизайнеры. У нас есть и производственная часть внутри компании, и всякие технические службы. И поэтому технологические моменты и аэродинамика - это то, что движет нами, в первую очередь. И конечный продукт - это эстетическое решение технологических и технических проблем. И мы совершенно не боимся вот этих рамок, которые нас могут сдерживать с точки зрения технологии, техники. И очень часто вот эти элементы техники могут стать для нас источником вдохновения.
А. ДЫХОВИЧНЫЙ - Обратная ситуация. Андрей из Москвы интересуется, а были ли когда-нибудь случаи, когда вам приходилось идти на компромисс, скрепя сердце? И если можно, назовите модель, т.е. когда вы были вынуждены изменить свое дизайнерское решение из-за того, что другой специалист, по двигателю или аэродинамике, говорил, что нет, так нельзя.
П. ПИНИНФАРИНА - Любой дизайнерский проект, на мой взгляд, это компромисс некого уровня. И я очень рад, что я в свое время закончил и посещал технический институт, потому что все равно на дизайн оказывают влияние технические характеристики, вы вынуждены идти на компромисс. И такие моменты, как технические характеристики машины, промышленные, это тот хлеб, который мы едим каждый день.
А. ДЫХОВИЧНЫЙ - Техническое образование, на ваш взгляд, это необходимо даже для дизайнера?
П. ПИНИНФАРИНА - Я думаю, что некоторые дизайнеры более творческие, а некоторые более склонные к техническому складу ума. Но техническое образование, на мой взгляд, это основа на любом уровне дизайна, главный ли вы дизайнер или нет, но техническое образование, на мой взгляд, это важно. И это вот краеугольный камень компании 'Пининфарина'.
А. ДЫХОВИЧНЫЙ - Надо сказать, что 'Феррари' - это не единственная машина, далеко не единственная машина, над дизайном которой работал господин Пининфарина и его компания. Я бы выделил 'Пежо 406'. Что выделили бы вы?
А. ПИКУЛЕНКО - Все-таки 'Пежо 406 купе', я бы уточнил.
А. ДЫХОВИЧНЫЙ - Купе, да, купе. Что бы выделили бы вы из своих работ, что еще, помимо 'Феррари', хотя 'Феррари', наверное, это особая вещь.
П. ПИНИНФАРИНА - Понятно, 'Феррари' - это, конечно, как айсберг, он известен во всем мире. Но компания-то была создана до 'Феррари'. 'Пининфарина' - компания, которая образовалась в 30-е гг. и стала известной еще до 'Феррари' благодаря 'Лансеру' и 'Фиату'. А в 50-е после 'Феррари' мы стали уже международной компанией. И мой дедушка говорил, что нужно иметь партнера в любой хорошо развитой стране. И мы нашли 'Пежо' во Франции, 'Нэш' и 'Дженерал Моторз' в Штатах, 'Ниссан' и 'Хонда' в Японии. Пока нет партнеров в Германии, не могу вам объяснить, почему. Может быть, стремление к перфекционизму, может быть, у них низкое, не знаю. И мы продолжаем эту стратегию и поныне. Например, такие страны, как Корея и Китай, и Япония, но все-таки вот Китай и Корея в настоящее время. А может быть, в будущем, в конце концов, будет и Россия. Надеемся на это.
А. ПИКУЛЕНКО - Меня заинтересовал такой момент вашей биографии. Тонкий итальянский стилист, потомственный, и вдруг оказывается в подразделении 'Кадиллак'. Такой кондовый американский нестильный автомобиль. Это было сделано специально, чтобы поправить отношение американцев к итальянскому стилю?
П. ПИНИНФАРИНА - Моя биография вообще несколько странная. И я на некотором особом положении, потому что я являюсь сыном основателя компании. Единственное, что, я знал, когда начал работать в компании, единственное, что я знал и в чем я был уверен, я буду работать в этой компании. И для того, чтобы иметь техническое, так сказать, мышление, мой отец всегда говорил - если хочешь быть дизайнером, все равно нужно вначале иметь инженерное техническое образование. Потом можно стать кем угодно. Может быть, потому что он инженер. Самое лучшее - это быть инженером, потому что отсюда может стать впоследствии кем угодно. И вот то самое время, когда я работал в компании 'Кадиллак', я занимался как раз техническими вопросами как инженер. А потом, когда я начал заниматься промышленным дизайном, не имеющим отношения к автомобилю, я постепенно обнаружил в себе черты дизайнера.
А. ПИКУЛЕНКО - Хорошо.
А. ДЫХОВИЧНЫЙ - Сегодня лично вы работаете над дизайном каких бы ни было автомобилей?
П. ПИНИНФАРИНА - В общем, я всегда имею отношение, всегда занимаюсь техническими данными и промышленным дизайном. Это было раньше, потом в течение 20 лет я был начальником или директором дизайнерского отдела. А потом, сейчас у меня есть новая компания 'Пининфарина Экстра', которая занимается не совсем автомобилями, но я являюсь консультантом и по автомобилям. Так, можно сказать, я вокруг автомобилей кручусь.
А. ПИКУЛЕНКО - 'Пининфарина Экстра', она тоже находится в Грульяско? И эта компания полного цикла? Т.е. 'Пининфарина' выпускает конечный продукт, от проекта до готового автомобиля, промышленный дизайн, вот, скажем, те же видеопроекторы, вы тоже делаете до конечного продукта?
П. ПИНИНФАРИНА - Промышленный дизайн - это, в принципе, все, что можно производить, абсолютно все. Здесь можно говорить обо всем. Потенциал весьма впечатляет. Около 100 человек участвует в дизайне, из 22.5 тыс. служащих, которые вообще работают в компании. Около 25 человек сейчас работает непосредственно над промышленным дизайном. Это 25% от всего творческого, что ли, потенциала. Я думаю, что в будущем, через 3-5 лет мы, может быть, и разделимся во всем, что касается людской силы и всего, это автомобильная компания и занимающаяся промышленным дизайном.
А. ДЫХОВИЧНЫЙ - Тенденции в дизайне автомобилей, основные, на ваш взгляд, сегодня какие?
П. ПИНИНФАРИНА - Тенденции, на них оказывает большое влияние рынок. И есть столько еще ниш в маркете, и концепции, которые придумывает промышленный дизайнер, могут не согласовываться со спросом на рынке. И если говорить о том, что мир сейчас имеет тенденцию к глобализации, о дизайне сказать такого невозможно. И различные сегменты и фрагменты рынка создаются за счет новых предложений, новых каких-то креативных идей. Но и, конечно, нельзя не учитывать географические моменты. Это одна тенденция, дифференциация. И дифференциация в цене, как вы понимаете. Если важна стоимость, то и дизайн будет. И если низкая, очень низкая цена, то соответствующий дизайн. И конечно, скажем, если говорить о таких марках, как 'Феррари' или 'Ламборджини', то, естественно, это совершенно иной сегмент рынка. И последняя тенденция, это, конечно, мощность, мощность двигателя. И я думаю, будет прорыв через 10 лет в этом направлении.
А. ДЫХОВИЧНЫЙ - Дождемся. Паоло Пининфарина, всемирно известный индустриальный дизайнер и автор дизайна автомобилей марки 'Феррари', был у нас в гостях. Александр Пикуленко, Алексей Дыховичный и Елена Скурко переводила нашу беседу. Спасибо вам.
Источник: echo.msk.ru