
Борьба с нарушениями авторских прав в сети Интернет: попытка саморегулирования
В последнее время несколько российских провайдерских компаний, таких как "Петербург Линк" и "СовНет" объявили о том, что их клиенты должны указывать на своих веб-страницах источники, откуда заимствованы размещенные на этих страницах материалы. В случае невыполнения данного требования провайдеры оставляют за собой возможность расторжения с нарушителями договора на осуществление услуг в одностороннем порядке. Угроза применения данных весьма строгих мер явилась первой в России крупной попыткой защиты личных неимущественных прав авторов, чьи произведения используются в Интернете.
В чем проблема?
Доступность материалов любого рода в Интернете в настоящий момент не вызывает сомнений. Интернет-пользователь может в течение непродолжительного времени отыскать более-менее подробный ответ на любой интересующий его вопрос: от примеров вступительных сочинений в ВУЗы до принципиальной схемы устройства компьютера. И многие из материалов, размещаемых в Интернете, обычно используются с нарушениями авторских прав. Достаточно держателю некоммерческой веб-страницы разместить на ней какой-либо материал, как к данному материалу получают неограниченный доступ огромное количество пользователей, которые могут его скопировать. И проконтролировать дальнейшее использование этого материала очень сложно, а подчас - просто невозможно. В связи с этим возникает огромное количество проблем. Так, например, согласно исследованию, проведенному Социологическим отделением Интернет-домена Yahoo, за 6 месяцев, с сентября 1998 по февраль 1999 гг., в Интернете появилось 236 web-страниц, на которых помещены репродукции картин современного британского художника Николаса Ли (Nick Lee). При этом господин Ли и не подозревал о том, что его работы используются без указания авторства.
Подобный случай не является исключением. Воспроизводятся не только картины, но и иные художественные произведения: книги, музыкальные произведения и пр. В случае, если их авторы (или правообладатели) обнаруживают подобные нарушения авторских и смежных с ними прав, то они вправе обратиться в суд. Но в случае обращения в суд речь идет о возмещении вреда, причиненного уже свершившимся нарушением. В то же время остается открытым вопрос - как сделать так, чтобы подобных нарушений не происходило?
Как происходят нарушения?
Для того, чтобы воспрепятствовать появлению вышеозначенных нарушений, следует разобраться в их собственной природе. Эти нарушения стали возможными за счет структуры Интернет-пространства, которая зачастую представляет собой открытую, общедоступную информационную систему.
Безусловно, в Интернете существуют коммерческие сайты, доступ к которым возможен лишь на основе заключаемого соглашения и за определенную плату. В последнем случае не может идти речь о несанкционированном доступе к материалам, поскольку коммерческие сайты обладают достаточно эффективными системами технического контроля, позволяющими отследить действия пользователя, например, по копированию материала. В случае, если он желает получить указанный материал, он должен заплатить за него требуемую сумму, что, собственно говоря, не противоречит правилам коммерческого оборота, а наоборот, лишь подтверждает их.
Но если информация размещена на некоммерческом сайте, то никакой системы контроля со стороны держателя сайта не существует. Единственное, что он должен сделать, размещая материалы на своем сайте, - это указать источник, из которого они получены, чтобы Интернет-провайдер мог проконтролировать законность получения материалов.
Многие теоретики информационного права высказывают мнение, согласно которому, само опубликование материалов в Интернете выводит произведение из разряда защищаемых авторским правом. Единственное, на что в этом случае может претендовать правообладатель - это защита личных неимущественных прав автора. А вот оспаривать незаконное копирование данного произведения автор, согласно такому подходу, не может. Однако, практика деятельности некоторых Интернет-провайдеров за рубежом и в нашей стране свидетельствует об ошибочности данного мнения.
Как данная проблема решена в США?
В США Интернет-провайдеры как коммерческих, так и некоммерческих услуг стараются следить за тем, чтобы требования авторского законодательства неукоснительно соблюдались. Так, при заключении договора с держателями сайтов, провайдеры обязательно включают в договор пункт о том, что должен обязательно указываться источник размещаемых на веб-странице материалов. Запрещено коммерческое распространение материалов любого рода без предварительного согласия их автора. В случае нарушения данного предписания возможно расторжение провайдером в одностороннем порядке договора на осуществление услуг с последующим запретом восстановления данных договорных отношений на определенный, оговоренный в первоначальном договоре, срок.
Помимо этого, расторжение договора на осуществление провайдерских услуг отнюдь не исключает последующего обращения обладателя прав на данный материал в суд с иском против лица, незаконно использующего материалы в Интернете. Однако такие дела практически не возбуждаются, хотя практика нарушений существует. Вместо этого провайдер просто "отключает" нарушителя от Интернета и, как правило, сообщает другим провайдерским компаниям о допущенном данным лицом нарушении, что может привести к учащению контрольных проверок в отношении данного лица со стороны нового провайдера.
Как данная проблема решается в России?
Личные неимущественные права перечислены в статье 15 Закона РФ "Об авторском праве и смежных правах". К ним относятся: право на авторство, право на авторское имя, право на обнародование (в том числе и право на отзыв) произведения, право на защиту репутации автора. Защита личных неимущественных прав автора в Интернет-пространстве попадает под требование пункта 1 статьи 19 Закона, где сказано, что "допускается цитирование в оригинале и в переводе... в информационных целях... правомерно обнародованных произведений... без согласия автора и без выплаты авторского вознаграждения, но с обязательным указанием имени автора, произведение которого используется, и источника заимствования" (курсив наш - Ред.). Как видим, согласно российскому законодательству, данное право автора подлежит защите, но, в отличие от США в России полностью отсутствует практика судебного разрешения споров, связанных с нарушением авторских прав в Интернете. Однако в последнее время российские провайдеры начинают предпринимать саморегуляционные меры в целях предотвращения подобных конфликтов.
Так, в январе 1999 года британская звукозаписывающая компания "Электра" прислала российской компании "ТОРП" предупреждение, основанное на том, что на своей веб-странице "ТОРП" разместила без разрешения "Электры" звуковой файл, принадлежащий ей, который к тому же мог быть скопирован с сайта "ТОРП" любым посетителем. В предупреждении говорилось о возможности рассмотрения данного конфликта в судебном порядке, в случае, если "ТОРП" не уберет данный файл со своей страницы. Дело не дошло до суда, поскольку "ТОРП" уже на следующий день после получения предупреждения полностью переоборудовала свой сайт и файл был убран с веб-страницы.
Вслед за этим ряд российских провайдеров, таких как "Петербург Линк" и "СовНет", потребовали от своих клиентов указания ссылок на источники материалов, размещаемых на веб-страницах. Следует отметить, что компания "ТОРП" являлась клиентом провайдера "Петербург Линк", и одновременно с отправлением предупреждения "ТОРП", "Электра направила этому провайдеру уведомление о нарушении, допущенном его клиентом. Поэтому и другие провайдерские компании решили усилить контрольные меры, а также санкции за нарушение авторских прав со стороны своих клиентов. В случае, если в течение недели требование провайдеров об указании источника размещаемых материалов не было бы выполнено, предполагалось расторжение договора о предоставлении провайдерских услуг в одностороннем порядке. То есть здесь можно наблюдать заимствование американской практики недопущения возникновения конфликтов, связанных с нарушением авторских прав.
Данный случай можно рассматривать как первый случай саморегуляционной защиты авторских прав в российском Интернете. Можно надеяться на то, что этот случай станет "краеугольным камнем", заложенным в основание строящейся системы регулирования российского Интернет-пространства, в частности, такой важной его стороны, как защита авторских прав.
--------------------------------------------------------------------------------
Центр "Право и средства массовой информации"
Серия "Журналистика и право"
Выпуск 20
www.medialaw.ru/publications/books/ch/n24.html
Приложение 14
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ ЗАКОН "ОБ АВТОРСКОМ ПРАВЕ И СМЕЖНЫХ ПРАВАХ"
(извлечения)
Статья 15.
Личные неимущественные права
1. Автору в отношении его произведения принадлежат следующие личные неимущественные права:
право признаваться автором произведения (право авторства);
право использовать или разрешать использовать произведение под подлинным именем автора, псевдонимом либо без обозначения имени, то есть анонимно (право на имя);
право обнародовать или разрешать обнародовать произведение в любой форме (право на обнародование), включая право на отзыв;
право на защиту произведения, включая его название, от всякого искажения или иного посягательства, способного нанести ущерб чести и достоинству автора (право на защиту репутации автора).
2. Автор имеет право отказаться от ранее принятого решения об обнародовании произведения (право на отзыв) при условии возмещения пользователю причиненных таким решением убытков, включая упущенную выгоду. Если произведение уже было обнародовано, автор обязан публично оповестить о его отзыве. При этом он вправе изъять за свой счет из обращения ранее изготовленные экземпляры произведения. При создании служебных произведений положения настоящего пункта не применяются.
Личные неимущественные права принадлежат автору независимо от его имущественных прав и сохраняются за ним в случае уступки исключительных прав на использование произведения.
Статья 19.
Использование произведения без согласия автора и без выплаты авторского вознаграждения
Допускается без согласия автора и без выплаты авторского вознаграждения, но с обязательным указанием имени автора, произведение которого используется, и источника заимствования:
1) цитирование в оригинале и в переводе в научных, исследовательских, полемических, критических и информационных целях из правомерно обнародованных произведений в объеме, оправданном целью цитирования, включая воспроизведение отрывков из газетных и журнальных статей в форме обзоров печати;
2) использование правомерно обнародованных произведений и отрывков из них в качестве иллюстраций в изданиях, в радио- и телепередачах, звуко- и видеозаписях учебного характера в объеме, оправданном поставленной целью;
3) воспроизведение в газетах, передача в эфир или сообщение по кабелю для всеобщего сведения правомерно опубликованных в газетах или журналах статей по текущим экономическим, политическим, социальным и религиозным вопросам или переданных в эфир произведений такого же характера в случаях, когда такие воспроизведение, передача в эфир или сообщение по кабелю не были специально запрещены автором;
4) воспроизведение в газетах, передача в эфир или сообщение по кабелю для всеобщего сведения публично произнесенных политических речей, обращений, докладов и других аналогичных произведений в объеме, оправданном информационной целью. При этом за автором сохраняется право на опубликование таких произведений в сборниках;
5) воспроизведение или сообщение для всеобщего сведения в обзорах текущих событий средствами фотографии, путем передачи в эфир или сообщения для всеобщего сведения по кабелю произведений, которые становятся увиденными или услышанными в ходе таких событий, в объеме, оправданном информационной целью. При этом за автором сохраняется право на опубликование таких произведений в сборниках;
6) воспроизведение правомерно обнародованных произведений без извлечения прибыли рельефно - точечным шрифтом или другими специальными способами для слепых, кроме произведений, специально созданных для таких способов воспроизведения.