Дизайн как стиль жизни. Форум дизайнеров


о проекте      статьи      галереи      книги      игры      уроки


Вход не произведенДизайн форум
Форумы На главную страницу Помощь Поиск Регистрация Вход OpenID
Начало Тема Информация и статьи о Дизайне и Интернет / Библиотека дизайн информации / Эргономика
- Автор KonNik (Эксперт) Время 17-07-2007 11:15
Эргономика, эргономичный дизайн, эргономичное оборудование. А для чего, собственно, это нужно?

Эргономика - наука, изучающая различные предметы, находящиеся в непосредственном контакте с человеком в процессе его жизнедеятельности. Ее цель - разработать форму предметов и предусмотреть систему взаимодействия с ними, которые были бы максимально удобными для человека при их использовании.

эргономика -- наука, комплексно изучающая функциональные возможности человека (группы людей) в конкретных условиях его (их) деятельности, которая связана с использованием технических средств на производстве и в быту.

Эргономика
Социальная инженерия
Ergonomics; Human engineering
От греч.Ergon - работа + Nomos - закон
Эргономика - научно-прикладная дисциплина, занимающаяся изучением и созданием эффективных систем, управляемых человеком. Эргономика изучает движение человека в процессе производственной деятельности, затраты его энергии, производительность и интенсивность при конкретных видах работ. Эргономика подразделяется на мини-, миди- и макро-эргономику.

Макроэргономика
Макроэргономика - исследование и проектирование систем "человек-общество", "организация-система организаций".

Мидиэргономика
Мидиэргономика - исследование и проектирование систем "человек-коллектив", "коллектив-машина", "человек-сеть", "коллектив- организация". Миди-эргономика исследует взаимодействия на уровне рабочих мест и производственных задач. В сферу интересов миди-эргономики входят:
- проектирование организаций;
- планирование работ;
- обитаемость рабочих помещений;
- гигиена труда;
- проектирование интерфейсов сетевых программных продуктов и др.

Микроэргономика
Микроэргономика - исследование и проектирование систем "человек-машина".

Человеко-машинная система
Система "человек-машина"
Man-machine system
Человеко-машинная система - система, в которой человек-оператор или группа операторов взаимодействует с техническим устройством в процессе производства материальных ценностей, управления, обработки информации и т.д.

Техническая эстетика
Техническая эстетика - отрасль науки, изучающая социально-культурные, технические и эстетические проблемы формирования гармоничной предметной среды, создаваемой средствами промышленного производства для обеспечения наилучших условий труда, быта и отдыха людей.
Техническая эстетика изучает общественную природу дизайна и закономерности развития, принципы и методы художественного конструирования, проблемы профессионального творчества художника-конструктора (дизайнера).

Эргономика рабочего места
Сидячая продолжительная работа вредна человеку в принципе: вы сутулитесь или подаетесь вперед и ваш позвоночник деформируется, травмируя диски; вы поднимаете плечи и сгибаете руки, держа их в напряжении - и естественно они начинают болеть. Пережимая сосуды, вы перегружаете сердце; ну а о хронических растяжениях сухожилий кистей рук и постоянно ухудшающемся зрении можно не говорить. Поза, а следовательно и здоровье, зависят, в конечном итоге, от размеров и дизайна рабочего места.

Эргономика -- результат синтеза гигиены, психологии, анатомии и целого ряда других наук. Эргономичная мебель, созданная с учетом анатомических особенностей человека, способна предотвратить целый ряд заболеваний опорно-двигательного аппарата, других систем и органов. В большинстве стран, включая Россию, эргономичная школьная мебель еще не стала обязательным атрибутом учебного процесса. О проблемах и задачах эргономики рассказывает член Международной ассоциации эргономики Артем Тараненко.
-- Артем, расскажите, пожалуйста, что такое эргономика.

-- Эргономика -- эта научная дисциплина, комплексно изучающая человека в конкретных условиях его деятельности, влияние разного рода факторов на его работу.

-- В основу эргономики легли многие дисциплины от анатомии до психологии, а главной ее задачей является создание таких условий работы для человека, которые бы способствовали сохранению здоровья, повышению эффективности труда, снижению утомляемости, да и просто поддержанию хорошего настроения в течение всего рабочего дня.

Многие считают, что областью изучения эргономики является только мебель, но это не так. Эргономика изучает все составляющие рабочего места от компьютерной мышки до звукового фона и температурного режима, и пытается установить оптимальные для человека параметры каждого из этих компонентов.

-- И все-таки очень большое внимание эргономисты уделяют именно мебели. А что собой представляет эргономичная мебель?

-- О мебели говорят, что она эргономична, если она создана с учетом анатомических особенностей человеческого тела, что делает ее более удобной, более безопасной для здоровья, снижая риск развития сколиозов, остеохондрозов, различных соматических заболеваний.

В первую очередь это касается, конечно, стульев и кресел, ведь, как показали исследования от 75 до 95 процентов времени, проводимого на работе, человек сидит.

Можно сказать, что за последние два столетия человек помимо homo sapiens, человека разумного, стал еще и homo sedens -- человеком сидящим: мы сидим в транспорте, на работе, дома.

И если используемая мебель не эргономична, то это сказывается на здоровье. И самое опасное здесь - что отрицательное влияние сказывается в виде заболеваний когда, в общем-то, выход только один: больничная койка.

Экономический урон от заболеваний, связанных с неудобной мебелью, достаточно ощутим. Во-первых это прямые затраты: оплата медицинской страховки, покупка лекарств и так далее, а во-вторых так называемые косвенные расходы, связанные со снижением производительности, оплатой сверхурочных, выплатами специалистам по расследованию случаев производственного травматизма, дополнительным набором и обучением сотрудников. Кстати, по данным специалистов, на каждый доллар прямых потерь приходится от двух до пяти долларов затрат косвенных. Это колоссальные убытки, которых в принципе можно избежать.

На Западе, где люди умеют экономить, вопросы эргономики уже вышли на первые позиции, работодатели закупают для офисов только эргономичную мебель, содержат штат специалистов, занимающихся соблюдением необходимых нормативов. Это способствует сохранению здоровья сотрудников и экономии средств предприятия.

-- Это что касается взрослого населения. Но ведь и школьники проводят большую часть дня сидя. Для них в западных странах тоже закупают эргономичную мебель?

-- Увы, как у нас, так и на Западе вопросы эргономичной школьной мебели находятся, что называется, в загоне.

Во всем мире почему-то считается, что школьная мебель должна быть, прежде всего, очень прочной и максимально дешевой. Единственный антропометрический параметр, который учитывается в ГОСТе и европейских стандартах на школьную мебель, это рост учащегося. Но ведь есть масса анатомических особенностей человеческого тела, которые нельзя не учитывать, создавая мебель, тем более мебель, предназначенную для детей.

-- Какие параметры, на Ваш взгляд должны учитываться при создании школьной мебели?

-- Сначала скажу несколько слов о правильной осанке. Почему-то сформировалось мнение, что правильная осанка -- это абсолютно ровная, доскообразная спина, руки, сложенные на парте. Сидящий ученик, согласно такой концепции, выглядит так же как стоящий, которому дорисовали парту и согнутые под прямым углом ноги. А кто-нибудь видел такого ученика?

На самом деле, когда человек сидит, масса тела распределяется совершенно иначе, чем при ходьбе или стоянии. Поэтому положение позвоночника и конечностей сидящего не может и не должно быть точно таким же, как у стоящего человека. Это особенности нормальной анатомии, ничего более.

Поэтому эргономичный стул обладает следующими качествами:
< br />- Спинка его должна иметь изгиб, чтобы поддерживать спину.
- Задняя часть сидения стула должна быть несколько приподнята, поскольку физиологический угол между ногами и телом в положении сидя составляет не девяносто градусов, как принято считать, а только шестьдесят.
- Передний скос сидения помогает избежать сдавливания сосудов нижних конечностей.
- Наконец, нельзя сажать ребенка на ровную доску, сидение стула обязательно должно быть несколько вогнутым, чтобы обеспечить максимально равномерное распределение веса по всему сидению и не нарушать кровообращения в местах повышенной нагрузки.

-- Чем грозит несоблюдение этих требований?

-- Думаю, об этом лучше расскажут врачи. Но в общих чертах последствия будут таковы: изменение формы позвоночника приводит к сдавливанию межпозвоночных дисков, быстрому утомлению мышц спины.

Следующий этап -- компенсаторное изменение позы, стремление наклониться вперед, деформация таза, высокая нагрузка на шейный отдел позвоночника, формирование сколиоза в его грудном отделе. Все это становится причиной нарушения кровообращения во всех внутренних органах, а также в нижних конечностях.

И, в конце концов, у ребенка появляется головные боли, дефицит внимания, снижение работоспособности, как результат нарушения кровотока в мозгу, учащаются респираторные заболевания вследствие аналогичных нарушение в легких, развитие заболеваний желудочно-кишечного тракта, варикозное расширение вен.

-- Значит, эргономичная мебель избавит наших школьников от большинства болезней?

-- Конечно, нет. Я не утверждаю, что эргономичная мебель является абсолютной панацеей, и что, поставив в школах эргономичную мебель, можно будет отказаться от уроков физкультуры. Ни в коем случае.

Просто эргономичная мебель -- очень хорошее средство профилактики. Это показал эксперимент, проведенный в Швеции. В эксперименте участвовали две группы школьников. Одна группа в течение пяти месяцев пользовалась эргономичной мебелью, а контрольная группа сидела за обычными партами. Если в начале эксперимента в обеих группах на боль в спине жаловались 52 процента детей, то к его концу эти цифры составляли 60 процентов в контрольной группе и 32 процента в группе детей, пользовавшихся эргономичной мебелью. Мы ведь используем зубную пасту, вместо того, чтобы тратить все деньги на стоматолога, так почему бы не прибегнуть к профилактическим мерам в отношении опорно-двигательного аппарата?

-- Кстати, об эксперименте. Ведь нечто похожее происходит сейчас в одной из московских школ, не так ли?

-- Совершенно верно. Фирма «Vastarredo» совместно с «НПО Росметалл» при поддержке фонда «Доброе сердце», бесплатно укомплектовали один из классов 193-ей московской школы эргономичными партами которые уже отлично зарекомендовали себя в Европе.

Медицинскую часть проекта курирует известный специалист-вертебролог, дефанотерапевт Анатолий Иванович Бобырь.

Цель этого эксперимента -- привлечь внимание министерства образования к проблеме школьной мебели, как одному из основных факторов, влияющих на здоровье школьников.

Исследование продлится пять месяцев, дети будут проходить медицинские обследования и заполнять анкеты, чтобы специалисты смогли как можно точнее оценить изменения состояния здоровья школьников.

Между прочим, не смотря на то, что с момента начала исследования прошел всего месяц, уже сейчас родители и учителя отмечают повышение успеваемости, внимания, работоспособности у детей, пользующихся эргономичной мебелью.

Кстати, по окончании исследования, дети смогут продолжить пользоваться нашей мебелью -- она передана в дар школе.

(автор не известен)
Начало Тема Информация и статьи о Дизайне и Интернет / Библиотека дизайн информации / Эргономика

Powered by mwForum 2.29.6 © 1999-2015 Markus Wichitill





  Rambler's Top100  

В сети с 2003 года. Rosdesign.com - web дизайн и создание сайтов
Design-комьюнити. Администрация форума не несет ответственности за сообщения посетителей форума
Карта сайта    Автор проекта