Парадоксы преподавания дизайна
Упрощенно-специализированный подход к преподаванию дизайна, без формирования характерных творческих качеств и развития на этой основе профессиональных творческих способностей, порождает дилетантское упрощенчество с коммерческим эгоизмом этой профессии.
Дизайн, как художественно-техническая, по своей сути, художественно-конструкторская и проектная творческая деятельность, обладает неординарным чувственно-мыслительным единством в разностороннем творчестве.
Такими творческими качествами обладал великий Леонардо да Винчи.
Единством художественно-технического творчества владеет профессиональный архитектор, получив развитие профессиональных творческих способностей на основе сформированных творческих качеств.
Зародилось художественно-техническое творческое единство с развитием мануфактурно-технического производства в конце 18 века.
Развитие художественно-технического творчества, как Design получило в Германской школе Bauchaus в конце 19 в. В Советский период 60-80 г.г. дизайн, как художественное конструирование и проектирование с организацией ВНИИТЭ получил международное признание.
Такой дизайн внедрялся в политехнические производства для производственно-технической и эстетической организации производственной среды, организации рабочего места и повышения технической эстетики выпускаемой продукции.
Как активное средство развития профессиональных творческих способностей будущих инженеров дизайн, как художественное проектирование и конструирование включался в учебный процесс технических ВУЗов.
Основным средством формирования характерных творческих качеств, а на этой основе и развития профессиональных творческих способностей будущих инженеров служили, в основном, графические средства, сочетание альтернативного учебного рисунка с начертательной геометрией.
Методические приемы альтернативного учебно-развивающего рисунка мне довелось наблюдать у отдельных художников-педагогов различных учебных заведений в Москве, Ленинграде и Харькове еще в 60-х годах при подготовке к защите диссертации и в последующие годы в своей педагогической практике.
Некоторые методические приемы альтернативного учебного рисунка я проверял в школьном художественном образовании, именуемом "Изобразительное искусство".
Эффективность сочетания альтернативного учебного рисунка с начертательной геометрией я использовал в преподавании дизайна. Однако, с 80-х г.г., в интересах ограниченных творческих возможностей эгоистично-профессиональных специализаций (художественных, технических, гуманитарных и т.д.) дизайн начал приобретать упрощенческий характер, без формирования и развития характерных творческих качеств. А ведь без формирования творческих качеств профессиональные способности становятся дилетантско-узкоспециализированными и коммерчески эгоистичными.
Однако основной парадокс современного дизайна в том, что узкая специализация закладывается узкохудожественным школьным "воспитанием" художественно-эстетических идеалов, только художественными средствами но без обучения рисунку, считая это "утилитарным", тогда как рисунок является основой общих изобразительных искусств, куда входит и дизайн.
Закладывают неразвивающее школьное узкохудожественное образование художественно-педагогическая подготовка будущих учителей и преподавателей, стимулируя лишь утилитарно-изобразительные навыки без формирования и развития характерных творческих качеств у будущих учителей, тиражируя лишь изобразительные навыки, предложенные преподавателем.
Однако, именно формирование и развитие характерных творческих качеств графическими средствами позволяет развивать профессиональные творческие способности у специалистов любых художественных или технических специализаций.
В этом я убедился преподавая в школе художественное образование, а затем в основы дизайна в технических и архитектурных ВУЗах.
С появлением компьютерной техники сочетание альтернативного учебного рисунка и начертательной геометрии утратило развивающую эффективность.
Компьютерная графика приобрела ту же искаженную методику, как и школьное узкохудожественное образование с надуманной "художественной реализацией в рисунке", "теоретические основы дизайна", "стили дизайна" и т.д.
Только формирование общих характерных творческих качеств графическими средствами позволяет развивать профессиональные творческие способности. В этом я убедился на художественно-педагогическом и дизайнерском опыте. Это относится не только к художественным, техническим специализациям, но и к компьютерной графике, которая вошла в практику подготовки различных специальностей.