Web Дизайн. Уроки фотошопа, photoshop. Статьи о дизайне. Как создать сайт. Обучение дизайну. Фото. Гламурные галереи |
|
Про дизайн и web дизайн |
Главная Галереи Дизайна (29) |
|
|
Гротеск (франц. grotesque, итал. grottesco - причудливый, от grotta - грот) 1. Вид орнамента, включающего в причудливых, фантастич. сочетаниях отражающий действительность, не допускает ни буквального его понимания, ни однозначной (как в аллегории) расшифровки. Став в период средних веков характерной формой народной культуры, выразившей стихийно диалектичность понимание бытия (карнавалы в изобразительном искусстве - химеры на готических соборах, фантастические миниатюры на полях рукописей и др.). Орнамент преимущественно декоративного характера. Пользовался большой популярностью в Древнем Риме, вновь распространяется с 15 в. Ряд его деталей обязан своим происхождением (в качестве символов) гностикам, широко применявшим различные образы для распространения своего учения. Бейли собрал большое количество гротесков и сходных декоративных мотивов, среди которых преобладают следующие фигуры: феникс, лебедь, овца, крылатые кони, змеи, драконы, сады, различные цветы, кустарники, пучки, гирлянды, вьюны, розы в кувшинах, плоды, корзины цветов и фруктов, виноград, гранат, деревья (особенно вечнозеленые), кресты, лилии, кадукеи, сзитки, маски, ступени, трофеи, розетки, луки, щиты, скобки, мечи, копья, чаши и кубки, купидоны, близнецы, сеятели, богини плодородия с множеством грудей, кариатиды, юные девы. В символическом аспекте все эти предметы являются составными частями аллегорий, эмблем, романских и готических капителей и т.д. Но сами по себе гротески, как форма и система, подчеркивают тесную связь последовательности и прерывности (т.е. противоположностей), выраженную, например, в мифе о Близнецах. Следовательно, гротески - общий символ мира явлений и последовательного развертывания, раскрытия жизни. Гротеск достиг вершин художественной выразительности в эпоху Возрождения (живопись Иеронимуса Босха, Питера Брейгеля), когда он наделяется демонстративным жизненным антиаскетизмом и пронизывается острой драматичностью, отразившей противоречивость действительности. В дальнейшем гротеск всё чаще использовался как художественно-изобразительные и декоративные мотивы (растительные и звериные формы, фигурки людей, маски, светильники и пр.). XVI век называют золотым веком гротеска. Он расцвел в эпоху античности, но затем был забыт. Своим возрождением и названием гротеск обязан раскопкам древнеримских построек, называемых гротами. Гротесками были названы древне-римские лепные орнаменты, найденные в Риме в 15 в. при раскопках подземных помещений ("гротов") "Золотого дома" Нерона (1 в.) и других сооружений. Гротески использовались в декоративных росписях эпохи Возрождения (фрески в Ватикане - в апартаментах Борджа, 1493 - 94, художника Пинтуриккьо, и в лоджиях, 1519, по эскизам Рафаэля). В XVI веке узор несколько раз менялся. Первоначальный его вариант - гротеск по типу "канделябра" - нанизывался на вертикальный стержень и состоял из изображений птиц, грифонов, дельфинов, аллегорических фигурок, маскаронов, а также изображений предметов, бытовавших у римлян - каменных алтарей, табличек для надписей, дисков, служивших одним из видов наград. Постепенно орнамент насыщался фантастическими существами и приобретал движение (композиции Николетто да Модена, Агостино Венециано). Во второй половине XVI в. в гротеске усилились тенденции маньеризма. Гротеск стал легким и воздушным. Благодаря гравюре, тиражировавшей орнаментальные композиции, гротеск распространился в Европе. 2. Происходящее от орнамента. Гротеск наименование особого типа художественной образности, основанного на причудливом, контрастном сочетании фантастического и реального, прекрасного и безобразного, трагического и комического. Гротескный мир, таящий в себе многозначную содержательность, фантастически публицистическое средство обличения социальной действительности (творчествово Ж. Калло, Ф. Гойи, О. Домье и др.). В модернистском искусстве гротеск пронизан ощущением абсурдности бытия (нагромождение чудовищных, агрессивно-враждебных человеку форм в сюрреализме и др.). Острую социальную и политическую направленность имеют элементы гротеска в творчестве многих прогрессивных художников 20 в. (сатиры Ж. Гроса, карикатуры Кукрыниксов и др.). Другие определения гротескаГротеск - тип художественной образности, основанный на контрастном, причудливом сочетании фантастики и реальности, прекрасного и безобразного, трагического и комического. "┘ Гротеск - это не прием, не грубо карикатурное, в причудливо-фантастических формах, передразнивание каких-то явлений┘ Это принцип изображения жизни, особый угол зрения при ее восприятии и трактовке. ┘ Один ┘ немецкий эстетик ужасался странностям гротеска, полагая, что они представляют собой бесцельную сумасшедшую игру: "Форма вовлекается в своего рода безумие, и ее твердые очертания расплываются в неистовом вихре. Фигуры животных перемешаны с человеческими, жизнь - с неодушевленной природой, технические предметы выступают как части человеческого тела""Гротеск - разновидность комического; средство художественного изображения, сочетающее (часто в фантастических формах) подчеркнутое, максимально возможное преувеличение и заостренное, нарушающее границы правдоподобия изображениелюдей, предметов или явлений в фантастически преувеличенном, уродливо-комическом виде. Гротеск основан на смешении реального и фантастического, ужасного и смешного, трагического и комического, безобразного и возвышенного. Гротеск близок к фарсу. Отличается от прочих разновидностей комического (юмора, иронии, сатиры и т. п.) тем, что смешное в нем не отделяется от страшного, трагического. Используется в целях создания сатирического образа. Гротески - мотивы орнамента в живописи и пластике, представляющиепричудливое сочетание форм растительного царства с фигурами или счастями фигур человека и животных в естественном виде или офантазированных. Орнаменты подобного рода встречаются еще в искусстведревних римлян, направление в стенной росписи помпейских домов. С большою находчивостью сочиняли и исполняли их средневековые ваятели, но вошли они в употребление, как в живописи, так и вскульптуре, начиная с эпохи Возрождения. Гротеск, гротеска. 1. Произведение искусства, исполненное в причудливо-фантастическом, уродливо-комическом стиле (первоначальное название стенной живописи в римских гротах). 2. Название одного из типографских шрифтов. Набрать заглавие гротеском. Рубленые шрифты (гротески). В англоязычной литературе под словом Grotesque подразумеваются так называемые старые гротески, то есть шрифты без засечек, разработанные в XIX в. Все прочие шрифты без засечек называются Sans Serif (в Англии) и Gothic (в Америке). У нас же под термином "гротески" понимаются любые рубленые, то есть без засечек, шрифты. Это разветвленная классификационная группа, куда кроме старых гротесков входят геометрические гротески, гуманистические гротески, закрытые неогротески периода 60-х гг. XX в., шрифты с едва наметившимися засечками, но все же больше напоминающие гротески (так называемые Glyphic), и разнородная группа шрифтов без засечек современной разработки, которые не входят в основные подгруппы гротесков. |
|