Web Дизайн. Уроки фотошопа, photoshop. Статьи о дизайне. Как создать сайт. Обучение дизайну. Фото. Гламурные галереи
Веб дизайн


Дизайн Форум


Про дизайн и web дизайн




Главная     Галереи Дизайна (29)




  Статьи о дизайне





  Галереи дизайна

Промышленный дизайн, графический дизайн, гламурные картинки, иконки, аватары.

  Помощь Дизайнеру!

Советы по дизайну. Философия, психология и трудовые будни дизайнера.



  Логотип. История знака. Методика проектирования





Изображение. Пиктограмма. Иероглиф. Фетиш. Знак. Символ. Логотип. Пути создания товарного знака

Логотип Логотип Логотип Логотип Логотип

1. Логотип - понятия.

Логотип - стильный графический образ, максимально и универсально абстрагированный до символа и адаптированный к среде применения согласно "принципам разумного проектирования".

Поясню, что "принцип разумного проектирования" логотипа - это:
  1. проектирование формы по модульной сетке
  2. выбор формы, которая не "смажется" при масштабировании
  3. правильный выбор цветовой гаммы
  4. создание черно-белого варианта и обратного изображения и еще многое-многое другое, что несомненно(!) знает и умеет применять на практике настоящий профессионал и о чем подробнее пойдет речь ниже.
(Дизайнер Клюев М.)


Товарный знак, логотип - обозначение, помещаемое на товаре (или упаковке) промышленными и торговыми предприятиями для индивидуализации товара и его производителя (продавца). Товарный знак - один из объектов промышленной собственности. Выполняет функции гарантии качества товара и его рекламы
(Большая Советская Энциклопедия)

Логотип

Изображение (image):
Форма представления информации, предназначенная для зрительного восприятия. Изображение является очень наглядной и емкой формой представления информации. Это связано не только с характером ее восприятия мозгом человека, но и с возможностями его органа зрения. Человек легко оперирует со зрительными образами. Характерно, что в среднем, на цвет приходится около 80% информации, содержащейся в изображении. На качество изображения в значительной степени влияет также характер освещения последнего и возникающие при этом тени. Изображение может быть одно-, двух- и "трехмерным" 3D. В графике используется два тона: черный и белый. Вместе с этим, в большинстве случаев необходима шкала серого - набор полей с оттенками серого тона. Благодаря этому, на фотографиях отображаются плавно изменяющиеся оттенки полутонового изображения. Они выполняются выбором различных элементов растра. Специальными изображениями являются пиктограммы и товарные знаки.

Логотип, товарный знак - это "лицо" и отличительный признак производителя и его изделия.
Товарные знаки имеют много общего с именами собственными: тщательность, с которой их выбирают и преподносят; отеческая опека компании, выступающей в качестве имядателя; их написание с заглавной буквы, их магическая способность вызывать ассоциации, их чуть ли не освященное религией происхождение; их регистрация, их исключительность и правовая охрана. (Каспер Д. Веркман)
В любой рекламе первое, что бросается в глаза - это товарный знак, и его меньше всего забывают. Товарный знак называют безмолвным продавцом, витриной, но в действительности его громкий голос звучит повсюду. (Каспер Д. Веркман.)


Искусство создания знака-символа.

Откуда есть пошел символ, однако? :)
Ясно, что его не вчера изобрели... Еще на заре зарождения человечества существовали наскальные рисунки-символы, когда художники максимально выразительно передавали сущность изображаемого объекта, используя минимум средств. Были и иероглифы, и фетиши, и тотемы, и пиктография...
История знаковой символики напрямую связана с развитием цивилизации, возникновением письменного изобразительного языка, его генезисом во времени и пространстве. Поэтому достаточно трудно с известной долей вероятности, оперируя разрозненными крупицами фактов тысячелетней давности, дать безусловное определение тому или иному символу. К тому же одни и те же изображения можно наблюдать у разных народов в различных частях света. Это относится, в первую очередь, к простым геометрическим фигурам - круг, квадрат, треугольник, звезда, крест.

Тотемизм:
Комплекс верований и обрядов первобытного общества, связанных с тотемами (на языке оджибве ототем - его род) - видами животных и растений, реже явлениями природы и неодушевленными предметами.


Фетишизм:
Фетишизм (от франц. fetiche - идол, талисман), культ неодушевленных предметов - фетишей, наделенных, по представлениям верующих, сверхъестественными свойствами. Был распространен у всех первобытных народов. Сохранившиеся черты - вера в амулеты, обереги, талисманы.


Иероглифы:
Иероглифы (от греч. hieros - священный и glyphe - то, что вырезано), древние рисуночные знаки египетского письма.


Идеограммы:
Идеографическое письмо (от греч. idea - идея, образ и grapho - пишу), принцип письма, использующий идеограммы. В значительной мере идеографический характер имели древнеегипетская, шумерская и другие старейшие системы письма. Наибольшего развития достигло в китайской иероглифике.


Клинопись:
Клинопись, письменность, знаки которой состоят из групп клинообразных черточек (знаки выдавливались на сырой глине). Возникла ок. 3000 до н. э. в Шумере и позже была приспособлена для аккадского, эламского, хеттского, урартского и других языков. По происхождению клинопись - идеографически-ребусное, позже - словесно-слоговое письмо.


Какими бывают художественные символы?
1. Геометрические символы - картины, логотипы, знаки коммуникации и т.д
2. Информативные символы - знаки коммуникации, дорожные пиктограммы...
3. Символы с исключительным содержанием - иконы...
4. Индексные символы - цифры, буквы...

Товарный знак.
TradeMark (TM): ТМ - зарегистрированное в установленном порядке обозначение, служащее для отличия общества или ее изделия. ТМ представляет собой оригинально оформленное изображение, специальное обозначение, эмблема, сочетание букв, цифр, слов и т.д. Однако, товарный знак не содержит геральдических обозначений, географических названий, ибо они не могут быть объектом исключительной собственности юридического лица. Особым товарным знаком является торговая марка, которую также называют фирменным знаком. Торговой маркой является обозначение, которое может быть опознано покупателем, но не может быть описано словесно. Этот знак указывает на изготовителя товара, а не на вид выпускаемой продукции. Например, IBM ( корпорация IBM), Novell ( корпорация Novell). Обладатель товарного знака имеет исключительное право на его использование. Знак охраняется законом и может быть переуступлен другим юридическим лицам. Нередко, чтобы подчеркнуть факт регистрации товарного знака, в его конце ставится символ R, обведенный окружностью. Примерами товарных знаков являются: ARCNET, Windows, Sony.

Знак:
знаки cоответствия стандарту, денежные, упаковочные, экологические, технологические, предупреждающие


Пиктограмма (pictogram):
Пиктограммы используются с древних времен, о чем свидетельствуют наскальные изображения фигурок, найденные в разных странах. Наиболее широко известны дорожные знаки в виде пиктограмм, которые необходимы для регулирования движения на улицах. В информатике пиктограммы широко применяются в полиэкранной технологии, они соответствуют свернутому состоянию окон.

знаки коммуникации метро, вокзалов, олимпиад, транспорта, фирм, городов


Символ (character):
То, что служит условным обозначением какого-нибудь понятия, явления, процесса. Символом или знаком является цифра, буква, знак пунктуации или иероглиф естественного языка, знак препинания, знак пробела, специальный знак, символ операции.

астраномические, зодиакальные, технические, спортивные, бытовые, метеорологические







Методика проектирования логотипа.

Точнее - один из множества известных принципов-схем. Который, на мой взгляд, более эффективен. Я, не мудрствуя, назвал эту методику "Solo" :) Но сначала общие принципы-стандарты... Сразу оговорюсь, что логотип создается не на века. И впоследствии всилу ряда причин может потребовать своего редизайна.

Многие знаки на протяжении нескольких десятилетий успешно выполняли свои функции в той или иной конкретной области. Их изображение стало традиционным. Но со временем они постепенно устарели и перестали соответствовать новейшим техническим требованиям маркетинга и торговли в широком смысле. У них старомодный вид, уже не отражающий дух предприятия, которое они представляют, и они плохо соответствуют современным методам рекламы. (Ф. Виллc)

Менять товарный знак позволительно лишь в том случае, если его владелец приходит к выводу, что в свое время он сделал неверный выбор, если изменились вкусы общества, если многочисленные имитации понизили силу воздействия знака или, наоборот, данный знак посягает на права уже существующих знаков, а также если политические и экономические перемены в общественной жизни требуют изменеиий в знаке. (X. Райфы)

Ограничения.
Закон РФ не приемлет изображения на знаках государственных гербов, флагов, эмблем, печатей, наград и т. п., а также отдельных букв и цифр, дат в стандартном исполнении. Они могут быть включены в обрамление товарного знака как не охраняемые элементы. Недопустимо, чтобы товарный знак напрямую говорил о качестве и назначении товара, способе его изготовления, о его ценности, количестве, свойствах, указывал на место и время производства или сбыта. Это общепринятые понятия, которыми имеет право пользоваться любой человек для характеристики своего товара.
Не берутся под охрану общепринятые символы и термины. Вы не можете зарегистрировать в качестве товарного знака слова "рыба" или "водка".
Закон требует от товарного знака характерности, невозможности спутать новый товарный знак с заявленным на регистрацию или уже зарегистрированным знаком на однородные товары. Пусть при взгляде на него включается в работу воображение и память покупателя. Прекрасно, если товарный знак - собирательный образ, по-своему воспринимаемый каждым человеком. Подобные изображения легко запоминаются.

Необходимая информация о будущем знаке (обсуждается с заказчиком).
  1. Описание текущего состояния дел и направлений деятельности организации в будущем
  2. Виды поверхностей, предметов и материалов, на которые будет наноситься знак
  3. Использование товарного знака в различных средствах рекламы и предполагаемое изменение его размеров
  4. Территориальные рамки использования товарного знака
  5. Похожесть проектируемого знака на уже используемые фирмой или родственными организациями
  6. Сроки проектирования и количество представляемых эскизных вариантов знака
После полученного задания на проектирование начинается этап предпроектного исследования аналогов. Как правило, это сбор информации по теме проекта, по текущему состоянию графической моды. Источниками сведений в первую очередь служат публикации в журналах, книгах, каталогах промышленных фирм и выставок, патентные материалы и, конечно же, повседневная творческая практика. Анализируемый материал графически фиксируется в виде зарисовок, ксерокопий, вырезок...

Проектирование может существенно упроститься, если дизайнер точно выберет одну из характеристик изделия или услуги, производимых организацией, и графически обыграет это свойство для создания необходимой ассоциации в восприятии товарного знака.

1. Источник происхождения
а) Производитель.
а.а. Обозначение производителя.
а.б. Обозначение предприятия.
а.в. Обозначение отрасли.
б. Географические, административно-политические, этнические источники.
б.а. Место нахождения предприятия.
б.б. Страна происхождения.
б.в. Национальная культура производителя.
в) Дополнительные источники.
в.а.Происхождение сырья и материалов.
г) Используемая технология производства.
д) Способ доставки к месту продажи.

2. Функции изделия
а) Применение.
б) Назначение.

3. Состав изделия и его упаковка
а) Сырье.
б) Состав.
в) Ингредиенты.
г) Упаковка.

4. Физические свойства
а) Форма.
б) Цвет.
в) Вес.
г) Структура.
д) Вкус.
е) Эластичность
ж) Прочность.
з) Внешний вид.
и) Температура.
к) Точность.
л) Фактура.

5. Эксплуатационные и потребительские свойства
а) Качество.
б) Безопасность и надежность.
в) Скорость.
г) Комфортность.
д) Способ приготовления.
е) Долговечность.
ж) Способ потребления.
з) Целебные свойства.

6. Психологические свойства
а) Престижность.
б) Ценность как предмета роскоши.
в) Чувственное восприятие.
г) Сексуальные ассоциации.
д) Привлекательность.
е) Таинственность.

7. Экономические факторы
а) Цена.
б) Доступность.
в) Родство с аналогичными продуктами.

8. Результаты использования.
а) Результаты.
б) Полезность.


Лейтмотивы, используемые в изображении товарного знака.

Употребление в качестве мотива в проектировании товарного знака известных изображений внушает доверие, легко воспринимается, но, вследствие этого, зачастую не отличается оригинальностью. Напротив, непривычные изображения не нравятся из-за их новизны, воспринимаются с трудом, но зато обладают высокой степенью оригинальности. Определить границы разумного при использовании традиционной или новой формы знака - задача, которую решает дизайнер в меру своих способностей.
Для дизайнера осознание современного стиля в рекламе является важным фактором, диктующим необходимость обеспечить прогрессивный облик товарного знака. Из этого не следует, что модный и оригинальный дизайн всегда означает успех и безусловное признание, но хорошие изображения обычно свидетельствуют о наличии острого чувства моды и тонкого вкуса. К сожалению, оценить эти свойства товарного знака могут в основном только профессионалы на традиционно устраиваемых выставках и конкурсах.

Реальные обьекты и символы:
1. Астральные символы
а. Солнце, луна.
б. Земля.
в. Звезды.
г. Созвездия.
д. Зодиакальные знаки.

2. Изображения человека
а. Женские, мужские фигуры.
б. Части тела.
в. Органы. сердце. легкие.
г. Скелет и его составные части.

3. Животный мир
а. Млекопитающие.
б. Птицы.
в. Рыбы.
г. Насекомые.

4. Растения
а. Плоды.
б. Корни.
в. Листья.

5. Объекты культуры и их фрагменты
а. Архитектура.
б. Искусства.

6. Техника
а. Машины и механизмы.
б. Технологические процессы.

7. Предметная среда

8. Абстрактные мотивы
a. Символика.
b. Шрифтовые и числовые знаки, каллиграфия.
c. Произвольные формы.

Требования.
Требования, которым должен соответствовать логотип:
1. профессионализм выполнения
2. запоминаемость
3. оригинальность, ассоциативность
4. универсальность при изменении размера (уменьшение, увеличение без потери качества восприятия деталей)
5. универсальность колористического решения (адаптация к различным цветовым средам)

Основные стили для логотипа


Структура логотипа.

Несмотря на все бесчисленное многообразие идей, форм, колеров, композиций и стилей, структура логотипа сводится к трем основным схемам построения.


Схема первая:

Фирменный шрифт, словесный знак - словесный знак, название фирмы, выполненное специально спроектированным шрифтом или путем адаплации уже существующего шрифта для данной конкретной фирмы-заказчика.


При этом возможно:
1. простое (обычное) начертание шрифта
2. введение в шрифт, как элемент композиции, элемента знаковости путем художественного изменения/ деформирмации части шрифта, одной буквы шрифта или части буквы
3. адаптация шрифта до уровня знака


Cхема вторая:

Фирменный знак, графический символ - логотип - символ, специально подобранный и спроектированный для данной фирмы-заказчика с целью добиться уникальности, узнаваемости, привлекательности, запоминаемости. Иногда в качестве знака может выступать фирменный шрифт, художественно измененный до придания графемам черт знаковости.


При этом возможно:
1. абстрагируется конкретное изображение объекта/вещи
2. модифицируется шрифтовая графема или создается композиция из шрифтов
3. применяется композиция шрифт+обьект 4. создается ассоциативная абстракция


Схема третья:

Фирменный блок, комбинация - совокупность фирменного шрифта и фирменного знака. При этом совсем не обязательно, что знак и шрифт всегда должны использоваться вместе. При проектировании фирменного блока необходимо определить какой из двух компонентов композиции будет доминантой.


При этом возможно:
1. использование фирменного блока (композиция частей: логотип+шрифт)
2. использовать по усмотрению фирменный знак-логотип отдельно от фирменного шрифта и наоборот

Все логотипы в плане колера нужно проектировать с учетом изменяющейся среды обитания, в которой они (логотипы) вынуждены будут находиться по роду службы :) По этому желательно предусмотреть как полихромный, так и монохромный варианты фирменного знака. Или постараться выбрать максимально универсальный цвет/оттенок колера.


Примеры крайне неудачных! логотипов:



Грубые ошибки:
1. перенасыщенность информацией
2. низкий уровень абстракции
3. непродуманное расположение композиционного центра
4. непродуманное направление динамики
5. неуниверсальность в плане использования в разных рекламных ситуациях
6. непродуманная композиция

И независимо от того, какую схему логотипа вы выбрали, вам необходимо спроектировать его правильно :) Вызываемые логотипом ассоциации не должны нести негативных или нежелательных эмоций. Для этого следует пользоваться...

Практическая часть

Методика разработанная мной для ускорения и улучшения процесса проектирования логотипа.

Человеческая мысль подобна волнению водной поверхности, настолько она переменчива и непостоянна. Но нужно научиться фиксировать состояние своей творческой мысли, чтобы те идеи и образы, постоянно возникающие в нашем воображении, не исчезли бесследно, не растворились, не затерялись, подобно каплям воды в среде себе подобных.

Для этого есть простое решение! Мы фиксируем свои идеи карандашом на бумаге. Или голосом наговариваем в диктофон, чтобы впоследствии так же перенести идею на бумагу, воплотить свои мысли в рисунке и посмотреть, что же из этого выйдет.

Карандаш и бумага у нас есть - хорошо. Многие не согласятся, скажут, мол, а почему не воспользоваться сразу компьютером, т.е. теми техническими возможностями, которые он нам предлагает. Дилетант так и поступит. А по моему скромному мнению, ничто не заменит жизненности карандашного наброска, выполненного вручную, когда в эскиз выходит "живым" и каждая линия "дышит".

Я проектирую логотип фирмы "ИнтернетИнформ". Для начала нужно уяснить, что, собственно, да и зачем надо абстрагировать? Фирма занимается On-Line деятельностью, в частности, предоставлением ценовой информации в сети интернет. Отлично! У нас есть целых два объекта (определяющие специфику фирмы) для размышлений:
1. интернет
2. информация

Быстренько находим символ для каждого объекта. Но можно пойти по более простому пути и попробовать абстрагировать графемы первых букв названия фирмы "И+И". В этом случае можно пропустить первые три пункта и начинать с "олицетворения".


1. Обожествление - след <пропускаем>

2. Персонификация - картинный образ, характер предмета <пропускаем>

3. Типологизация - геометризация <пропускаем> ... гы, красота

4. Олицетворение - схематизация
Обычные графемы буквы "И", тут и делать ничего не надо


5. Фетишизация - ассоциация
Здесь предполагается смудрить ассоциацию на тему "красивое сочетание двух букв"


6. Символ - универсализация
А вот это уже серьезный и нудный заключительный этап работы. Необходимо соблюдать все правила построения логотипа и пользоваться "Принципом разумного проектирования". Но результат, как правило, во многом зависит от этого!

Ура! Значек мы придумали, но этого мало, нужно еще подумать над некоторыми проблемами с которыми он (наш значек) столкнется в своей "жизни"... Произвольные (не все! и не структурированно :) элементы фирменного стиля: 1. конструкционная модульная сетка


2. изобразительный товарный знак, логотип прямое изображение


2-а. логотип тоновой вариант


2-б. логотип негативное изображение


3. фирменный блок

4. вариации на тему...


5. фирменный цвет, фирменная цветовая гамма


6. Раппортное поле, орнаментальная структура


7. примечание:
Фирменный стиль компании должен рассматриваться как способ повышения качества и эффективности рекламы, как инструмент укрепления престижа компании и как важный коммерческий фактор. Он должен определяться минимумом цветографических элементовс предлагаемыми принципами их использования в деловой документации, в рекламных печатных материалах, в прессе, наружной рекламе и других элементах идентификации.
Заданные принципы не должны сковывать творческую инициативу дизайнеровв при разработке конкретных объектов - носителей фирменного стиля. Необходимо твердо помнить, что искажение товарного знака, фирменного цвета, пренебрежение модульной версткой полос в рекламных изданиях и замена шрифта другим ведут к разрушению единого образа компании!


В знаке оценивается:
1. Содержание знака
2. Возможность использования в средствах рекламы
3. Различимость
4. Стилистические особенности
5. Убедительность
6. Надежность (устойчивость)
7. Употребимость (актуальность)
8. Региональные черты
9. Индивидуальность

Цвет в логотипе

Используем 2, максимум 3 цвета (считая черный, серый, белый тона)

Смотри также:
Колористика
Цвет в интерьере
Цвет в геральдике
Безопасные и системные цвета



Эта часть спектра может иллюстрировать пищевые продукты, т.к все известные нам продукты растительного происхождения имеют родственный этой части спектра цвет. Все остальные цвета будут для пищи неестественного цвета.


Сине-черные цвета + серый тон и все монохромные растяжки с примесью серого характерны для металла и более подходят к машиностроительной индустрии, а также всем производствам, связанным с металлом или другими близкими "техностилю" производствами.


Красный цвет - цвет предупреждения. Он, как и оранжевый, всегда обращает на себя внимание.


Фиолетовый - цвет тревоги, беспокойства, неуверенности, меланхолии, "женского одиночества". Интересно, что совмещение красного цвета с фиолетовым без разделяющего цвета или тона, всегда вызывает у наблюдателя раздражение.

Если Вы используете в логотипе несколько цветов.
В таком логотипе как правило базовым цветом является черный. В качестве второго цвета может быть любой. Третий цвет должен быть ахроматически или хроматически контрастным ко второму:


Пример ахроматического контраста. Цвета расположены в одной области спектра, но имеют различную яркость/насыщенность.


Пример хроматического контраста. Цвета расположены в различных областях спектра, но имеют одинаковую яркость/насыщенность.


Белый и черный тона являются нейтральными сами по себе. Они никогда(!) не вступают в конфликт с другими цветами, а дополняют или разделяют их. Аналогично нейтральными являются все градации серого.


Как вариант заливки логотипа (или его части) может быть использован спектр радуги или похожий по замыслу сложный градиент. В таком случае эту заливку необходимо делать внутри некоего контура с целью предотвратить сливание логотипа с фоном в тех местах, где их цвета совпадают и "собрать" в одно целое этот "винигрет".

Авторское право. Защита товарного знака.

Авторское право (copyright) право автора на исключительное использование выполненной им работы. Авторское право устанавливает приоритет сделанных открытий и изобретений. Наряду с этим, оно определяет интеллектуальную собственность, т.е. то, что литературные, музыкальные и художественные произведения являются собственностью групп лиц, их создавших. Только с разрешения авторов эти произведения могут быть изданы, переизданы и переведены на другие языки.

Позже авторское право было распространено на программы, радио- и телевизионные передачи, кино- и видеофильмы, Программное Обеспечение (ПО). Авторское право сохраняется за ее владельцем всю его жизнь и в течение, как правило, 50 лет после его смерти. Распространение или воспроизведение произведения без согласия автора считается уголовным преступлением. Среди отраслей права особо выделяют изобретательское право.

Нарушение авторского права именуется пиратством. Заключается оно, например, в том, что с программы делается копия и продается без разрешения авторов. Пиратство пресекается путем судебного запрета. Умышленное присвоение авторства на чужую работу называется плагиатом. В соответствии с авторским правом потерпевший может требовать возмещения понесенных им от этого убытков. Авторы записываются на титульном листе их работы рядом с символом C, обведенным окружностью.

Материал составил Клюев М. 2002. Отредактировано 07.12.2006


 Смотри также:
Историография знака
Пути создания товарного знака
Основные стили для логотипа
Авторское право
Фирменный стиль и его составляющие
Я проектирую логотип авиакомпании
Брэнд бук
Фирменный стиль, регистрация товарного знака
Обсуждение проблемы логотипа на форуме проекта "Дизайн - клуб"
Эволюция в истории знака
Мое портфолио. Логотип. Фирменный стиль
Логотип. Тенденции 2006-2010
Логотип. Тенденции 2011
Логотип. Тенденции 2013
Логотип. Тенденции 2014
Логотип. Тенденции 2015









  Rambler's Top100  


Web дизайн и создание сайтов       Пользовательское соглашение

Карта сайта      Наверх