Web Дизайн. Уроки фотошопа, photoshop. Статьи о дизайне. Как создать сайт. Обучение дизайну. Фото. Гламурные галереи
Веб дизайн


Дизайн Форум


Про дизайн и web дизайн




Главная     Галереи Дизайна (29)




  Статьи о дизайне





  Галереи дизайна

Промышленный дизайн, графический дизайн, гламурные картинки, иконки, аватары.

  Помощь Дизайнеру!

Советы по дизайну. Философия, психология и трудовые будни дизайнера.



  Что такое Дизайн мебели





Проектирование мебели

За "Туманными далями" перспективы.

Определение перспективных направлений развития мебельного дизайна представляет сейчас значительный интерес. Именно на рубеже веков так настойчиво приходится размышлять на тему - "что было?" и "что будет?", "как и куда идти?" Именно в это время столь активными становятся прогнозы и попытки увидеть, пусть в общих чертах, те направления и первые шаги, которые определят собой завтрашний день.

Мы попытаемся вкратце, почти в тезисной форме очертить основные тенденции для понимания ближних и дальних перспектив в развитии стилистики мебельных форм, характера самого процесса проектирования и общего состояния дизайна в отрасли. Заметки эти не претендуют на "научно-обоснованные" прогнозы, а представляют лишь желание поделиться своими размышлениями на тему о завтрашнем дне российского мебельного дизайна.

Эко-дизайн, Дизайн мебели Эко-дизайн, Дизайн мебели Эко-дизайн, Дизайн мебели

В книге английского историка искусств Чарльза Мак-Коркодейла "Убранство жилого интерьера от античности до наших дней" говорится об эволюции художественного стиля интерьера и мебели. Автор определяет динамику, которая четко прослеживается на протяжении последних пяти веков. Конец века, как правило, занят вопросами анализа, является временем подведения итогов. Новый век приносит с собой новые идеи, концепции и новых лидеров, дающих импульс развитию нового стиля.
Середина века разрабатывает стиль и доводит его до логического завершения, максимально развивая возможные варианты и направления. В конце века наблюдается эклектика, это время бурного формообразования, как правило, с утратой логики и ясности идей прошедшего стиля. Эклектика, которую принято было еще совсем недавно считать упадком, сейчас рассматривается как естественный и закономерный процесс развития стиля, при котором происходит расширение его границ, разрабатываются новые принципы, принимаются новые критерии. Наконец, меняется самое главное - наша эстетическая оценка стиля. Оценка, которая в данном случае предстает как важный психологический компонент стилеобразования.

Стиль, развиваясь в сложнейшем потоке идеологии культуры, исторических, социальных, технологических, экономических предпосылок, меняется также и под воздействием изменения нашей оценки. Все процессы идут параллельно - глобальная интеграция культур, стилей, технологические новации. Стиль - понятие сложное. Это не только форма, но идеология искусства, философии, социума и в большей мере "выражение" современного мировоззрения, облеченного в эстетическую форму. Стиль нельзя предсказать, на утвердившийся стиль сложно влиять, но стиль можно декларировать и даже сформировать, что произошло со стилем модерн в Европе.

Сегодняшний стиль "на излете". Постмодерн, как ведущее стилистическое направление, по мнению теоретиков архитектуры, вошел в свою последнюю стадию. При всех просчетах и порой изощренном злоупотреблении формотворчеством, этот стиль дал очень много. Он несказанно расширил диапазон возможных вариантов, композиционных принципов. Он ввел в арсенал современной архитектуры и дизайна гигантский пласт культурного наследия, накопленного цивилизацией. Попытался расшатать догматические установки профессионального мышления архитекторов и дизайнеров, с тем, чтобы расширить горизонты творческого поиска. Можно предположить, что в ближайшее десятилетие будет сформирован новый стиль. Каким он будет, покажет время.

Вряд ли это будет универсальный и глобальный "исторический" стиль. Время исторических стилей, на наш взгляд, прошло. Скорее, это будут локальные и конкурирующие "стилевые направления". Но все предсказания относительны. Так, например, в середине 60-х гг. весь авангардный мировой дизайн был заворожен футурологическими проектами. В основе своей все они предполагали, что новые промышленные технологии и новые концепции дизайна, который рассматривался как "инструмент", способный внести улучшения в современное общество, изменят образ и стиль жизни.

Этого не произошло. Новые технологии остались новыми технологиями и со временем устарели, а человек со своими амбициями, чисто бытовыми и социальными устремлениями оказался куда более консервативен и подчинил эти новые технологии своим старым задачам - наживе, демонстрации пресловутой элитарности, роскоши и благосостояния, достижению тотального комфорта. Несмотря на то, что все крупнейшие дизайнеры 60-70-х гг. ставили своей задачей демократизацию, снятие всех возможных знаков престижа, заменяя его стремлением к простоте, функциональности и технологичности, сейчас мы видим резкий риверс.

Идет возврат к "красивости" в самом плохом ее проявлении, апофеоз престижности, показной роскоши, разрекламированное устремление к не свойственному нам образу жизни. Когда стиль клонится к закату, в его недрах начинается формирование новых стилевых концепций, которые потом обретут свои окончательные очертания и формы. Так и сейчас нельзя говорить о конкретных формах нового стиля. Они еще окутаны "дымкой тумана" вдали. Однако уже можно говорить о новых чертах, направлениях и достижениях, которые вероятнее всего войдут в арсенал нового стиля. А также о тех первых шагах, которые видятся в направлении будущего пути.

Одним из наиболее перспективных направлений интерьерного и мебельного дизайна нам представляется получивший признание в последнее десятилетие минимализм. Это направление преодолевает "эклектизм" постмодерна и выходит на новые позиции конструктивной чистоты и технологичности, использования новационных материалов, современных конструкций и форм.






Главными тенденциями становятся поиски активной художественной выразительности, которая достигается остротой и точностью художественных приемов, выбором наиболее естественных и эффективных средств в создании оригинальных мебельных предметов.

Художественная выразительность минимализма кажется сдержанно-нейтральной, заявляя о себе отточенностью формы, безукоризненностью пропорций, запоминающимися образами. Основные характеристики: чистота и логика формы, простота, пришедшая на смену усложнению, прозрачность и некая "стерильность" фактуры. Высокая степень лаконичности, оптимальность и выразительность конструкции стали воплощением функции в ее высшем эстетическом проявлении.

Сам термин минимализм связан с концептуальными тенденциями в искусстве 60-х гг., обусловленных демократизацией и реализацией девиза "ничего лишнего". Уже сегодня мебельные выставки предъявляют кухни, к которым можно применить банальное определение "элегантные как рояль". Кухни, в которых находят место явные реплики авангардного искусства и суперсовременной архитектуры, а порой и язык форм, единый с новейшим автомобильным дизайном: на одной из выставок прошлого года итальянцы экспонировали свои кухни рядом с новой моделью блестящего гоночного автомобиля, демонстрируя общую стилистику их дизайна.

Новые технологии и связанные с этим новые возможности формообразования, как и сейчас, будут оказывать самое прямое и непосредственное влияние на дизайн, определять формальные характеристики, конструктивные принципы и приемы, моделировать отделку, фактуры, колористические вариации, влиять на номенклатуру изделий, вводя в обиход принципиально новые образцы, которых мы еще не знаем, но которые, возможно, получат распространение в интерьере будущего.

Однако уже современный технический уровень и неуклонное совершенствование технологических параметров индустриального производства открывают более широкие перспективы для проектирования. И если не так давно они были сдерживающим фактором в мебельном дизайне, особенно это касается отечественных технологий, то их развитие со временем даст возможность "свободного" творческого высказывания. Можно даже пофантазировать о тех далеких или не очень далеких временах, когда не технология будет диктовать дизайн, а дизайн будет указывать направление и развитие технологии, задавая ее параметры и возможности.
Наравне с минимализмом, перспективным направлением представляется усиление художественной образности предмета. Именно образность активизирует поиски художественного статуса вещи, развитие ее художественных качеств, значения и формы.

Мебельный дизайн стремится к большей художественной выразительности и постепенно в лучших своих проявлениях превращается в подлинно художественное произведение. Уже сейчас можно говорить о мебельной пластике, о мебельной живописности, о мебельной форме в статусе искусства. При этом форма может быть как уникальным произведением высокого ремесла, так и адаптированной к серийному производству. Художественному аспекту мебели свойственны "театрализация" интерьерной среды и игровой момент. Мебельный предмет становится сложнее по своему замыслу, по своей задаче. Это не только замысловатые трансформирующиеся конструкции, как, например, столики из стекла итальянской фирмы "Naos", в которые можно и нужно играть. Мебель способна насытить современный интерьер не только утилитарно-функциональным предназначением, но и более высоким художественным смыслом. Другими словами, предметы мебели тяготеют к повышению своего художественного уровня, что будет сопровождаться не повышением их стоимости, применением дорогих материалов и сложностью в изготовлении, а в большей степени будет выражено в оригинальности предметов будущего жилища, в их индивидуальном авторском характере. "Игровой" момент, интрига, сюжетность формы вещи также представляются в ряду перспективных тенденций будущего стиля.

Именно такие предметы мебельного убранства позволят наполнить интерьер будущего вещами динамичными и экспрессивными в творческой интерпретации их владельцев. Среда становится средством активного самовыражения. А свобода самовыражения, по мнению современных концептологов, приобретает все большее значение для полноценного и комфортного ощущения личности. Человек будущего более творчески будет подходить к своему жилищу, и ему понадобятся вещи, способные активно участвовать в этом созидательном и увлекательном процессе. Вещи будут более мобильными по смыслу, многозначными, возможно, с элементами декларации или иронии, но всегда несущими большую художественную и культурную нагрузку, чем просто хорошая, добротная, утилитарная мебель. В этом убеждают разработки парижских Домов Моды "Fornasetti" и "Je de Сastelbajac", которые на протяжении последних лет занимаются прогнозированием стиля будущего. Да и творчество отечественных проектировщиков, таких как В.Бондаренко, И.Пищукевич, Ю.Рынтов, вплоть до эпатажных работ В.Цыганова, оказываются созвучными общему развитию авторского дизайна.

В этом направлении особенное значение приобретает Арт-дизайн, область мебельного проектирования с наиболее яркими и специфическими разработками, направленными на введение мебели в новый статус - произведения искусства, знака культуры. Тем самым идет расширение спектра направлений, характера и статуса мебельного дизайна, которое кратко можно определить "от ширпотреба к искусству, от утилитарности к подлинно художественной форме". Главной тенденцией видится перенос центра тяжести с утилитарно-функционального значения вещи к культурно-художественному, что совершенно не означает, что это развитие будет идти в ущерб функциональным качествам современной мебели. Речь идет лишь об изменении соотношения утилитарного и художественного в пользу художественного, с дальнейшим развитием и совершенствованием функционального качества. Поиски Арт-Дизайна напрямую соприкасаются с одной из принципиальных и продуктивных тенденций - "Высокой модой" в мебели, уже нашедших свое подтверждение в современной дизайнерской практике.

Отечественный мебельный дизайн начинает вводить в свой арсенал понятие экспериментального и поискового дизайна. Дизайна остро авангардного, претендующего на известный постулат "искусства для искусства" и "дизайна для дизайна". Обращаясь к прошлому опыту, можно с уверенностью сказать, что успехи в проектировании мебели в 60-70 гг. были достигнуты в связи с тем, что параллельно развивалось концептуальное проектирование, в русле которого разрабатывались новые Идеи - Ходы - Направления, востребованные широкой проектной практикой. Авангардное проектирование образно можно сравнить с разведкой и даже с подготавливающим плацдарм десантом, за которым медленно движутся основные силы √ промышленность, дизайн для серийного производства. И если продолжить это сравнение, то именно эта разведка порой обеспечивает выбор верного направления и удачу в целом. По аналогии с Высокой модой в моделировании одежды, в мебельном дизайне намечаются те же принципы и формы реализации проектного процесса. Идеи, лежащие в области высокой моды мебельного проектирования, по своей социально-художественной значимости выше, чем сиюминутные задачи конкретных производств, заинтересованных лишь в конкурентоспособности и коммерческой эффективности их продукции. Хотя именно эти задачи будут стимулировать промышленность вкладывать средства в экспериментальное проектирование и разработку новых путей и форм в дизайне.

Альтернативным Арт-Дизайну, социально более важным и эффективным направлением в этом контексте видится Программное Проектирование. В отличие от единичного образца высокой моды оно должно быть ориентированным на самый широкий спрос и промышленное производство. Программное проектирование ведет к укрупнению процесса и задач и включает не разработку отдельного предмета или набора, а, возвращаясь к нереализованным попыткам прошлых десятилетий, предполагает работу над крупными системными дизайнерскими проектами. Проектами, основанными на максимальной вариантности, несколько забытой сейчас, но остающейся одной из важнейших проблем технологической унификации элементов и деталей, технологической ориентированности конструкции на конкретные условия производства, на дальнейшее совершенство функциональных аспектов мебели. Однако серьезное программное проектирование может развиваться лишь на базе фундаментальных теоретических разработок, анализа и экспериментирования в области нового формообразования и функциональной структуры мебельных образцов. Программное проектирование, безусловно, должно содержать заранее заданный стилистический ориентир на форму предметов. Возможно, на множественность форм. Заинтересованность в развитии отрасли в целом выдвигает идею "люфта" между "высокой модой" и производством в форме экспериментальной и концептуальной деятельности.

Именно это пространство представляется самым интересным для рождения новых идей, форм, методов. Иными словами, нужно поле для Идеи, так как оказывается, что именно Пред-идея, Пред-проектирование осуществляет собой лоцманские функции в области развития не только самого дизайна, но и мебельной отрасли в целом. Одной из тенденцией дизайна видится Ансамблевость, или синтез, т.е. стилистическое единство всех элементов интерьера, включая мебель, светильники, ткани, обои, напольные покрытия, декоративный арсенал, которые должны соотноситься друг с другом и создаваться в совместных стилистических ансамблевых программах. В современном интерьере вещь выступает не отдельно, а в сложно задуманном и созданном взаимодействии. Ансамблевость может быть однородной по стилю, или наоборот основанной на острых контрастах, сопоставлениях, театрализации и образности индивидуального художественного звучания интерьера. Эта тенденция в полный рост ставит проблему синтеза.

Ю. В. Случевский, М. Т. Майстровская, журнал "Мир Мебели"

Смотрите также:
Экодизайн









  Rambler's Top100  


Web дизайн и создание сайтов       Пользовательское соглашение

Карта сайта      Наверх