Web Дизайн. Уроки фотошопа, photoshop. Статьи о дизайне. Как создать сайт. Обучение дизайну. Фото. Гламурные галереи
Веб дизайн


Дизайн Форум


Про дизайн и web дизайн




Главная     Галереи Дизайна (29)




  Статьи о дизайне





  Галереи дизайна

Промышленный дизайн, графический дизайн, гламурные картинки, иконки, аватары.

  Помощь Дизайнеру!

Советы по дизайну. Философия, психология и трудовые будни дизайнера.



  Эргодизайн - что это такое




Эргодизайн = эргономика + дизайн

Обобщения требований к предметной среде и ее оптимизации со временем привели человечество к выработке неких обобщенных критериев и требований, ставших основой науки о труде - эргономики (эргос - труд, номос - закон), известной также в англо-язычных странах как "человеческий фактор" (human factors).

За 50 лет существования эргономики как дисциплины менялись ее приоритеты, появлялись новые специфические направления, основные усилия специалистов всегда концентрировались на наиболее актуальных задачах развития науки и проблемах проектирования новых изделий и технологий. Основной задачей эргономики являлось и является обеспечение эффективного и безопасного взаимодействия человека со средствами труда и производственной средой за счет учета специфических возможностей как человека, так и технических средств.

В реальной действительности эргономистам приходится решать, как правило, задачи профессионального отбора и/или адаптации человека к условиям функционирования технических средств. Однако оптимальным способом обеспечения взаимодействия "человек-техника-среда" (ЧТС) является полный учет человеческого фактора на всех этапах создания, эксплуатации и утилизации продукции. Целью данной статьи является анализ тенденций в развитии эргономики и ее взаимодействии с дизайном.

Эволюция приоритетов

Юридически оформившись в 1949 г., эргономика претерпела существенные изменения за эти десятилетия. Так, если 20 лет назад основные работы велись в областях (в порядке убывания приоритетности) антропометрии, физиологии труда, проектирования труда, биомеханики, психологии, то в последнее десятилетие приоритеты эргономики существенно сместились в область безопасности, проектирования труда, биомеханики, напряженности труда, интерфейса "человек-компьютер". Биомеханика и физиология труда не доминируют, как в прошлом, но возник их новый аспект, связанный с расстройствами опорно-двигательного аппарата, обусловленный ростом части людей, работающих на компьютеризированных местах.

Brian Shakel характеризует развитие эргономики по десятилетиям как:
1950-е - военная эргономика
1960-е - промышленная эргономика
1970-е - эргономика товаров широкого потребления
1980-е - интерфейс "человек-компьютер" и эргономика программного обеспечения
1990-е - когнитивная и организационная эргономика

Хотя эргономистам часто приходится работать в специфических экономических секторах или прикладных областях, как например транспорт или управление конкретными технологическими процессами, эти прикладные области не являются строго ограниченными и постоянными. Существуют общие межотраслевые подобласти специализации внутри эргономической дисциплины, связанные с наиболее общими свойствами человека. Эти подобласти специализации относятся в большей степени к особенностям человеческого звена, чем к свойствам социо-технической системы в целом.

К концу ХХ века выделились 3 главных направления внутри эргономики:

Эргономика физической среды, рассматривающая вопросы, связанные с анатомическими, антропометрическими, физиологическими и биомеханическими характеристиками человека, имеющими отношение к физическому труду. Наиболее актуальные проблемы включают рабочую позу, обработку материалов, расстройства опорно-двигательного аппарата, компоновку рабочего места, надежность и здоровье.

Когнитивная эргономика связана с психическими процессами, такими как, например, восприятие, память, принятие решений, поскольку они оказывают влияние на взаимодействие между человеком и другими элементами системы. Соответствующие проблемы включают умственный труд, принятие решений, квалифицированное выполнение, взаимодействие человека и компьютера, акцент делается на подготовке и непрерывном обучении человека при проектировании социо-технической системы.

Организационная эргономика рассматривает вопросы, связанные с оптимизацией социо-технических систем, включая их организационные структуры и процессы управления. Проблемы включают рассмотрение системы связей между индивидуумами, управление групповыми ресурсами, разработку проектов, кооперацию, групповую работу и управление.

Проектированию подлежат не только изделия, но и сам процесс труда как таковой, структура труда, структура производственных коллективов и их взаимодействия. Причем, подготовка и непрерывная переподготовка специалистов становятся элементом производственного процесса, а потому также подлежат проектированию. Очевидно, что старые методы дизайна как художественного конструирования в этих случаях уже неэффективны либо вообще "не работают".
Изменились сами понятия эргономики и дизайна.

Эргономика - научно-практическая дисциплина, изучающая деятельность человека, орудия и средства его деятельности, окружающую среду в процессе их взаимодействия с целью обеспечения эффективности, безопасности и комфортности жизнедеятельности человека.

Дизайн - комплексная научно-практическая деятельность по формированию гармоничной, эстетически полноценной среды жизнедеятельности человека и разработке объектов материальной культуры. По целям и методам воздействия, с определенной степенью условности, дизайн можно сопоставить с формой проектируемого объекта, а эргономику - с его содержанием. В таком контексте совершенно очевидна их взаимная обусловленность и необходимость одновременного использования, в отличие от традиционного подхода.





Эргодизайн как особая подобласть эргономики

Традиционно дизайн опирается на субъективное, иррациональное, а эргономика - на измеримое, рациональное. В то же время, эффективное проектирование изделий и процессов возможно в том лишь случае, если в максимальной мере учитывает возможности человека по их эксплуатации, то есть если создаваемый объект имеет внешний вид, основанный на эксплуатационных характеристиках, а те, в свою очередь, отвечают эргономическим требованиям. Впервые термин "эргодизайн" (ergonomic design) появился в процессе революционного изменения организации проектирования в конце 70-х гг. в компании "Ксерокс", когда только создание единой "команды" из 25 дизайнеров и 25 эргономистов позволило создать действительно конкурентоспособное изделие и вновь вернуться компании на вершину экономического успеха после нескольких лет катастрофических неудач на рынке.

В тот же исторический период (1979 г.) произошла серьезная авария на атомной электростанции в США (Three Mile Island), анализ причин которой впервые высветил проблему учета требований эргономики при проектировании сложных технологических объектов.

С начала 80-х гг. количество научных публикаций по проблеме эргономического дизайна постоянно росло и достигло максимума в 1993 г., когда состоялась международная эргономическая конференция "Design for Everyone". С тех пор количество публикаций на эту тему снизившись, остается примерно постоянным.
Но с середины 90-х гг. в развивающихся странах наблюдается рост числа научных и проектных учреждений (институтов) дизайна, в которых эргономические подразделения играют ведущую роль.

В этом отношении опыт стран бывшего СССР имеет большое значение. Вся эргономика с 50-х гг. была подчинена дизайну, то есть была изначально ориентирована на использование теоретических и практических разработок в дизайнерской деятельности. К сожалению, этот правильный симбиоз научных возможностей эргономики и практического опыта дизайна не получил дальнейшего развития и, более того, после распада Советского Союза привел к застою в эргономике, поскольку наука не может не развиваться, а в рамках дизайна 70-80-х ее развитие исчерпало себя.
Новое десятилетие изменило характер и рынок продукции, где главным товаром стали информационные технологии, к проектированию которых дизайн подошел лишь в конце 90-х годов. Особенно необходимо это учитывать в связи с тенденцией к дальнейшему сокращению доли населения, занятого в сфере нематериального производства, что характерно для всех промышленно развитых стран (уже сегодня в странах ЕЭС, США и Японии эта доля не превышает 25-30%). Учитывая исторически сложившуюся ориентацию производительных сил Украины на обслуживание военно-промышленного комплекса и сельскохозяйственного производства в интересах всего бывшего СССР, эти задачи могут быть решены лишь на основе всестороннего учета проблем жизнеобеспечения человека с привлечением специалистов-эргономистов. С другой стороны, эргономика накопила достаточно знаний и методов, чтобы выделить данную проблему в особую подобласть - эргодизайн. Сегодня эргодизайн понимается как "комплексная научно-практическая деятельность по формированию среды жизнедеятельности человека и ее элементов, реализующая требования и рекомендации эргономики и дизайна". По-видимому, его можно рассматривать не только и не столько как оптимизирующую проектную деятельность (дизайн с учетом эргономики), сколько как научную.

Эргодизайн как легализация человеческого опыта

Основанием для гипотезы о самостоятельном научном содержании эргодизайна могут служить, с одной стороны, базирование на достижениях психофизиологии, например, цвета (эргономика цветового восприятия и достижения технической эстетики в области проектирования цветовой среды) и запаха (ароматоэргономика и фитодизайн). С другой стороны, современные (пока еще не признанные массово) достижения физики вакуума и, в частности, разработки вопросов торсионных полей, связанных с формой объектов.

Пока такая связь выглядит гипотетически, но, в то же время, имеется тысячелетний опыт китайской науки-искусства фэн-шуй, построенной на учете формообразования среды жизнедеятельности человека и феноменологически описывающей влияние предметной среды на безопасность и эффективность труда человека, что является предметом эргономики. Накопленные наукой и практикой факты позволяют предположить, что предметом эргодизайна как научного направления может стать динамическая топология и геометрия предметной среды жизнедеятельности человека.

Практическим результатом, в таком случае, будет не просто объединение дизайна и эргономики, а разработка новых принципов и методов проектирования с учетом реального внутреннего и внешнего мира человека. Первые шаги в этом направлении сделаны и специалистами Всеукраинской эргономической ассоциации.

 Смотри также:
Эргономика









  Rambler's Top100  


Web дизайн и создание сайтов       Пользовательское соглашение

Карта сайта      Наверх