Web Дизайн. Уроки фотошопа, photoshop. Статьи о дизайне. Как создать сайт. Обучение дизайну. Фото. Гламурные галереи |
|
Про дизайн и web дизайн |
Главная Галереи Дизайна (29) |
|
|
Обратимся к истокам слова "композиция": так, на латинском языке оно (compositio) означало - сопоставление, сложение, соединение частей и приведение их в порядок; в римском праве - примирение борющихся сторон, а в быту гладиаторов - противопоставление борцов. В изобразительном искусстве композиция представляет собой конкретную разработку идейной и сюжетно-тематической основы произведения с распределением предметов и фигур в пространстве, установлением соотношения объемов, света и тени, пятен света. Познакомимся с элементарными правилами: контраст - нюанс, симметрия - асимметрия, статика - динамика. Проверим названные закономерности на практике. Заодно узнаем о средствах выразительности, раскрывающих художественный образ,- о линии, контуре, силуэте, свете, цвете, пространстве, форме. Для занятий подберите материалы, инструменты: картон, бумагу, природные материалы, ножницы, клей, акварель, тушь, гуашь, карандаши, кисти, перья. Все это позволит хорошо и быстро выполнить эскизы на любой сюжет. Урок первый. "Равновесие" Вырежем из бумаги либо картона силуэты геометрических фигур разных форм и разме-ров, например, круг, квадрат, многоугольник. Составим не-сколько вариантов расположе-ния силуэтов на небольших листках. Главная задача - определить пропорциональные соотношения между пространством листа и размером фигуры, выяснить впечатление, производимое каждым из вариантов. Если внимательно посмотреть на схемы (рис. 1), можно заметить, что слишком малая фигура в большом пространстве вызывает чувство неудобства, неуютности, одиночества, а чрезмерно великая - стесненности. Ощущение тяжести, приземленности - при расположении силуэта ниже горизонтальной оси листа, а выше ее - чувство легкости, приподнятости. Точное расположение в центре, на перекрестке осей, создает впечатление уравновешенности, спокой-ствия, и, наконец, фигура, помещенная в верхний угол, вызывает желание переместить ее на другое место либо вообще вынести за пределы листа, а опущенная в нижний угол таит возможности свободного передвижения по всему полю. А можно ли на основе этих схем выполнить тематическую композицию? Попробуем. Возьмем несколько листов тонирован-ной тонкой гладкой бумаги, ножницы, клей. Вырежем силуэты животных, птиц, насекомых. На листах, передвигая фигурки в разных направлениях, найдем им место. Совсем необязательно следовать схемам, возможны нять те бесконечные композиционные резервы, таящиеся в простейшем сочетании чистого поля листа и всего-навсего единого "действующего лица". В случае несоответствия пропорций увеличиваем или уменьшаем силуэт фигуры или пространства листа, добиваясь при этом ощущения устойчивости, уравновешенной композиции. Добавим еще одну или не-сколько фигур, а также изменим соотношения силуэта и поля бумаги не только по размерам, но и по тону, например темный лист на светлом или светлый силуэт на темном (рис. 2). С добавлением к фигурам линий, пятен и с применением различных технических приемов, таких, как аппликация, трафарет, тушь, акварель, гуашь, с помощью печатания, а также кисти и перьев получим иную гамму состояний, раскрывающих воображаемую композицию. А еще лучший способ овладения азбукой композиции - переход от форм, взятых с натуры, к переработке их в простые геометрические силуэты, то есть в условный графический язык. Как же это делать? Внимательно посмотрите на натуру: отберите трипять предметов, представьте их в простых геометрических фигурах, вырежьте из картона или бумаги и расположите в формате (рис. 3). С этой минуты вы превращаетесь в волшебников, начинаете создавать мир в пространстве листа. Передвигая силуэты, меняя их положение относительно друг к другу - получаете варианты композиций. Зафиксируйте наиболее интересные в блокноте или тетради. Фигуры по желанию можно расположить в листе на разных дистанциях друг от друга вплоть до соприкосновения и даже наложения одного силуэта на другой. И наконец, исполни-те композиции. Наклейте или же закрасьте фигурки акварелью, тушью, гуашью. Другие эскизы можно составить из элементов природы, растений, трав, цветов, листьев. Фон желательно брать однотонным, темным или светлым. Темы - самые разные: "Лето", "Лесная сказка", "Первый снег", "Вид из окна". Причем главное здесь не сама тема, а ее компо-зиционное воплощение, соответствие поставленной задаче.
Композиция, в которой наиболее ярко выражено различие между фигурами (объемами) по форме, тону, цвету и другим изобразительным качествам, построена на контрастных отношениях. Используется, как правило, для передачи противоположных начал: жары и холода, активного движения и не-подвижности, твердости и мягкости, веселья и грусти. Нюанс противоположен контрасту. Здесь различие по всем показателям менее выражено, наоборот, все отношения смягчаются. Значение контраста в композиции известно с давних пор. Еще Леонардо да Винчи в "Трактате о живописи" обратил внимание на то, как следует сочетать контрасты: "рядом с высоким ставить низкого, с толстым - худого, с одетым в бархат с тяжелыми и мягкими складками - фигура в шелку, дающем мелкие и острые складки". Можем еще добавить парные противоположности: объем и плоскость, свет и тень, близкое и далекое - или пойти через аллегории добра и зла, времен года. Если с помощью контраста передаем остро выразительный сюжет в состоянии природы (гроза, шторм) или настроение человека - гнев, радость, печаль, то нюанс подразумевает едва уловимые оттенки: в природе - туман, сумерки; в настроении человека - меланхолия, грусть, раздумья. Сочиняя композиции из двух-трех и более фигур, вы можете испытывать затруднения, если фигуры одинаковые по форме, но разные по цвету, тону и фактуре; одинаковые по тону, но разные по форме, фактуре; одинаковые по цвету, но разные по тону, форме. В этих комбинациях есть общая черта - меняется величина фигур и количество пространства. Теперь обратимся к простейшим композициям, выпол-ненным учениками ДХШ, где применены разные художественные средства (рис. 4,5). Обратите внимание, как выразительна фигура теплого цвета на холодном фоне, как волнистая линия рядом с прямой создает впечатление движения или насколько геометрические фигуры - квадраты, треугольники, прямоугольники - рядом с округлыми формами приобретают более острый характер. Попробуйте изобразить маленькую фигурку на фоне грандиозного здания, дремучего леса, и вы выразите чувство величия, таинственности, а может быть, удивления или страха. Как, например, мы испытываем впечатление бесконечности пространства, глядя на картину Исаака Левитана "Над вечным покоем". Итак, если мы хорошо поняли возможности применения контраста и нюанса, сделаем несколько заданий. Составьте композиции из фигур с резким различием по форме, цвету, тону, фактуре. Основная цель - удержать равновесие в пространстве листа, и если левая (правая) часть эскиза перегружена формами, цветом, тоном, то противоположная должна быть дополнена уравновешивающей фигурой или пятном, а место расположения зависит от вашей фантазии. Задание выполняем на тонированных листах (черном, белом, сером). Теперь сделайте композиции с контрастным фоном (правая сторона контрастна левой или верхняя часть контрастна нижней). Лучшие темы - интерьер, пейзаж, где задействованы большие плоскости и пространства и возможны самые неожиданные состояния. Один и тот же сюжет выполните с разным настроением, применив принципы контраста или нюанса. Смотри также: Основы композиции Композиция в дизайне Композиция и среда Свойства и качества композиции Ритм, Композиция в технике |
|