Web Дизайн. Уроки фотошопа, photoshop. Статьи о дизайне. Как создать сайт. Обучение дизайну. Фото. Гламурные галереи
Веб дизайн


Дизайн Форум


Про дизайн и web дизайн




Главная     Галереи Дизайна (29)




  Статьи о дизайне





  Галереи дизайна

Промышленный дизайн, графический дизайн, гламурные картинки, иконки, аватары.

  Помощь Дизайнеру!

Советы по дизайну. Философия, психология и трудовые будни дизайнера.



  Цветовая гармония в доме



Жилище - это тот "слой" окружающей человека среды, с которым он соприкасается теснейшим образом. Жилище - как бы продолжение одежды, а одежда, "скрывая тело человека, обнажает его душу". Жилище - это микрокосм, построенный по образу и подобию человека, обитающего в нем, это как бы материализованный в архитектурных формах, вещах, цвете портрет хозяина дома и его семьи.

Мне скучно, когда на столе не горят рядом синий и желтый карандаш, когда не красная в зеленых полосах подушка ложится на голубой диван, когда не слепит пестротой халат, когда по занавескам не бегут желтые полосы, пересекаясь голубыми или перерезаясь малиновыми."

Но не следует думать, что устройство жилища - целиком частное дело его обитателей. Архитектура и убранство жилища так же подчиняются стилю эпохи, национальным тенденциям и моде, как и все остальные жанры искусства, а цвет в жилище следует общим законам цветовой эстетики данного стиля. Об этом свидетельствует вся история архитектуры и прикладного искусства. История и теория колорита в жилище неотделимы от общей истории и теории колорита в изобразительном искусстве.

Попытаемся очертить несколько принципиально различных типов отношения к проектированию цвета в жилище.

Цвет в доме Тип первый - предельно естественный. Примером этого типа может служить традиционный японский жилой дом, в интерьере которого господствует дух естественности. Д. Нельсон пишет: "...интерьеры их домов часто имеют незаконченный вид и напоены ароматом медленно испаряющихся древесных масел. Они не содержат почти ничего "неестественного". Необработанными остаются не только деревянный каркас, но также бумажные ширмы, плетеные маты, отшлифованные песком стены, слегка обструганные деревянные потолки, камышовые или бамбуковые перегородки.

Дом всегда выглядит как часть сада, и это действительно так, потому что он построен из тех же материалов". Подобную же концепцию "естественности" мы встречаем в ранней китайской теории цветового решения пространства, которую излагает Д. О. Саймондс в книге "Ландшафт и архитектура": "Согласно этой теории, человек так привык к цветовому решению при-роды, что питает отвращение к любому нарушению установленного ею порядка. Из этого следует, что при выборе цвета для любого искусственного пространства, внутреннего или внешнего, плоскость основания должна быть выдержана в тонах земли - в оттенках глины, камней, гравия, песка, лесного гумуса и мха.

Синие и сине-зеленые тона воды, напоминающие ее изменчивую поверхность, применяются на плоскости основания или пола редко и только в тех местах, где проход нежелателен. Конструктивным элементам стен и крыши сообщаются цвета ствола и ветвей дерева - черный, коричневый, темно-серый, красный и охристый. Поверхности стен в глубине заимствуют свой оттенок от чащи бамбука, свисающих плетей глициний, струящегося солнечного света, листвы, сосновых сучьев и сплетающихся ветвей клена. Цвета потолка должны напоминать воздушность неба и меняться от глубокой лазурной синевы или водянисто-зеленого цвета до туманных облачно-белесых или мягких серых тонов".


Цвет в доме Тип второй - предельно красочный, бодряще-праздничный, ярко-цветистый. Это тип колорита, излюбленный русскими крестьянами, и особенно живущими в холодных и пасмурных областях русской земли. Обильная полихромия восполняет недостаток света и солнца, вносит радостную ноту в общую суровую мелодию крестьянской жизни. "Я видал избы,- писал художник И. Я. Билибин, объехавший Вологодскую, Архангельскую, Олонецкую губернии, - где узорами... было размалевано буквально все: шкафчики, двери, потолки, лежанка - все, где только можно было красить". В Оренбургской губернии чаще всего расписывались потолки, на голубом фоне которых были разбросаны фантастические птицы и цветы. В Поволжье наряду с растительным орнаментом, плодами и птицами изображались бытовые сцены ("солдат на часах", "женщина с коромыслом"). На Севере излюбленными мотивами были "гирлянды" и "розаны", "львы" и "лошади". Очень любопытные сведения об уютных "тепло расцвеченных горницах" в деревнях Новосибирской области и Алтайского края сообщил Е. А. Ащепков: "Излюбленной тематикой в росписи дверей, так же как стен и потолков, является растительный орнамент, взятый из окружающего мира: колосья, березовые листья, цветы лопухов, ягоды облепихи, калины и т. д.





Цвет в доме Тип третий - роскошный, драгоценный, "ковровый". Это идеал жилища на Ближнем и Среднем Востоке. Такое жилище описано в сказках "Тысячи и одной ночи": "И я нашла открытую дверь и вошла в нее, и за нею оказалось помещение, возвышающееся на семь ступенек, и я увидела, что этот покой вымощен мрамором и устлан коврами, шитыми золотом. И там оказалось ложе из можжевельника, выложенное жемчугом и дра-гоценностями, с двумя изумрудами величиной с гранат, и над ним был опущен полог, унизанный жемчугом. И на этом ложе были постланы всевозможные шелка, приводившие в смятение смотрящего."

Такой тип жилища можно назвать "царским". Персидские цари, арабские шахи и султаны, византийские кесари окружали себя именно такой обстановкой, где главными предметами убранства были ковры и ткани. Мебели было совсем немного - троны да "ложа из можжевельника". Жилища всех прочих слоев населения этого региона отличались от царских лишь "количественно" - размерами, стоимостью убранства и утвари, но принцип организации пространства и декорирования оставался тем же. Такой "ковровый" интерьер можно увидеть еще и сейчас в кибитках туркменских пастухов.


Цвет в доме Тип четвертый на первый взгляд имеет сходство с третьим. Это тоже "жилище, что строилось для веселья", для отдыха и наслаждения жизнью. В нем доведено до предела то, что называется уютом, причем уют соединяется с роскошью. К этому типу мы отнесем интерьеры городских жилых домов буржуазии середины и второй половины XIX в. - того периода, когда классицизм выродился в эклектику, а "новый стиль" еще не появился. Интерьер этого типа можно назвать "буржуазным".

Здесь торжествует вещь - пространство полностью уничтожено множеством вещей, долженствующих ублажать своих хозяев и служить их прихотям. Кроме того, вещи должны свидетельствовать о достатке хозяев, убеждать и их самих и гостей в прочности их имущественного и социального положения, поэтому вещи массивны, тяжеловесны, украшены крупными орнаментами, позолотой, бахромой, лаком.

В таком жилище господствует дух индивидуализма и преклонения перед бытом - в этом и состоит коренное отличие европейского "буржуазного" интерьера периода эклектики от интерьера народов Ближнего Востока. Последний все-таки больше похож на храм, на "обитель духа". В нем не ощущается такой суетной приверженности к вещам и безделушкам, пространство в нем даже при малых размерах сохраняет цельность, а порой и величественную центричность (в шатрах и кибитках). И главное, в восточном жилище всегда есть определенный стиль, а буржуазный интерьер того времени отличается бесстилием. Архитекторы и художники берут "напрокат" всевозможные стили прошлого: готику, "неогрек", барокко и др.
Нетрудно представить себе колорит жилища такого типа. Здесь можно найти все цвета и оттенки, колорит здесь пестрый, но доминирует теплая гамма. Больше всего красных, розовых, коричневых, золотистых цветов. Пятна цвета преимущественно мелкие. Благодаря такому раздроблению поверхностей вещей они при всей их разнохарактерности все-таки сливаются в некое общее целое. Решительное предпочтение отдается темной мебели. Ковры, портьеры, деревянные панели, плюшевые скатерти - также темные.


Цвет в доме Тип пятый - романтически-декоративный, сложно-утонченный. К нему относятся интерьеры стиля модерн. Расцвет этого стиля приходится на 90-е гг. XIX в. и первое десятилетие XX в. Одним из выдающихся мастеров стиля модерн в России был архи-тектор Ф. О. Шехтель. Дом Морозовой, выполненный по его проекту,- характерный памятник "готизирующего" раннего модерна. Е. Кириченко в книге "Федор Шехтель" пишет об этом доме: "Здесь Шехтель предстает как истинный певец прекрасного. Торжественно величава столовая, напоен светом лучезарный аванзал, проникнута сумрачно-мечтательным настроением малая гостиная, украшенная панно М. А. Врубеля, светел и праздничен белоколонный зал.

Архитектор творит свой особый мир - поэтичный, одухотворенный. Цвет в интерьерах - композиционное средство первостепенной важности, один из главных элементов, определяющих их эмоциональную окраску... Цветовая гамма дома Морозовой богата и многообразна. Она далека от сдержанной праздничности колорита архитектуры классицизма, от пестроты эклектики, хотя и сохраняет приверженность последней к мрачноватым богатым тонам - темно-синему, темно-коричневому, темно-вишневому, темно-зеленому. С общим настроением погруженного в полумрак вестибюля с темными деревянными панелями в полтора человеческих роста гармонируют расписанные трафаретом стены: на фоне цвета увядшей травы крупный, редко и симметрично расположенный узор - написанные золотом корзина с перевернутым стилизованным репьем над нею.

Тот же несколько измененный мотив на стенах аванзала (синих) и столовой (малиновых) - расположенные в шахматном порядке золотые бурбонские лилии. Цвет и рисунок так выразительны, так впечатляют плакатной монументальностью, так богаты и праздничны, что трудно определить, что же это: окраска стены или декоративная роспись".
Общее для всех интерьеров сецессии, модерна, югенд-стиля и т. д. - романтизм, принципиальная декоративность, противопоставленная конструктивности, стремление к сложности и утонченности, к нюансам и полутонам. Следует отметить "дороговизну" этого стиля, требующего ювелирной тщательности отделки и не признающего массовых стандартных деталей и изделий.


Цвет в доме Тип шестой - функционально-конструктивный, геометрический, "машинный". Пионерами этого стиля были Адольф Лоос, Ле Корбюзье, Л. Мис ван дер Роэ, Алвар Аалто, художники "Баухауза", а в России - художники, объединенные вокруг ВХУТЕМАСа - ВХУТЕИНа. Функционализм вызревал постепенно в недрах модерна, а в 20-х гг. оформился как самостоятельный стиль. Идеологические принципы этого стиля прекрасно сформулированы Ле Корбюзье в 1924 г.: "Дом - это машина для жилья". В 1925 г. он поясняет, почему машина может служить образцом для архитектуры: "Машина идет от геометрии. Геометрия - великое создание человека.

Машина сверкает перед нами полированными стальными дисками, сферами, цилиндрами. Все детали сделаны с безукоризненной, теоретически рассчитанной точностью, которую природа нам никогда не показывает. Это зрелище вызывает в нас душевное волнение, а одновременно в нашем сознании возникает множество ассоциаций: эти доски и сферы чем-то напоминают нам божества Древнего Египта или Конго. Геометрия и боги сосуществуют. Машина завораживает человека, она удовлетворяет одновременно и примитивные и самые возвышенные его запросы. Урок, заключенный в мащине, состоит в абсолютно ясной логической связи между причиной и следствием, в чистоте, экономии и мудрости.

Возникает новое желание: эстетика чистоты форм, точности, волнующих соответствий. Здесь вступают в действие математические способности нашего разума: наслаждаясь зрелищем, мы одновременно находим в нем выражение законов мироздания". В этих словах Ле Корбюзье сказано самое главное об архитектуре функционализма, понятой как явление искусства. Последнее важно подчеркнуть, так как и в те годы и теперь широко бытует мнение, выводящее этот стиль за рамки искусства, отказывающее ему в этом высоком звании.

Функциональный стиль обнажает стены и конструкции мебели, очищает их от всяких украшений, и так же точно он обнажает и очищает от наслоений "технологию" жизни семьи в доме. Усилия художника в системе эклектики или модерна были направлены на оформление "надстроечной" части жизни, ее так сказать "цветов". Функционализм же в первую очередь заботится о "корнях" жизни - о достаточности жизненного пространства, о воздухе, свете и солнце, об удобной и рациональной планировке, об эргономичном оборудовании, физической и психической гигиене.

Ле Корбюзье пишет: "Жилище - это возможность свободно двигаться, стоять, лежать; наслаждаться прохладой или теплом; отдыхать, погружаться в раздумье; возможность испытывать или вызывать присутствие среды: солнце - хозяин всего живого, движение воздушных струй, чарующее глаз и несущее душевное равновесие, зрелище трав, цветов, деревьев, неба, пространства. Жилище - это возможность иметь семью, составляющую звено вечной цепи жизни; это пространство, необходимое для семейных радостей. Родиться, есть, одеваться, ощущать узы привязанности и дружбы. Проблема жилища - первая из всех проблем. Жилище - это ключ ко всему".

Приведем пример проектирования цветовой схемы жилища. Технологический процесс составления цветовой карты квартиры следующий:

  1. Сочиняем колорит центральной комнаты, например гостиной (или общей жилой комнаты). Решаем, например, что эта комната будет в теплой желто-коричневой гамме

  2. "Раскладываем" доминирующие цвета по остальным помещениям так, чтобы их колорит чередовался в определенной логической последовательности, создавая разнообразие и вместе с тем не выходя за пределы единства. Например, в прихожей доминанта может быть сине-белой или сине-коричневой; в спальне - бело-зеленой, или бело-голубой, или белой с золотом; в кабинете - зелено-коричневой или серо-зеленой; в кухне - желто-белой или бело-голубой (если эта гамма уже не использована для спальни)

  3. Цвет в передней может быть более насыщенным и контрастным, чем в жилых комнатах. В спальне - самый спокойный и светлый, в кабинете допустим спокойный и темный колорит. Кухня и санузел оформляются с учетом происходящих там технологических процессов. На кухне нежелательны яркие и возбуждающие цвета, не следует допускать и "запретных" цветов, напоминающих о грязи, гниении и порче. В последние годы на кухню перестали смотреть как на лабораторию. К ней больше не предъявляется требование обязательной стерильной белизны. В отделке кухни применяется фанеровка под древесину, различные текстуры, декоративная посуда и пр. Но все же рабочие места и их окружение остаются белыми (если они не выполнены из нержавеющей стали или цветных металлов).

  4. Цветовая гамма детской комнаты составляется с учетом возрастных цветовых предпочтений детей. Цвет полов во всей квартире (кроме кухни и санузла) может быть общим. То же относится и к цвету древесины мебели. Обивка мягкой мебели может быть разной в разных комнатах
Проходя последовательно по всем помещениям квартиры, мы должны почувствовать динамику развития цветовой идеи от прихожей до кухни. Перед нами разворачивается во времени некая цветовая соната со своим вступлением, первой и второй частью и финалом. Мелодия этой сонаты гармонирует с "внутренней музыкой" обитателей жилища, с композицией квартиры, с окружающим ландшафтом. Если художник проектирует жилище для анонимного заказчика, все равно он должен представить себе его образ и воссоздать этот образ в своем произведении. Тогда его произведение можно будет назвать художественным.

Л. Н. Миронова, 1984


Смотрите также:
Колористика, психология восприятия цвета, цвет и человек
Восприятие и эмоциональное значение цвета
Теория цвета






 


Web дизайн и создание сайтов       Пользовательское соглашение

Карта сайта      Наверх