Web Дизайн. Уроки фотошопа, photoshop. Статьи о дизайне. Как создать сайт. Обучение дизайну. Фото. Гламурные галереи
Веб дизайн


Дизайн Форум


Про дизайн и web дизайн




Главная     Галереи Дизайна (29)




  Статьи о дизайне





  Галереи дизайна

Промышленный дизайн, графический дизайн, гламурные картинки, иконки, аватары.

  Помощь Дизайнеру!

Советы по дизайну. Философия, психология и трудовые будни дизайнера.



  Древнеримские мозаика и рельеф





Римское декоративное искусство значительно превосходит по своему размаху все, что делалось в этой области на более ранних этапах античности. Исследователи не устают поражаться обилию и разнообразию уже найденных памятников, а впереди, несомненно, новые открытия. Похоже, что древние римляне не мыслили существования без росписей, рельефов на стенах и мозаичного украшения полов.

Завоевание Южной Италии и Сицилии, покорение Греции, подчинение эллинистических царств Малой Азии, Сирии и Египта открыли перед римлянами несметные сокровища искусства.

Картины и статуи, изделия из бронзы, драгоценных металлов и стекла хлынули в Рим. Ими стали украшать общественные здания, загородные виллы и дома частных лиц. Предметы искусства пробуждали художественный вкус и страсть к собиранию. Среди коллекционеров были Цезарь, Антоний, Октавиан, полководец Сулла, оратор и политический деятель Цицерон. "Греция, взятая в плен, победителей диких пленила, в Лаций суровый внеся искусства",- писал в I в. до н. э. Гораций.

В Вечном городе возникали мастерские, где работали приезжие и местные мастера. Из сплава различных художественных традиций рождались новые, своеобразные произведения, в которых декоративность - чрезвычайно существенный момент. Живопись и скульптура ценились не столько сами по себе, сколько как необходимое украшение архитектуры. Так, Цицерон в письме к своему другу Аттику обращается со следующей просьбой: "...поручаю тебе приобрести барельефы, которые я мог бы вставить в штукатурку стен малого атрия, и две каменные ограды с изображениями для колодцев". Или: "Я ищу то, что особенно подходит для гимнасия..."

Не только элита умела ценить и наслаждаться искусством. "Если испытывать страсть к статуям и картинам,- пишет Цицерон в 45 г. до н. э.,- то не правда ли, даже мелкий люд может удовлетворить ее лучше, чем те, кто обладает большим числом этих предметов. В нашей столице общественные места очень богаты произведениями искусства на все вкусы..." Действительно, просвещенные коллекционеры или политические деятели, стремившиеся к популярности, заботились об украшении храмов и портиков, садов, парков и общественных бань - терм, излюбленного места времяпрепровождения римлян. Раскопки Помпеи и Геркуланума, давшие бесценный материал для изучения жизни и быта римских городов, показали, что росписи и мозаики были распространенным декором жилого дома.

Древнеримская мозаикаЭрмитаже представлены прек-расные образцы римских мозаик. "Атрибуты Геракла" конца I - начала II века нашей эры наибо-лее ранняя из них. Она была най-дена в 40-е годы XVIII века близ Аветинского холма в Риме. Такие небольшие мозаичные картины, обрамленные орнаментом, назывались эмблемами. Из кубиков раз-ноцветного мрамора с добавлением кусочков смальты исполнена композиция, посвященная по-пулярному герою античности - Гераклу. Широкая горизонтальная коричневая полоса делит изображение надвое.

Она служит как бы подставкой для атрибутов Геракла - палицы, чаши для вина и маски героя, выложенной из темных камешков различных от-тенков. В нижней части эмблемы - пара кабанов везет покрытую красным ковром повозку, на ярко-зеленом передке которой три яблока. Нет сомнений, что художник изобразил мифические золотые яблоки, дарующие вечную молодость, похищенные Гераклом из сада нимф Гесперид по приказу царя Эврисфея. Кабан считался посвятительным животным Геракла. Так греческие мифы естественно и органично входили в мир образов и сюжетов римского искусства.

В художественной манере мастера ощутимо стремление подражать живописи, достигая в мозаике эффекта сочного красочного мазка. Особенности композиционного построения также объясняются воздействием стенных росписей. Действительно, в I веке натюрморт, составленный из съестных припасов и домашней утвари, становится излюбленным в стенописи. Причем некоторые предметы изображались как бы стоящими на приподнятой полке. Тем самым поле композиции делилось на два уровня. Постепенно первоначальный смысл забылся, полка превратилась в разделяющую полосу, но художники продолжали пользоваться привычной двухчастной композиционной схемой. В живописи также встречаются изображения повозок с атрибутами богов. Так в доме Веттиев в Помпеях два козла тянут тележку с атрибутами Диониса, а баран - повозку с атрибутами Гермеса.

Лучшая из эрмитажных мозаик - "Июнь" - почти вся выложена из разноцветной смальты. Кудрявый босоногий мальчик в короткой тунике олицетворял для римлян именно этот месяц. Над его головой латинская надпись: "Junius". Щедрое плодородие италийского лета воспевает художник. В правой руке мальчик держит корзину с луком, который с давних времен был непременной принадлежностью римского стола. "От дыхания наших дедов и прадедов разило чесноком и луком, но их дух был духом мужества и силы",- с гордостью писал в I в. до н. э. ученый-энциклопедист Марк Теренций Варрон. Мозаичисту показалось недостаточным изобразить в другой руке мальчика поднос с фруктами. Слева, около стола, он поместил высокую корзину, наполненную плодами. Дары моря - две крупные рыбы, сверкающие чешуей,- лежат на низком столике, третья соскользнула на пол к ногам мальчика. Морские обитатели свисают и над корзиной с фруктами. Вспоминаются упреки римлянам философа Сенеки, что из-за чревоугодия они готовы "рыскать по морским глубинам и вырывать раковины на не-ведомом берегу отдаленнейшего моря".

Восхищает цветовое богатство мозаики: теплых охристых тонов туника, поблескивающая нитка ожерелья из позолоченной смальты, яркокрасные яблоки на голубом подносе, чешуя рыб, переливающаяся зеленым, синим, желтым, красным, коричневым. Звуч-ными аккордами выделяется этот предметный мир на спокойном светло-желтом фоне. "Июнь" - часть созданной в III веке композиции, своеобразного иллюстрированного календаря. Так же аллегорически были представлены и другие месяцы. В центре же, вероятно, помещалось изображение Земли, Солнца или Луны.






Древнеримский рельефСамая большая мозаика - "Гилас и нимфы"- найдена в 1853 году недалеко от Рима, близ терм Платины, жены императора Траяна. Мозаика была куплена для Эрмитажа в 1856 году. Помимо цветного камня и смальты, в ней использован кирпич. Сюжет взят из греческой мифологии. В мифе об аргонавтах повествуется о том, как прекрасный юноша Гилас, любимец Геракла и его оруженосец, во время стоянки корабля "Арго" у острова Кеос отправился за водой и был похищен нимфами, покоренными его красотой. Художник изобразил Гиласа, когда тот, еще не подозревая об ожидающей его участи, любуется нимфами из-за скалы. Две из них в венках, склонившись над источником, выливают воду из сосудов. Третья еще не вышла на заросший тростником берег, видна только ее голова над водой.

Миф о Гиласе послужил сюжетом не только для мозаики, но и для стенных росписей в Помпеях и Геркулануме. Он изображался на серебряных сосудах, саркофагах, монетах. Эрмитажная мозаика создана в самом конце III века. Сумрачная по колориту, она пронизана экспрессией, что проявляется в беспокойных ритмах и нарочитой деформации фигур.

Созданный в I веке мраморный рельеф, вероятно, некогда украшал храм в городе Нола на юге Италии. На плите изображена гирлянда из листьев лавра, подвешенная между двумя черепами жертвенных быков. Посередине над гирляндой - изысканной формы кувшин для возлияний, которым пользовались во время религиозных ритуалов. С древнейших времен у разных народов существовал обычай приносить в жертву богам быков и других животных. Их черепа, украшенные гирляндами, вешали ,на стенах храмов. Со временем реальные предметы стали заменять их изображением. Частью такого рельефного фриза и была эрмитажная плита. Эта работа отличается тонкостью и изяществом исполнения. Мелкие насечки на рогах передают их шероховатую поверхность. Волнистые изгибы лент заполняют пространство фона, определяя нарядность композиции. Мастерски исполнены листья и плоды лавра - священного дерева Аполлона. В правление Августа это дерево становится также символом императорского дома.

В том же зале, где и мозаики, выставлен рельеф из обожженной глины с изображением подвига Тезея. Подобные плиты служили в основном для украшения вилл, театров, терм, гробниц и кораблей. В каменные и кирпичные стены их закрепляли металлическими гвоздями. Эрмитажный рельеф был частью фриза, повествовавшего о жизни и подвигах Тезея. Битву с жестоким разбойником Скироном, из которой Тезей вышел победителем, и запечатлел художник на плите. Легенда рассказывает, что Скирон обитал у дороги между Афинами и Мегарой. Там, на узком перешейке, подкарауливал он путников и заставлял их мыть ему ноги. Когда человек нагибался, чтобы исполнить волю разбойника, тот сильным ударом ноги сбрасывал несчастного со скалы в море, тде его пожирала страшная черепаха. Тезей же сам схватил Скирона за ногу и столк-нул в море. Так злодея постигла участь его жертв.

Эти памятники красноречиво говорят о темах и сюжетах, занимавших древних римлян, об их образных представлениях, вкусах и любви к прекрасному.


Смотрите также:
Ассирийские рельефы
Заказать Скульптуру
Лепка, скульптура. Техника лепки









  Rambler's Top100  


Web дизайн и создание сайтов       Пользовательское соглашение

Карта сайта      Наверх