Web Дизайн. Уроки фотошопа, photoshop. Статьи о дизайне. Как создать сайт. Обучение дизайну. Фото. Гламурные галереи
Веб дизайн


Дизайн Форум


Про дизайн и web дизайн




Главная     Галереи Дизайна (29)




  Статьи о дизайне





  Галереи дизайна

Промышленный дизайн, графический дизайн, гламурные картинки, иконки, аватары.

  Помощь Дизайнеру!

Советы по дизайну. Философия, психология и трудовые будни дизайнера.



  Про 3-D интернет и виртуальные презентации





Развитие интернета идет семимильными шагами, предоставляя его пользователям с каждым днем все новые и новые возможности. Совсем недавно на страницах интернета была только текстовая информация с гиперссылками, потом появились изображения и фотографии, потом видеоролики и музыка. Но и на этом процесс не заканчивается - сегодня мы стоим на пороге внедрения еще более новых, будоражащих сознание и воображение интернет-технологий. Это технологии трехмерного интернета.

Представьте, что увидев на экране монитора дом, вы можете не только посмотреть его снаружи, но и виртуально зайти внутрь, открыть двери щелчком мыши, ходить по всем комнатам, расcматривать мебель, обстановку. Можно в интерактивном режиме поменять обои, мебель и даже планировку в этом доме. Или , увидев на экране компьютера музейный пистолет, вы можете повертеть его мышью , посмотреть его со всех сторон, сделать его полупрозрачным , заглянуть внутрь и увидеть как он работает. Перспективы захватывающие, фантастические, и тем не менее многое из этого уже есть на сайтах интернета. Не за горами то время, когда трехмерный интернет станет массовым явлением, и мы сможем воочию бродить по виртуальным городам и мирам, находящимся от нас за тысячи километров; воочию будем изучать глубинные процессы, которые происходят на молекулярном и атомарном уровнях и пока невидимы нашему глазу.

Обзор технологий трехмерного интернета

Как же реализуются все те чудеса о которых я рассказал? В разное время различными фирмами и коллективами было разработано несколько технологий, позволяющих путешествовать по трехмерному миру в окне браузера. Основные из них это - VRML, Shockwave3d, RWViewer, Qwest3d. Все они реализуются посредством встраивания своего плагина в браузер интернета, например в Internet Explorer. Каждый плагин загружается в браузер пользователя автоматически с сайта производителя. Обычно размер плагина 2...4 мегабайта. Также эти технологии позволяют зашивать свои сцены в програмный файл (.exe) для распространения на компакт - дисках .

Вот их краткие характеристики:

Начнем обзор со старого доброго VRML - у него много достоинств. Позволяет размещать в интернете обширные сцены с более чем 200 000 граней, несильно грузит процессор , позволяет хранить модели в отдельных файлах, которые подгружаются в сцену. Но есть у него два серьезных недостатка , которые затрудняют применение VRML в современных условиях. Первый из них - плохое качество визуализации.Например , VRML не поддерживает отражающих текстур, в результате чего металлические поверхности смотрятся просто как серый материал. Второй недостаток - открытость формата, любой пользователь может загрузить из интернета вашу сцену в 3d max и воспользоваться вашими моделями в своих целях. Тем не менее это не помешало питерским дизайнерам разместить в интернете виртуальную модель целого Санкт-Петербурга. Грандиозная по своим масштабам работа. Для просмотра VRML используется плагин Кортона.

Shockwave3d - наиболее оптимальная технология трехмерного интернета. Откровенно говоря эта технология тоже несколько устарела. Она не обеспечивает фотореалистичное качество визуализации, хотя лучше VRML; не поддерживает пиксельные и вершинные шейдеры. Но в недостатках этой технологии есть есть ее преимущества.Сцены вShockwave3d без проблем воспроизводятся старыми видеокартами с DirectX 5-ой и 7-ой версий и при навигации несильно грузят процессор ( 30...50 процентов Пентиум 1,7 ГГц ).
То есть можно сказать, что посмотреть виртуальную презентацию можно будет практически на любом компьютере и в любом браузере. Shockwave3d позволяет размещать в окне браузера целые виртуальные миры и достаточно сложные трехмерные игры. Довольно известный плагин shockwaveplayer, размером 2 мегабайта, легко встраивается в браузер пользователя.

По статистике Макромедиа - Адобе это плагин уже встроен в браузеры 400 миллионов пользователей интернета.С FTP-архива УралРелком зарегистрировано 630 скачиваний shockwaveplayer'а . Shockwave3d позволяет показать текстуры, прозрачные и отражающие материалы,огонь, взрывы, водопады. Сцены изготавливаются в 3ds max и Maya, конечный продукт - в программе Director. Shockwaveplayer уверенно работает со сценами около 60000 граней( треугольников), может работать и со сценой в 200000 граней , но возникают проблемы с быстродействием скриптов навигации.
Скрипты пишутся наязыке Lingo в программе Director. Lingo - очень мощный и довольно простой и понятный по синтаксису язык программирования. Позволяет управлять всеми объектами трехмерного мира - моделями, светом, камерами, материалами, текстурами и даже формой модели на уровне вершин. На Lingo можно написать трехмерную игру любой сложности, вопрос только сможет ли потом shockwaveplayer быстро переварить то, что вы написали. В Director прилагается целая библиотека стандартных скриптов, с помощью которых новичок сможет делать довольно серьезные интерактивные трехмерные сцены. Изготовитель - Macromedia (Adobe).

RWViewer - довольно интересный движок, в который авторы постарались загнать все плюсы интерактивного 3d-моделирования. Плагин грузится безпроблемно, примерно 1,5 мегабайта. Авторы применили новую систему сжатия файлов 3d-сцен. В результате сцену с большим количеством объектов можно сжать до 100 кбайт и в таком виде передавать по интернету. Сцены моделируются в 3ds max. Эта технология поддерживает тени и отражения обьектов, пиксельные и вершинные шейдеры. В RWViewer вполне возможно достичь качества визуализации близкого к фотореалистичному. В один файл в этом движке я загнал 650000 граней (примерно 40 автомобилей Тойота, 3 анимированных персонажа) и тем не менее движок успешно работал и отрабатывал почти все назначенные скрипты.
Программирование в этом движке производится на языке Lisp, аналогичном по синтаксису автокадовскому. Но возможности этого языка при работе с трехмерными обьектами ограничены, поэтому есть возможность дописать плагины на С++. Кроме всего, что есть в Shockwave3d этот движок может отобразить движущиеся тени объектов, создать зеркальный пол, в котором будет видно отражение модели и с помощью применения пиксельных и вершинных шейдеров может реалистично показать поверхность воды и других материалов (стекла , пластика). Очень хороший антиалиасинг.
Но за качество надо платить:
- требуется установка на компьютер пользователя DirectX не ниже 9-ой версии,
- возрастает нагрузка на процессор (70...95 процентов). Устаревший компьютер не подойдет.

Qwest3d - трехмерный движок , который на сегодня обладает самым поражающим качеством визуализации. Вы когда-нибудь плавали под водой в морские пещеры? Я плавал - в Qwest3d. Поверхность воды, отражения и тени на воде, подводный мир, блики и лучи солнца под водой - все это настолько реалистично, что можно заявлять о новом виде исскуства - виртуальном дизайне. Ощущение реальности такое , что становится страшно, когда глядишь в экран компьютера на вздымающиеся волны океана. Все это достигается применением вершинных и пиксельных шейдеров.
Но красота требует жертв - размер сложных сцен довольно великоват для интернета - более от 100 кбайт и выше, достигая нескольких десятков мегабайт. Моделировать надо в 3ds max и потом доводить сцену до ума в Qwest3d, настраивая шейдеры. Применяется новый вид программирования - графическое, что значительно упрощает процесс. И все-таки программировать в Qwest3d гораздо сложнее чем в Cosmos(Deep) Creator или Shockwave3d. Себестоимость работ вQwest3d на порядок выше чем в других движках.
Многие вещи в Shockwave пишутся гораздо быстрее, но в Qwest3d вы имеете гораздо более высокие быстродействие скриптов, размер сцен, качество визуализации .Авторы программы заявляют о возможности отображения в одной сцене до 3,5 миллиона граней (!). Плагин для интернета - 3 мегабайта , встраивается безпроблемно. Требуется установка на компьютер пользователя DirectX не ниже 9-ой версии, и нагрузка на процессор 95 процентов. Изготовитель софта - нидерландская компания Act-3D.

Из всего вышесказанного и примеров показанных здесь работ, становится ясно , что технологии виртуальной реальности - это совершенно новая отрасль науки и техники и возможности их до конца еще не раскрыты. Даже сами изготовители этого софта , далеко не всегда представляют на что способны их творения. Зачастую технологии виртуальной реальности находят весьма неожиданные применения в реальной жизни. И разработчикам трехмерного Интернета надо на полную мощность включать свою фантазию , чтобы в полной мере реализовать и исследовать то , с чем они работают и изготавливать истинно потрясающие воображение пользователей продукты.

Олег Семкин


Читайте также:
Феномен упрямого заказчика
Дизайн не понравился заказчику
Как правильно говорить с заказчиком
Причины отказа заказчика от одобренного дизайна сайта
Особенности работы над затянувшимися проектами
Если заказчик - дизайнер
Общение дизайнера с заказчиком
Как общаться с клиентом









  Rambler's Top100  


Web дизайн и создание сайтов       Пользовательское соглашение

Карта сайта      Наверх