Web Дизайн. Уроки фотошопа, photoshop. Статьи о дизайне. Как создать сайт. Обучение дизайну. Фото. Гламурные галереи
Веб дизайн


Дизайн Форум


Про дизайн и web дизайн




Главная     Галереи Дизайна (29)




  Статьи о дизайне





  Галереи дизайна

Промышленный дизайн, графический дизайн, гламурные картинки, иконки, аватары.

  Помощь Дизайнеру!

Советы по дизайну. Философия, психология и трудовые будни дизайнера.



  Работа со шрифтами. Справочник





В начале 90-х годов, в дизайне ощущалась острая нехватка компьютерных шрифтов как по количеству так и по качеству, однако последнее время эта ситуация резко изменилась. Появилась огромная масса разнообразнейшего шрифтового материала любых стилей, что поставило дизайнера перед другой проблемой - проблемой эстетики выбора. Конечно современный дизайнер не гарантирован от отсутствия хотя бы минимального эстетического уровня у заказчика, но в связи с ростом оформительских возможностей роль дизайнера в подготовке документов возросла, особенно эта тенденция характерна для мира рекламы.

Когда вы собираетесь сделать какой-либо дизайн, точнее первую страницу вашего сайта, вы задумываетесь о всех компонентах в отдельности и об их сочетаемости. Первое, что нужно подобрать с нужной точностью - набор шрифтов, которые будут использоваться. Самое главное - использовать только стандартные шрифты, какими являются: Times New Roman, Arial, Tahoma, Verdana, Sans-Serif, Courier New, сейчас в этот список пробивается еще один - Comic Sans MS. В противном случае, у пользователя может не быть указанного шрифта, и броузер будет использовать стандартные: Times New Roman - для Body, Arial - для таблиц.

Шрифт - комплект знаков определенного рисунка. Несмотря на огромное количество шрифтов, созданных для компьютерных издательских систем, все их можно разделить на четыре группы: шрифты с засечками (антиква - serif), шрифты без засечек (гротески - sans serif), декоративные (decorative) и рукописные (script).


Шрифты с засечками (антиквенные).
Засечки (serif) - горизонтальные элементы окончания основных (иногда соединительных) штрихов имеют самую разнообразную форму: прямоугольную, изогнутую, клювообразную, одностороннюю и т.п.
Справочник по работе со шрифтами

Гротески или рубленные
Это шрифты без зесечек, слабоконтрастные или без контраста.
Справочник по работе со шрифтами

Шрифты свободного стиля
К ним можно отнести декоративные, рукописные, специальные, рекламные и прочие шрифты, которые нельзя отнести к первым двум группам.
Справочник по работе со шрифтами


Терминология

Справочник по работе со шрифтами

Засечки (serif) - это поперечгые элементы на концах штрихов буквы. Шрифты с засечками также называют антиквенными, то есть античными, древними. Дело в том, что впервые подобные элементы у букв применили еще римляне. В шрифтах без засечек отсутствуют завершающие элементы на концах штрихов. Название sans-serif происходит от французского sans - без. Различные исследования показали, что шрифты с засечками читаются легче, так как засечки помогают взгляду передвигаться от буквы к букве, и буквы при этом не сливаются друг с другом. С другой стороны, что буквы без засечек легче читать в шрифтах очень большого или очень малого размера (именно по-этому я выбрал для текстов своего сайта именно шрифт без засечек). Но установить единообразные правила очень сложно (а если точнее практически невозможно), так как кроме начертания огромное значение имеет кегль шрифта, длина строк, интерлиньяж, свободное пространство и даже бумага (при представлении продукции в бумажном виде). А если обратить внимание на то что в последнее время течение моды поставило под вопрос саму удобочитаемость (для привлечения внимания используются причудливые шрифты и различные эффекты их размещения).

Гарнитура шрифта (Type family) - совокупность шрифтов, объединенных общими стилевыми признаками, отличными от других шрифтов, т.е. совокупность начертаний, объединенных общим характером графического построения знаков (пропорциями, наклоном и стилем) и решением их элементов. Некоторые гарнитуры располагают большим количеством начертаний, чем другие. Благодаря этому можно построить весь документ на одной гарнитуре, используя где это необходимо различные варианты начертаний. Примером может служить шрифт Helios который насчитывает около 33 начертаний.

Начертание (Type face) - комплект строчных и прописных знаков, цифр, знаков препинания, спецзнаков и символов. Начертания шрифтов любой гарнитуры отличаются цветовой насыщенностью, пропорциями, контрастностью и наклоном знаков (светлое, полужирное, курсивное или наклонное, нормальное, узкое или широкое).

Контрастность - один из основных признаков шрифта, выраженный отношением толщины соединительных штрихов к толщине основных штрихов знаков. Эта характеристика изменяется от неконтрастных до сверхконтрастных шрифтов.
Справочник по работе со шрифтами

Кегль (size) - величина шрифта в наборе, определяется в пунктах измеренная в типографских пунктах (point или pt): 12 пунктов = 1пике, 6 пик одному дюйму. Кегль - это величина площадки, на которой размещается знак.

Справочник по работе со шрифтами

Насыщенность - шрифта визуально воспринимаемый цвет шрифта, обусловленный изменением толщины основных и соединительных штрихов одноименных знаков в различных начертаниях. Непрерывный ряд начертаний составляют: светлое (light), нормальное (regular, book), полужирное (demi), жирное (bold), темное (heavy), черное (black) и сверхжирное (extra bold).

Пропорции шрифта - показатель изменения ширины одноименных знаков в начертаниях одной гарнитуры. В зависимости от пропорций знаков шрифт может быть узким (condensed), нормальным (normal) и широким (extended). Обычно в комплекте идут шрифты с нормальным начертанием, но большинство программ позволяют менять соотношение высота-ширина шрифта и получать нужный эффект.

Наклон знака определяется углом, который он образует с вертикальной осью.
Справочник по работе со шрифтами

Трекинг расстояние между символами в слове.
Справочник по работе со шрифтами Справочник по работе со шрифтами

первый текст набран с трекингом в 10 единиц, второй с трекингом в -30 Как вы можете заметить первый выглядит растянутым... расстояния между буквами довольно большие (в других шрифтах это можно заметить еще сильнее). Для того чтобы текст был более удобен для чтения и воспринимался целостным иногда следует применять отрицательный трекинг.

Интерлиньяж. Это расстояние между базовыми линиями соседних строк (межстрочное расстояние). Оно измеряется в пунктах и складывается из кегля шрифта и расстояния между строками. Например, кегль 10 пунктов при расстоянии между строками в 2 пункта называют кеглем 10 пунктов при интерлиньяже 12 пунктов. Оно играет практически такую же роль как и трекинг. Т.е. с его помощью вы можете уплотнять строчки текста по вертикали. Иногда это уменьшение позволяет, с одной стороны, уменьшить размер площади занимаемой данным абзацем текста, а с другой стороны, из-за этого уплотнения абзац выделяется на общем фоне (т.к. смотриться более темным). Вообще стараются делать интерлиньяж на 1-2 пункта больше кегля шрифта.

Выключка. Параметр показывающий размещение текста в параграфе. Выключка бывает: по левому краю, по правому краю, по центру, по формату и полная выключка. В зависимости от выбранного типа выключки текст размещается по разному, текст этой статьи набран с выключкой по левому краю.

Каждый шрифт имеет индивидуальный облик, который делает его в большей или меньшей степени подходящим для данной публикации. Уверенный, элегантный, богемный, оригинальный, романтический, дружеский - шрифт может иметь самый разный облик. Возможности практически безграничны, вам только нужно определить какое впечатление вы хоите произвести и выбрать подходящий для этого шрифт. Необходимость выбора из большого числа шрифтов может напугать начинающего. Но не стоит бояться, приглядывайтесь к тому какие шрифты используют ваши коллеги, создайте шрифтовой каталог шрифтов имеющихся в вашем распоряжении, выберите 2-7 шрифтов которые наиболее вам симпатичны и пользуйтесь ими. Постепенно добавляйте в вашу гарнитуру новые начертания, разнообразте свой стиль. Как верно замечено, существует два вида шрифтов - те с которыми вы умеете работать и те с которыми не умеете.

Немаловажным для удобства восприятия информации оказывается цветовое соотношение текста и фона. Если предполагается передача клиенту достаточно большого объема информации, то с точки зрения удобочитаемости, желательно чтобы текст был выполнен темным цветом на светлом фоне и быть достаточно контрастным. Применение ярких подложек под текст (задний фон) является сильным выразительным средством, но необходимо помнить, что читать текст по яркому, а тем более пестрому, фону трудно, а иногда просто невозможно, так как символы теряются в пестроте подложки.

Одним из показателей удобочитаемости является ширина строки документа. С появлением мониторов поддерживающих большое разрешение экрана стало возможно "укладывать" в одну строку до нескольких сотен знаков, однако строка "идеальной ширины" должна умещать порядка 50-70 знаков. При их большем количестве скорость чтения замедляется и утомляемость наступает значительно быстрее.

При создании некоторых проектов следует учитывать, что удобочитаемостью можно иногда пожертвовать в пользу определенных стилевых и эстетических решений. Это в первую очередь относится к созданию сайтов-плакатов, выполняющих например рекламные функции. Такой "плакат" должен привлекать внимание, какие бы "аморальные" средства для этого не использовались, вплоть до полного поругания удобочитаемости.


Смотрите также:
Использование шрифтов
Шрифт как искусство
История шрифта









  Rambler's Top100  


Web дизайн и создание сайтов       Пользовательское соглашение

Карта сайта      Наверх