Web Дизайн. Уроки фотошопа, photoshop. Статьи о дизайне. Как создать сайт. Обучение дизайну. Фото. Гламурные галереи
Веб дизайн


Дизайн Форум


Про дизайн и web дизайн




Главная     Галереи Дизайна (29)




  Статьи о дизайне





  Галереи дизайна

Промышленный дизайн, графический дизайн, гламурные картинки, иконки, аватары.

  Помощь Дизайнеру!

Советы по дизайну. Философия, психология и трудовые будни дизайнера.



  Как использовать шрифт




Шрифты и их разделение по графической основе

Шрифтом в широком смысле называют весь ассортимент наборных материалов (как печатающих, так и пробельных), применяемых в типографиях. В узком же смысле шрифтом называют комплект литер определенного алфавита с относящимися к ним знаками препинания и цифрами. В это понятие могут входить комплекты разных начертаний и разных кеглей.

По графической основе типографские шрифты обычно подразделяют на три большие группы:
- шрифты на русской графической основе - это шрифты, в основе которых лежит русский алфавит; добавление отдельных особых знаков к русскому алфавиту позволяет набирать тексты на многих языках народов бывшего СССР (например, украинском, белорусском, узбекском и десятках других), а также на некоторых иностранных языках, в частности на болгарском и македонском;

- шрифты на латинской графической основе - это шрифты, в основе которых лежит латинский алфавит; добавлением отдельных акцентированных и особых знаков к нему достигается возможность выполнения набора на многих иностранных языках (немецком, французском, испанском, чешском и т. п.) и на некоторых языках народов бывшего СССР, в частности на эстонском, латышском, и литовском;

- шрифты особых графических основ - это шрифты со специальными графемами знаков, используемые при наборе на родственных языках небольшой группы (например, арабский шрифт), а чаще всего на каком-то одном языке, в частности армянский, грузинский, греческий, готический и многие другие шрифты.

В изданиях на русском языке достаточно часто встречаются шрифты на русской и латинской графических основах, а также отдельные знаки шрифтов греческого и готического.

Алфавитом называется графическая форма определенной системы буквенно-звукового письма. Первый алфавит буквенно-звукового письма создан финикийцами в XI в. до н.э., греческий - в VIII-VII вв. до н.э., латинский - в III в. до н.э. Славянский алфавит создан Кириллом и Мефодием в IX в. н.э. Каждая система письма имеет свои графические формы - шрифты. Специфика языка определяет число знаков в алфавите.



Кегль шрифта

Кегль - основной размер, характеризующий шрифт, т. е. размер литер, шпаций и других наборных материалов, измеряемый в направлении высоты полосы набора.

Если рассматривать отдельную литеру, то кегль - это расстояние между ее передней (сигнатур-ной) и задней стенками. Кегль всегда измеряют в типографской системе мер: в пунктах - для текстовых шрифтов и мелких пробельных материалов (шпации, квадраты, шпоны и реглеты), в квадратах - для крупных афишно-плакатных шрифтов и крупных материалов (бабашки, марзаны).


Основные единицы типографской системы мер и их соотношение с единицами метрической системы

В полиграфии наряду с метрической используется типографская система измерений. Эта система была разработана в 1785 г. французом Дидо, поэтому и систему измерений часто называют системой Дидо. В основу типографской системы положен французский дюйм, так как во время ее разработки еще не была принята метрическая система. Впоследствии попытка привести типографскую систему измере-ний в соответствие с метрической не увенчалась успехом, так как, во-первых, для этого пришлось бы заменить все наборные материалы и часть деталей в печатных машинах, а во-вторых, проблематично, потому что самая мелкая единица метрической системы (миллиметр) слишком крупна для типограф-ских измерений

Основными единицами типографской системы мер являются 1 пункт (1 п.), равный 1/72 фран-цузского дюйма, 1 цицеро (1 циц.), содержащее 12 п., и 1 квадрат (1 кв.), содержащий 4 циц. или 48 п.
1 п. = 1/2660 м = 0,3759 мм ~0,376 мм
1 циц. = 4,512 мм ~ 4,5 мм
1 кв. = 18,048 мм ~ 18 мм

При компьютерном наборе используется англо-американский типографский пункт (point), равный 0,3528 мм. Для перевода англо-американской системы измерений в типографскую пользу-ются соотношением: 1 points=0,9348 п.; 1 п.=1,0697 points. Более крупная единица 1 пика (pica) рав-на 12 п. (~4,22 мм).





Единицы типографской системы, мер применяемые для обозначения кегля.

В типографской практике размеры шрифта по кеглю обозначают числом пунктов или соответствующей единицей типографской системы мер, содержащей данное число пунктов. При наборе текстов, таблиц, формул наиболее широко применяют шрифты следующих кеглей: Цицеро - кегль 12 п.

Именно шрифтом этого размера (цицеро) некогда впервые были набраны знаменитые речи Цицерона, и он рекомендован как один из наиболее удобочитаемых.

Корпус - кегль 10 п.
Боргес (гражданский) - кегль 9 п.
Петит (маленький) - кегль 8 п.
Нонпарель (несравненный) - кегль 6 п.

Значительно реже (лишь в специальных видах изданий или для заголовков) применяют следую-щие шрифты (по кеглю):
Бриллиант (четверть цицеро) - кегль 3 п.
Диамант (полупетит) - кегль 4 п.
Перл (жемчуг) - кегль 5 п.
Миньон (любимый) - кегль 7 п.
Миттель (средний) - кегль 14 п.
Терция (одна треть квадрата) - кегль 16 п.
Текст - кегль 20 п.

Шрифтом этого размера (текст) был набран текст библии Гутенберга, одной из первых печатных книг.


Ширина литеры или шпации.

Шириной литеры, шпации и других наборных материалов называют их размер, определяемый в направлении ширины полосы набора. Если рассматривать отдельную литеру, то ее шириной можно на-звать расстояние между боковыми стенками.


Плотность и насыщенность шрифта.

Плотность шрифта определяется отношением ширины знаков типа "н", "п", "и" строчных к их высоте (в процентах), для нормальных шрифтов кг. 10 п. это отношение колеблется от 60 до 85%. Насыщенность шрифта определяется отношением толщины основного штриха знаков к высоте строчных букв; для светлых шрифтов кг. 10 п. это отношение должно быть не более 23 %.


Группы стандартных шрифтов по характеру их графического оформления

Шрифты по характеру их графического построения (контрастность, размер и форма засечек) раз-делены на шесть основных групп:
- рубленые шрифты - малоконтрастные, не имеющие засечек
- шрифты с едва наметившимися засечками - среднеконтрастные, с несколько утолщенными концами вертикальных штрихов
- медиевальные - с умеренной контрастностью и небольшими засечками, близкими по форме к треугольнику; оси округлых букв с небольшим наклоном
- обыкновенные шрифты - с контрастными штрихами и тонкими длинными засечками, соеди-няющимися с вертикальными штрихами под прямым углом; оси округлых букв вертикальны
- брусковые шрифты - малоконтрастные, с длинными утолщенными засечками в форме брусков, соединенными с основными штрихами под прямым углом с едва заметными закруглениями
- новые малоконтрастные шрифты - с длинными утолщенными засечками, имеющими закруг-ленные концы и соединенными с основными штрихами под прямым углом с небольшими закруглениями

Шрифты, рисунок которых сильно отличается от рисунка перечисленных групп шрифтов, объединяются в дополнительную группу.


Гарнитура шрифта

Гарнитурой называют комплект шрифтов различных размеров, начертаний и плотности, но оди-наковых по характеру рисунка. Каждая гарнитура шрифтов имеет исторически сложившееся название (Литературная, Обыкновенная, Академическая и др.), характеризующее назначение шрифта (например, Журнальная рубленая, Газетная рубленая, Букварная, Школьная и др.), или названная по фамилии художника - автора шрифта (например, Банниковская гарнитура, гарнитура Кузаняна, гарнитура Телинга-тера и др.).
В группу рубленых шрифтов входят стандартные гарнитуры: Журнальная рубленая, Газетная рубленая, Древняя, Рубленая, Плакатная, Букварная, Агат.
В группу обыкновенных входят стандартные гарнитуры: Обыкновенная новая, Обыкновенная, Северная, Елизаветинская, Бодони книжная, Кузаняна, Байконур.
В группу брусковых входят стандартные гарнитуры: Балтика, Брусковая газетная, Реклама, Хо-менко. В группу шрифтов с едва наметившимися засечками входят Акцидентная Телингатера и Октябрьская гарнитуры.
В группу новых малоконтрастных шрифтов входят гарнитуры: Новая газетная, Школьная, Бажа-новская, Журнальная, Академическая, Пискаревская, Кудряшевская словарная, Кудряшевская энцикло-педическая, Баченаса, Новая журнальная и Малановская.
В группу медиевальных шрифтов входят стандартные гарнитуры: Литературная, Заголовочная газетная, Банниковская, Лазурского и Ладога.
Дополнительная группа включает одну стандартную гарнитуру - гарнитуру Рерберга.

Универсальных шрифтов не существует. Мнимую универсальность придает им или элементарная шрифтовая бедность, или отношение к ним как к обычным носителям информации. Нельзя использовать в наборе стихотворных произведений шрифты, предназначенные для набора газет или словарей, а в газетах или словарях - шрифты для набора монографий по искусству или академических изданий.


Как разделяют шрифты по их назначению

В зависимости от наиболее характерного применения шрифтов той или иной гарнитуры, того или иного начертания или кегля все шрифты условно подразделяют (независимо от ранее рассмотренной классификации) на текстовые, выделительные, титульные, акцидентные и афишно-плакатные. Для набора книжно-журнальных изданий наибольшее применение находят текстовые и выделительные шрифты (как правило, до кг. 12), для набора заголовочных элементов - титульные шрифты, для объяв-лений и особых частей изданий - иногда акцидентные шрифты.


Группы шрифтов по назначению

Книжные гарнитуры: Академическая, Литературная, Журнальная Рубленая, Банниковская, Байконур, Балтика, Хоменко, Лазурского, Тип Таймс, Тип Бодони, Мысль.

Газетные гарнитуры: Новая газетная, Газетная рубленая, Брусковая газетная, Агат, Древняя, Малановская, Заголовочная газетная, Звездочка, Норма.

Журнальные гарнитуры: Журнальная рубленая, Журнальная, Баченаса, Балтика, Бажановская, Титульная, Кузаняна, Пискаревская.

Гарнитуры для словарей и справочников: Кудряшевская энциклопедическая, Кудряшевская словарная.

Детские гарнитуры: Школьная, Букварная.

Рекламные и акциндентные гарнитуры: Рубленная, Реклама, Кузаняна, Акцидентная Телингатера, Плакатная, Каллиграфическая, Парсек, Астра, Сувенир, Платан, Арбат, Информ, Гранит, Декор, Электрон, Лидия и др.


Начертания шрифтов

Шрифты одной гарнитуры могут иметь самые различные начертания, их разделяют:

по наклону очка - прямые, курсивные и наклонные начертания (курсив в определенной степени имитирует рукописный шрифт, наклонный шрифт повторяет рисунок прямого, но с наклоном основных штрихов). У шрифтов курсивного и наклонного начертания основные штрихи наклонены вправо примерно на 15%;
по плотности очка - нормальное, узкое, сверхузкое, широкое и сверхширокое начертания (на-пример, для кг. 10 п. плотность нормальных шрифтов - 60-80, узких - 45-60, сверхузких - менее 45, широких - 85-105, сверхшироких - более 105%);
по насыщенности шрифта - светлое, полужирное и жирное начертания (например, для шрифта кг. 10 п. насыщенность светлого шрифта - 23, полужирного - 23-34, жирного - более 34%).

Основной текст в книгах и журналах чаще всего набирают шрифтами прямого нормального светлого начертания, используя при этом другие начертания для выделений. Однако, имеются многочисленные исключения: так, в журнальной продукции часто многие статьи набирают полужирным шрифтом, в компактных изданиях используют узкие шрифты и т. д.

Желательно соблюдать единство оформления, т.е. использовать не слишком большое количество шрифтов и набирать весь материал одним кеглем. Иначе, например, если одна статья издания набрана кеглем 9 на 11, а другая - 8 на 10, то издание будет восприниматься как сборник надерганных из разных источников материалов.


Удобочитаемость и используемый шрифт

Скорость восприятия отдельных знаков и текста в целом при чтении определяет удобочитаемость шрифта. Удобочитаемость зависит практически от всех параметров шрифта: гарнитуры, кегля и начертания; от параметров набора: формата строк и интерлиньяжа; а также от квалификации читателя. Например, текст, набранный шрифтом крупного кегля Рубленой и Обыкновенной гарнитур, при побуквенном и послоговом чтении будет обладать высокой удобочитаемостью, однако при пословном чтении и уменьшении кегля шрифта удобочитаемость этих гарнитур снижается из-за сходства начертания ряда букв (с, е; з, в; н, и, к).

Шрифт же литературной гарнитуры обладает хорошей удобочитаемостью во всех кеглях. Для подготовленного читателя лучшей удобочитаемостью характеризуется шрифт прямого нормального светлого начертания, гарнитур: Банниковской, Новой газетной, Журнальной и Школьной. Использование шрифта большого кегля и большой ширины улучшает удобочитаемость, поэтому нежелательно с целью увеличения емкости набора увлекаться уменьшением ширину литер. Шрифты с более широким очком одного и того же кегля имеют лучшую удобочитаемость, например шрифт Кудряшевской словарной гарнитуры (разработанный специально для издания БСЭ) кг. 8 п., обладает при-мерно такой же удобочитаемостью как шрифт Академической гарнитуры кг. 10 п. Соотношение ширины и высоты очка букв также влияет на удобочитаемость. Оптимальное со-отношение 3/4.

Увеличение интерлиньяжа улучшает удобочитаемость, но уменьшает емкость полосы набора (т. е. число знаков на полосе). Размер междусловных пробелов также влияет на удобочитаемость, рекомендуемая величина междусловного пробела от 1/2 до 3/4 кегля шрифта. На удобочитаемость влияет также соотношение кегля шрифта и формата строк. Например, при наборе текста шрифтом кг. 16 п. наиболее удобочитаема стро-ка форматом от 7,5 кв. и более; при наборе текста шрифтом кг. 10 п. удобнее читать строку форматом 4-6,5 кв., а при наборе кг. 8 п. - 3-4 кв. Поэтому в газете форматы строк наименьшие, а в книгах для детей, набранных крупным шрифтом, наибольшие.

Чтобы просмотреть начертания знаков шрифта, а также его удобочитаемость можно использовать фразу "Съешь ещё этих мягких французских булок, да выпей чаю", которая содержит все буквы русского алфавита кроме "Ж". Кстати именно эта фраза используется в панели управления Windows при предварительном просмотре шрифтов.


Смотрите также:
Шрифт как искусство
История шрифта
Справочник по работе со шрифтами









  Rambler's Top100  


Web дизайн и создание сайтов       Пользовательское соглашение

Карта сайта      Наверх