Web Дизайн. Уроки фотошопа, photoshop. Статьи о дизайне. Как создать сайт. Обучение дизайну. Фото. Гламурные галереи
Веб дизайн


Дизайн Форум


Про дизайн и web дизайн




Главная     Галереи Дизайна (29)




  Статьи о дизайне





  Галереи дизайна

Промышленный дизайн, графический дизайн, гламурные картинки, иконки, аватары.

  Помощь Дизайнеру!

Советы по дизайну. Философия, психология и трудовые будни дизайнера.



  Описание герба в геральдике




Описание герба

Французское название геральдики - "blason" - предположительно происходит от немецкого "blasen" - трубить в рог. От слова "blasen" происходит и французское "blasonner", немецкое "blasoniren", английское "blazon", испанское "blasonar" и русское слово "блазонировать" - то есть описывать герб.

Герольды создали для описания гербов особый жаргон, основанный на старофранцузском языке и средневековой латыни. Большая часть геральдической терминологии обозначается квазифранцузскими, устаревшими словами, но некоторые геральдические термины настолько витиеваты, что кажутся нарочно разработанными для озадачивания непосвящённых. Некоторые выработанные герольдами специальные термины приведены в этой статье. И хотя многие - явно французского происхождения, искать их во французском словаре бесполезно. Не поможет обычный словарь и в переводе классического описания герба. В английском языке, например, геральдическое название золота - or - идентично слову "или", так что для человека, незнакомого со специальной геральдической терминологией, смысл такого описания останется непонятным.

Дело в том, что от герольдов требовалось быстро и предельно кратко, в несколько слов, описать герб, но при этом формулировка не должна была допускать никаких разночтений.

В первое время, когда гербов было немного, а сами они были довольно простыми, особых сложностей с их устным или письменным описанием не возникало. Ситуация изменилась, когда количество гербов резко возросло, а изображения на них стали более изощрёнными. Особенно сложно стало описывать многочастные гербы, сложившиеся в результате наследования, и содержащие множество деталей. Особенность геральдического языка состоит в том, что классическое описание герба представляет собой одну фразу, составленную почти исключительно из специальных терминов, называемых в определённом порядке, а вспомогательные слова и знаки препинания в ней для краткости опущены. На первый взгляд эта фраза представляется бессмысленным набором несуществующих слов. Такую фразу почти невозможно дословно перевести на русский язык. Во всяком случае, осмысленный перевод увеличит её объём в несколько раз, лишив основного преимущества - краткости.

Обширная геральдическая терминология содержит названия не только основных моментов, но и большого числа важных и интересных нюансов. Очень часто один термин обозначает целое понятие. Например, термин "interfretted" применяется к любым объектам, связанным вместе, таким как переплетённые полумесяцы или ключи, а термин "interchangeably" обозначает три объекта, расположенных особым образом, например, три рыбы, когда голова центральной из них находится между хвостами соседних; три стрелы или три меча, уложенных так же. При описании сложной ситуации это позволяет употребить термин сразу вместе с названием объектов, к которым он относится, что даёт очень значительную экономию. Кроме того, в английском языке зачастую не найти точных и кратких слов, которыми можно было бы заменить геральдический жаргон (в той же мере это относится и к русскому языку).

Геральдический глоссарий обычно включает около 800 терминов, необходимых прежде всего для точного устного описания герба, или для воссоздания герба по устному описанию, что вряд ли понадобится предполагаемому читателю, особенно если он будет иметь дело с российскими гербами. Европейские термины весьма любопытны, но их трудно применить к русской геральдике, которая этим языком не пользуется. И всё же там, где было возможно, автор, рассматривая какое-либо геральдическое понятие, старался использовать терминологию, взятую из западноевропейской геральдики (а именно английской) вместе с аналогичной из русской, поскольку в основе данной статьи лежат две дисциплины - западноевропейская геральдика и русская геральдика, являющаяся упрощённым вариантом первой (упрощённым потому, что русская геральдика, в течение двухсот с лишним лет существования накопившая сравнительно небольшое число гербов, не только отвергла традиционный условный язык западных герольдов, заменив, что вполне естественно, всю терминологию собственной, но и отказалась за ненадобностью от многих, хотя бы и второстепенных, элементов западной геральдики).

Описание герба всегда начинается со щита. Сначала, если щит многочастный, описывается главное деление щита, а потом отдельно описывается каждая его часть в определённом порядке. В первую очередь описывается поле, затем - геральдические фигуры в соответствии с их иерархией, и фигуры негеральдические. Шлем - следующая деталь, о которой должно быть сказано, но, поскольку это неотъемлемая часть герба, о нём обычно умалчивают. Хотя шлем и не упоминается в письменных описаниях, он всегда должен быть показан на рисунке герба. Тем не менее, из-за отсутствия данных о шлеме в документах, на некоторых изображениях шлема нет вообще, а навершие показано висящим в воздухе над щитом, так как оно упоминается обязательно.

Как и шлем, бурлет или венок обычно не упоминается, так как считается само собой разумеющимся, что он присутствует в гербе.
Мантия, или lambrequin (ламбрекен) - принадлежность гербов высшей аристократии, упоминается при полном описании герба, но не тогда, когда герб описывается в общих чертах. Щитодержатели и основание встречаются только в нескольких привилегированных классах владельцев гербов. В описаниях щитодержатели упоминаются после навершия. Основание обычно не описывается, но иногда отмечается особо, когда оно содержит важные или примечательные детали.





Цвета

Ограничение набора цветов в геральдике продиктовано практическими соображениями. Герб служил прежде всего военным опознавательным знаком, который должен был хорошо различаться на расстоянии. Его окраска должна была быть яркой и контрастной. Последний принцип зафиксирован в важном правиле, гласящим, что эмаль может наноситься только на металл, а металл - только на эмаль (меха и краски могут помещаться как на эмалях, так и на металлах). Возможно также, что в полевых условиях, когда требовалось нанести на щит изображение герба, доступны были лишь самые простые, натуральные краски, дающие основные цвета. Кроме того, такая система легче всего поддавалась стандартизации. Надо заметить, однако, что это правило часто нарушалось.

Исключением из правила является случай, когда когти, язык, глаза или клюв животного окрашивается в другой цвет, нежели остальное тело (такое животное называется вооружённым), и попадает на поле щита, окрашенное в аналогичный цвет.

Для того чтобы можно было отображать геральдические цвета на гравюрах, то есть в чёрно-белом изображении, с XVII века была принята система Сильвестра Петра-Санкта, так называемая шафировка. Этот итальянский герольд предложил графически отображать цвета с помощью линейной штриховки (далее в тексте эта система приводится).

Геральдические цвета разделяются на металлы, меха и финифти (эмали или тинктуры).


Металлы


Металлы Металла всего два - золото и серебро. Там, где золотую или серебряную краски применить нельзя, золото изображается жёлтым цветом, а серебро - белым. Графически золото показывается точками, а серебро не имеет графического эквивалента и обозначается пустым пространством.







Меха

Меха тоже два - горностаевый и беличий. Традиция использовать в геральдике меха происходит, вероятно, от древнего обычая обивать щиты мехом животных.

Горностаевый мех условно изображается в виде чёрных крестиков (крапинок), уширенных к низу, на серебряном поле, или, более натуралистично, чёрными хвостиками на серебряном поле с текстурой меха. Горностаевый мех бывает трёх видов: ermine - белая область с чёрными крапинками; ermines - чёрная область с белыми крапинками (противогорностаевый); erminois - золотая область с чёрными крапинками. Имеется также pean (кожа) - изображаемый чёрной областью с золотыми крапинками.

Беличий мех или мех голубой (серой) белки условно изображается белыми и голубыми щитовидными фигурами, расположенными попеременно (это объясняется особенностью расцветки белки, мех которой был серо-голубым на спине и белым на брюшке, так что, когда шкурки сшивались, тёмный мех чередовался с белым). Беличий мех, как и горностаевый, может быть "противобеличьим", и показываться обратной (негативной) расцветкой. Разновидность беличьего меха - "potent", который изображается не щитообразными, а Т-образными чередующимися фигурами.


Типы мехов

Ermine (горностай) Ermine Ermines (противогорностаевый) Ermines Erminois (горностаевый) Erminois
Pean (кожа) Pean Vair (беличий) Vair Contvair (противобеличий) Countervair
Vairenpoint (беличий) Vair en point Vairinpale (беличий) Vair in pale Vairy (беличий) Vairy
Contvairy (противобеличий) Countervairy Vairyenpoint (беличий) Vairy en point Vairyinpale (беличий) Vairy in pale
Potent (беличий) Potent Contpotent (противобеличий) Counterpotent Potentenpoint Potent en point
Papellone (чешуя) Papellone Plumete (перья) Plumete

Самые распространённые меха - Ermine (горностай) и Vair (белка). За исключением Potent, разновидности беличьего меха редки, так же, как и Papellone (чешуя) и Plumete (перья).

Русская геральдика использует только два меха - горностаевый и беличий (включая их "негативные" варианты).


Финифти (тинктуры, эмали)

Финифти

Главных геральдических финифтей (тинктур, эмалей) пять:

Гюльз, Gules (красный, червлёный) - графически изображается вертикальными линиями. Получался смешиванием сурика и киновари.

Лазурь, Azure (голубой) - графически изображается горизонтальными линиями. Получался смешиванием кобальта и ультрамарина.

Верт, Vert (зелёный) - в континентальной Европе называемый sinople - графически изображается диагональными линиями геральдически справа (из левого верхнего угла в правый нижний). Получался смешиванием хрома и растительной зелени.

Пурпур, Purpure (пурпурный) - графически изображается диагональными линиями геральдически слева (из правого верхнего угла в левый нижний). Получался смешиванием кармина и розового лака. Пурпур изображался лиловым и лилово-красным, тёмно-синим и другими оттенками синего. Это связано с тем, что натуральную пурпурную краску добывали из двух разных видов раковин в Средиземном море. Один давал тёмный, фиолетовый оттенок, а другой - так называемый тирский пурпур - огненно-красный.

Траур, Sable (чёрный) - графически изображается пересекающимися горизонтальными и вертикальными линиями. Наносился жжёной слоновой костью.

В геральдике есть также несколько редких тинктур, вошедших в употребление с 1600 года: Murrey, Sanguine, Tenne и Orange, причём в некоторых источниках Murrey отождествляется с Sanguine, а Tenne с Orange. Есть разночтения и в их графическом обозначении.

Murrey (багрово-пурпурный) который графически показывается пересекающимися правыми и левыми диагональными полосами;

Sanguine (тёмно-кровяной) пересекающимися горизонтальными линиями как лазурь и диагональными линиями геральдически справа как зелень.

Tenne (краснобуро-оранжевый) который показывается пересекающимися диагональными линиями геральдически справа как зелень и вертикальными линиями как червлень (или диагональными линиями геральдически слева, как пурпур, и горизонтальными линиями, как лазурь).

Orange (оранжевый) - вертикальными пунктирными линиями.

А также:

Bleu-celeste (небесно-голубой);

Brunatre (коричневый);

Cendree (пепельный);

Rose (розовый),

Все эти тинктуры классифицируются как краски, "натуральные цвета", и не принадлежат ни к финифтям, ни к металлам, ни к мехам. Они не имеют графических эквивалентов, и на чёрно-белом рисунке показываются заштриховкой и затенением. В западноевропейской геральдике, когда речь идёт о фигуре, окрашенной натуральными цветами, всегда применяется термин "proper".

В описании герба цвет называется строго определённо, независимо от его оттенка на рисунке. В геральдических правилах ничего не сказано об оттенках цветов, так как эту область невозможно регламентировать (разные художники, изображающие герб по стандартному описанию, один и тот же цвет могут отобразить по-разному). Поэтому художник волен выбирать оттенки на свой вкус.

Кроме всего перечисленного существует также "дамасцировка" (diapered) - тонкий, как будто гравированный узор, покрывающий поле щита, или напоминающий тонкую узорчатую ткань, натянутую на щит. Идея, как предполагается, заимствована с льняных тканей города Ипр. Это скорее декоративный приём, формально не являющийся геральдическим элементом.


Символика цветов

Можно предположить, что только самые первые гербы несли произвольно взятые изображения, не наделённые каким-то особым смыслом. Но в проникнутую духом мистицизма эпоху средневековья, когда даже в элементарных вещах старались разглядеть скрытый смысл, некое божественное откровение, цветам, как и другим геральдическим элементам, начали придавать конкретное символическое значение. Поскольку нет жёсткой системы, способной помешать каждому желающему вкладывать в геральдические цвета какой угодно смысл, вполне естественно, что существует множество разнообразных толкований, предлагаемых разными источниками.

Итак, золото - король металлов - символизирует знатность, могущество и богатство, а также христианские добродетели - веру, справедливость, милосердие и смирение.

Серебро символизирует благородство, откровенность, а также чистоту, невинность и правдивость.

Красный цвет означает храбрость, мужество, любовь, а также кровь, пролитую в борьбе.

Лазурь означает великодушие, честность, верность и безупречность, или просто небо.

Зелень символизирует надежду, изобилие, свободу и радость, но может и просто означать луговую трав.

Пурпур означает благочестие, умеренность, щедрость и верховное господство.

Чёрный цвет - символ осторожности, мудрости, постоянства в испытаниях, а также печали и траура.

Мех, в соответствии со средневековыми нормами, мог использоваться только королевскими и дворянскими семействами в знак их исключительности и превосходства. Впрочем, в наши дни горностаевая шуба отражает ту же идею.

Смотри также:
Геральдика

e-book "The Middle Ages"








  Rambler's Top100  


Web дизайн и создание сайтов       Пользовательское соглашение

Карта сайта      Наверх