Web Дизайн. Уроки фотошопа, photoshop. Статьи о дизайне. Как создать сайт. Обучение дизайну. Фото. Гламурные галереи
Веб дизайн


Дизайн Форум


Про дизайн и web дизайн




Главная     Галереи Дизайна (29)




  Статьи о дизайне





  Галереи дизайна

Промышленный дизайн, графический дизайн, гламурные картинки, иконки, аватары.

  Помощь Дизайнеру!

Советы по дизайну. Философия, психология и трудовые будни дизайнера.



  Процесс восприятия окружающей действительности





Я смотрю на свой стол. Монитор, системный блок, клавиатура, мышь, принтер, сканер. А это - коробки с дискетами, авторучка, пульт от телевизора. Ага, вот оно. Сигареты. Ну пора бы и покурить.

И такое происходит ежесекундно, ежечасно в течение всей нашей жизни. Мы смотрим, видим, осознаем и принимаем решения. А почему мы осознаем, что это сигареты? Ведь не каждый раз при взгляде на пачку мы идем курить. Иногда мы ее просто не замечаем. Да вот, такую красненькую яркую пачку. Взгляд проходит по ней, но не видит ее.

Или, скажем, сидим мы на футбольной трибуне. Иванов (Петров) забил гол. А где он? Издалека разве увидишь. А, вот этот маленький, кругленький, с кривоватыми ножками... видишь, как побежал. Да и дриблинг у него классный. Это и есть Иванов? С кривыми ножками?... Ну теперь-то мы его где хошь узнаем.

А все ли люди с кривыми ногами - футболисты? А сколько среди них Ивановых?

Этапы восприятия

  1. Включение, начало. Тот момент, когда объект попадает в поле нашего зрения, фокусируется хрусталиком на сетчатку (первые сигналы). Понятно, что нормальными единицами времени этот шаг (как и вес процесс) не измерить. Что-то на уровне скорости света.
    Суть процесса определяется активной работой сетчатки, активизацией движения хрусталика и фокусировки при помощи зрачка. Идет физиологическая настройка системы восприятия на объект на уровне безусловных рефлексов

  2. Накопление базовой информации. Полное (достаточное на данном этапе) отображение суммы сигналов от объекта на сетчатке глаза. При достаточно удачной настройке системы восприятия (это попросту наш глаз) и при активной работе получается достаточно устойчивый набор информации от суммы тех самых палочек и колбочек

  3. Передача информации. В ход включается зрительный нерв, канал, передающий информацию к рецептору. Скажу прямо, пока мы ничего не видим. Это вроде как телефонная линия от передатчика информации к приемнику

  4. Прием информации рецептором. Все. Сигнал дома, в мозгу. Пора бы и мозгу им заняться. От первичных зон мозга, непосредственно связанных с рецептором, сигнал распространяется дальше, подключая все новые и новые зоны

  5. Исследование сигнала мозгом. Тот этап, когда происходит просто оценка сигнала на уровне качества сигнала - гармония, дисгармония, пятна, ритм, цвет... МОЗГ УВИДЕЛ ИЗОБРАЖЕНИЕ, хотя правильнее - мозг принял к сведению сумму сигналов. На этом этапе мозг принимает решение, стоит ли заняться исследованием этого объекта или переключить внимание на другой объект. Происходит оценка сигнала на уровне защиты, активности, агрессивности сигнала, то есть мозг определяет свое полюбовное отношение к этому сигналу, еще не понимая, что это за объект. Анализ суммы сигналов

  6. Классификация сигнала на абстрактном уровне. Мозг начинает активно трудиться над определением объекта на уровне определения общего типа. Маленький, ярко-красный, прямоугольный, с буковками (хотя пока еще не понимает, что это именно буковки, а не кляксы от пролитого молока). Определение происходит на уровне схемной классификации. Пик процесса абстрагирования сигнала (правильнее, суммы сигналов)

  7. Классификация объекта на объектном уровне. Процесс работы в самом разгаре. Мозг включает в дело все новые и новые зоны, участки памяти, хранящие информацию об объектах, имеющих похожие характеристики на абстрактном уровне. Идет поиск объектной информации о предметах, тождественных на абстрактном уровне, сравнение имеющейся информации с полученной абстрактной информацией об изучаемом объекте. После мгновенной, но колоссальной по объему работы, мозг выдает заключение - ЭТО ПАЧКА СИГАРЕТ. Произведена визуализация и классификация объекта. Она может быть полной и поверхностной, а то и вообще ошибочной. Ведь абориген, не видевший сигарет ни разу в своей жизни, не сможет классифицировать правильно. Ему просто не с чем сравнивать

  8. Принятие решения о продолжении или прекращении исследования объекта. Тут мы можем говорить уже о разуме или сознании, потому как происходит уже сознательный выбор на уровне мышления, пусть даже все еще незаметный для нашего мозга. Если вы не курите, у вас мало информации на эту тему, у курящих ее больше, у специалистов по производству и продаже сигарет - ее масса, причем часто уникальной. Тренер футбольной команды и просто болельщик на данном уровне пользуются совершенно разной информацией о нашем Иванове, хотя наблюдают, в принципе, одно и то же. На данном этапе они оба видят просто человека с кривыми ногами в футбольной форме. (Вот прицепился к объекту...:o). Вообще, это очень важный этап в процессе нашего восприятия. Он работает как сито, отсеивая ненужную или невыразительную информацию в самом начале процесса восприятия. В огромном манеже с тысячами картин именно на этом этапе отсеются основные проценты пусть даже достойных, но не броских или слабых по абстрактной схеме картин. Именно на этом этапе реклама мучает нас громким звуком, красно-желтыми упаковками, взрывными эффектами и прочим своим арсеналом. И после него мозг занимается не просто разглядыванием, а изучением того, что он сам же и выбрал, благодаря своей системе классификации на абстрактном и объектном уровнях (предыдущий опыт восприятия аналогичных объектов с вложенными оценочными характеристиками)

  9. Отождествление и индивидуализация объекта. Понятно, что это все будет происходить только после успешного прохождения восьмого этапа. Начинается более тщательное изучение объекта, его индивидуальных признаков (отличающих его от аналогичных объектов в этой группе)

  10. Включение объекта в базу данных нашего визуального опыта. Классифицированный объект запоминается и со всеми исследованными признаками запоминается нашим мозгом. Впоследствии его признаки будут использоваться при визуализации других объектов

  11. Наделение этого объекта определенными субъективными характеристиками. Определяется наше отношение к этому объекту, и в системе нашего восприятия он превращается в субъект

  12. Фаза принятия окончательного решения по визуализации этого объекта в данном цикле. Либо объект будет оставлен (будучи занесенным в нашу память), либо будет начат новый цикл более полного, творческого изучения объекта на уровне его предназначения, функций и других характеристик. Вторая критическая точка в процессе восприятия объекта
Почему важно знание сути этого первого цикла восприятия для художников и дизайнеров? Потому, что именно на этом этапе вырабатывается эмоциональное отношение к объекту, на уровне подсознания вырабатывается оценка объекта на уровне ПРИНЯТИЯ ИЛИ НЕПРИЯТИЯ. Объекты, не получившие "удовлетворительную оценку" либо забываются, либо вносятся в графу "отторжение". И начинать построение своей композиции следует именно с этого уровня.

Если вы видели форэскизы художников, то обращали внимание на обобщенность форм, отсутствие второстепенных деталей. Обычно в таких набросочных эскизах и определяются схемы, массы, соотношения и композиционные принципы для воплощения замысла.


Вариант эскизного решения темы с общими массами, отсутствием деталей, но с реализацией основной мысли.


Окончательный вариант с более тщательной проработкой деталей. Как видите - основное впечатление осталось прежним, просто добавляются новые уровни исследования объекта и получения дополнительной, более точной информации и впечатления.

Итак, мы объект увидели, осознали, классифицировали. И он нас заинтересовал. Ну, значит, продолжаем его изучать. Второй цикл восприятия происходит обычно на уровне индивидуализации объекта и установления ассоциативных связей с конкретным объектом (именно с этой пачкой сигарет, а не какой-то другой).

Этот этап в зависимости от количества и качества индивидуальных признаков может пройти быстро и "безболезненно", без особого напряжения (в случае с пачкой сигарет), а может превратиться в многоступенчатый (многоцикловый) процесс активного изучения объекта, установления очень сложных дополнительных связей, активной работой мозга над полученной информацией (в случае объекта, насыщенного индивидуальной информацией, скажем, живописная картина или графический лист, имеющие помимо общей визуальной информации дополнительные смысловые и ассоциативные связи). Замороченный смысл этой фразы я разъясню немного ниже.

Второй цикл по сути повторяет первый за тем исключением, что активность мозга резко возрастает, и работа системы восприятия идет уже под управлением мозга с наличием определенных задач. То есть, мозг уже не просто изучает и анализирует полученную визуальную информацию, но и активно управляет движением глазного яблока, фокусировкой зрачка и остальными функциями системы восприятия с целью поиска и получения недостающей или более насыщенной визуальной информации.

Для чего нам читать, а тем более знать весь этот предельно нудный в текстовом изложении процесс?
Любой объект является объектом сам по себе, но в нашем восприятии он превращается в субъект. То есть, мы не можем разглядывать абстрактную пачку сигарет, а только конкретную, воспринимаемую нашей системой восприятия и нашим мозгом. И строить размышления мы можем только на базе субъективной информации, то есть полученной именно нашей системой восприятия и адаптированной именно нашим мозгом на основе именно нашего опыта.

Давайте заменим пачку сигарет на живописую картину. Как объект - это всего-навсего материя на подрамнике, с более или менее упорядоченным размещением пятен краски, линий и тектурных эффектов. И только в нашем мозгу эти пятна и линии складываются в определенную систему, опознаваемую как портрет, или натюрморт, или пейзаж... Степень полноты восприятия холста будет напрямую зависеть от готовности нашего мозга размышлять над этим объектом. Глаз видит объект как объект, но мозг опознает объект уже как субъект, наполняя визуальную информацию ассоциативными связями, опытом и ошибками восприятия.

То есть, картина - это своеобразное письмо с определенным информационным содержанием, а пятна, линии, светотень и ритмы - это язык живописи, символы, при помощи которых художник передает свое настроение, свои идеи, мысли зрителю. Насколько грамотно художник владеет этим языком, чтобы наиболее полно передать свои идеи зрителю, насколько грамотно владеет этим языком зритель, чтобы в полноте прочитать мысли художника.

Различие графического языка от языка традиционной письменности не так уж и велико. Ведь за нашими буквами также кроется определенный смысл - "понятие". И целый ряд определенных понятий складывается в "мысль". Посредством графических символов можно передать идею (ведь вы же понимаете мою мысль, выраженную посредством знаков). Талантливый писатель через фразу, абзац текста может передать не только мысль, но и эмоции, настроение, состояние и многое другое... Также и художник через свою систему "письменности" может передать те же состояния и настроения. Если довести эту мысль до полного абсурда, то происходит кодирование информации, передача кода и раскодирование в мозгу у зрителя (но только в том случае, если зритель может воспользоваться шифром). Основную часть этих кодов природа заложила в нас на уровне условных и безусловных рефлексов, но передать идею на уровне условного рефлекса в состоянии передать разве что журнал "Playboy" и поваренные книги.

Поэтому-то и требуется от зрителя определенный уровень эстетического воспитания (на уровне ассоциаций и опыта), поэтому и требуется от художника знание определенной языковой системы (на уровне композиции) и умения воплощать свои идеи через эту языковую систему. Но это только базовая часть языка изобразительного искусства.

Для нормального развития любого раздела изобразительного искусства, да и вообще развития любого общества в целом, время от времени нужны кардинально новые идеи. И почти всегда эти новые идеи требуют новых форм пластического воплощения, требуют создания нового или изменения определенной части того пластического языка. Так вот и возникают новые течения, направления в живописи, литературе или музыке. И вполне естественно неприятие этого нового большей частью общества (по причине невладения этим языком). Так происходило с импрессионизмом, символизмом, да и практически с каждой мало-мальски реальной попыткой обновления части этого языка.

Из-за недостаточного владения языком происходят также и те самые подражания стилю и технике новаторов в искусстве. Как маленький ребенок рисует настоящие буквы, не понимая их истинного смысла. А ведь он вполне искренне считает, что именно в этом суть письменности. Так и начинающие художники перенимают и применяют чисто пластические приемы мастеров абсолютно формально, без всякой связи с идеей своей работы. Так и многие веб-мастера применяют на своих домашних страничках либо структуры корпоративного сайта, либо структуру мощного информационного издания.

У любой идеи существует свое воплощение. И чем ближе воплощение к сути самой идеи, тем полнее и качественнее восприятие ее зрителем. Несложно повторить понравившийся пластический ход, но формально примененный, даже самый изящный и красивый прием может увести вас в сторону от основной идеи, не помогая зрителю, а запутывая его еще больше. Невыдержанность общего стиля может разбить ваш сайт на отдельные самостоятельные фрагменты, нарушив цельность общего восприятия. Ну и предельно смешно вылядят попытки объединить в живописи приемы нескольких известных мастеров в надежде получить столь же "весомый" результат. Невозможно написать морской пейзаж с применением манеры Шишкина. В пластическом языке Шишкина просто отсутствуют приемы для описания именно этой части реальности. И именно по этой причине для написания фигур медведей в своей известной картине "Утро в сосновом лесу" Шишкин обращался за помощью к Савицкому. Но и Савицкий при написании фигур медведей должен был учитывать пластический язык (манеру письма) Шишкина, иначе вместо цельной картины мог состояться лишь формальный коллаж из двух манер.

Неуместное употребление чужого (чуждого своему мышлению) пластического языка называется манерностью. Это и есть то самое "детское письмо".

Виктор Вязьминов (MrDeSign) 1999 г.


Другие татьи Виктора Вязьминова о дизайне, цвете и композиции:
Стиль на веб сайте
Создание логотипов
Физиологические основы восприятия
Психология восприятия пространства
Цвет и тон в среде
Как работать с цветом
Беседы о тоне и цвете
Тон и цвет в рекламе
Модульная сетка
Основные средства и принципы композиции
Акценты в композиции
Модульные сетки в веб-дизайне
Web дизайн таблиц
Композиционные схемы
Backgrounds (фоны)
Процесс восприятия окружающей действительности








  Rambler's Top100  


Web дизайн и создание сайтов       Пользовательское соглашение

Карта сайта      Наверх