Web Дизайн. Уроки фотошопа, photoshop. Статьи о дизайне. Как создать сайт. Обучение дизайну. Фото. Гламурные галереи |
|
Про дизайн и web дизайн |
Главная Галереи Дизайна (29) |
|
|
В Китае расцвет классической водяной техники начался в VIII веке, в период династии ТанМногие известные художники того времени служили в должностях секретарей при дворцах императоров и прославились не только талантом художника-живописца, но и способностями к литературе. Художники стремились в совершенстве передать окружающий их мир: увлеченно изображали деревья со сложным сплетением корней, домашних животных, сцены из быта крестьян, расписывали тушью стены и ширмы.Нередко своими произведениями они иллюстрировали стихи. Хотя в древнем Китае акварели в современном понимании не существовало, техника так называемой водяной живописи была идентична акварельной. Примером может служить альбомный лист в стиле Чжао Чена (X-XI века). На оранжевом фоне свежо и ярко переливаются листья всеми оттенками зеленого - от почти голубого до охристого. Они словно драгоценная оправа для белоснежных цветов. Особую прелесть и силу придает этому рисунку соединение безусловной правдивости с продуманной декоративностью. Акварельная живопись Китая была неразрывно связана с иероглифической каллиграфией. Изображая ландшафты, растения, животных, птиц или небольшие сюжетные сцены, художники сопровождали рисунки надписями. Китайская письменность начиналась с примитивных иероглифов, обозначавших предметы, созданные людьми или природой. Постепенно они приняли форму современной письменности. Каждый знак имел свое значение. Особенность китайских иероглифов родила искусство "Шо", использовавшее каждый знак как способ создания красоты, сочетавшее смысловую сторону письменности с изобразительной. Примерно 2000 лет назад в Китае была изобретена своеобразная мягкая бумага, которая оказала большое влияние на приготовление кистей и туши. С годами бумага становилась качественнее, но традиции работы на ней сохранялись. Мягкость китайской бумаги не позволяет делать на ней многократные наслоения, она требует нанесения живописного пятна сразу в полную насыщенность, а для уточнения деталей используется кончик кисти или перо. Естественно, что такая бумага требует высокого мастерства владения кистью, тонкого восприятия природы, концентрации воли, энергии. В настоящее время китайские художники используют бумагу и твердых сортов, но техническое мастерство многовековой водяной живописи сохраняется, в считанные минуты они могут запечатлеть ветку цветущей сливы, цветок пиона или лотоса, сидящую на ветке птицу. При этом художник находится в таком душевном состоянии, когда кисть в его руке движется будто сама собой. К художественным средствам у китайских акварелистов особое, бережное отношение. Они ценят незаконченное поле белой бумаги не менее, чем сам рисунок. Исконным материалом в искусстве китайских художников является тушь. Большое внимание уделяется процессу ее приготовления. До сего времени в странах Европы высоко оценивается качество китайской туши. Она изготовлялась в прошлом веке в виде пластинок, а в наше время - изящных, небольших брикетов. Для пользования тушью отламывался ее кусочек и растирался на специальном камне, смачивался водой, и готовый раствор помещался в специальную тушечницу. Твердые брикеты растираются на пластинках с по-степенным добавлением капелек воды. Акварельная китайская тушь делается по древним рецептам вручную. Рецепты отдельных фабрик и мастеров держатся в секрете, однако смысл их более или менее разгадан. Основным материалом является копоть от сгорания кунжутного масла (впрочем, говорят и о льняном, конопляном, вообще о растительном масле). Сажу перетирают с небольшим количеством кожного и рыбьего клея и соками неизвестных растений (возможно, как дезинфекторов и пластификаторов, и антисептическими средствами, вроде камфары, бензоловой кислоты и других ароматических веществ). Главное же заключается в длительном растирании сажи с клеем. Это придает хорошей китайской туши необычайную тонкость размельчения и способность ложиться с изумительной легкостью на бумагу или шелк. При этом бумажное или шелковое волокно поглощает тушь почти так же, как ткань краситель, в результате чего тушь почти не смывается с бумаги. В V веке для китайских худож-ников были установлены шесть традиционных законов живописи, которыми они руководствовались. Историограф и знаток живописи IX века Чжу Цзинсюань в своей книге оставил записи о творчестве 126 художников династии Тан. Он состоял членом императорской Академии Хань-линь, куда зачисляли наиболее отличившихся ученых. В книге даны определения сущности живописи, китайских традиций художественного творчества, эстетических и нравственных идеалов искусства того времени. Приводятся интересные данные о художниках в танском Китае. Выделялись три основные категории художников: божественные (шэнь), утонченные (мяо), умелые (нэн); внутри каждой категории различали еще три уровня - высокий, средний и низкий. Кроме того, Чжу Цзинсюань впервые вводит категорию "раскованных" (и), которой суждено было занять высшую ступень в китайской иерархии художественных ценностей. О творчестве одного из "раскованных" художников по прозвищу Ван-Тушь, работавшего водяной техникой, Чжу Цзин-сюань рассказывает: "Он размазывал тушь ногой или тер ее рукой, размашисто водил кистью или скреб ею по картине, то добиваясь бледных оттенков, то сгущая тона. Потом он, следуя получившемуся, контурами выписывал горы и камни, облака и потоки. Его рука откликалась воображению так чутко, словно он слился воедино с творческой силой мироздания. Охваченный божественным вдохновением, он воссоздавал на своих картинах облака и туманы и, разводя пятна туши, живописал ветер и дождь. Если всмотреться в его картины, не обнаружишь ни малейших следов грязи от туши". Другие "раскованные" художники по заказам поэтов иллюстрировали на свитках их стихи, изображая людей, лодки, птиц и зверей, туманы и волны. Художники Китая отличаются исключительной зрительной памятью и фантазией. По памяти воспроизводят пейзажи с горами и деревьями, драконов на стенах храмов, будд и демонов. Настенные рукописи иногда выполняют только тушью, раскованно, одним движением кисти. Росписи в храмах имели для населения назидательное значение, особенно картины о драконах. Жанр пейзажа оформился в Китае еще в VI веке. Созерцание растений, камней, желание запечатлеть их, одновременно выражая свое отношение к мирозданию, всегда было свойственно художникам этой страны. Познание природы, ее сущности лежало в основе древнейших философских систем Востока. В Китае в самом названии пейзажа: "шань-шуй", что означает "горы-воды", сказалось образно-мифологическое отношение к природе. За каждым частным, отдельным явлением закрепляется тот или иной символ. Например, хризантемы связывались с обра-зами осени, пионы обозначали богатство, сосны - долголетие. Художник V века Се Хе утверждал, что мастер должен в первую очередь передавать дыхание жизни, движение, неустанное развитие, но воплотить это он может, лишь следуя природе. Основная особенность китайского искусства - раскрытие большого через малое, целого - через деталь. Изображая дерево, художник рассказывал и о своем внутреннем переживании, и о природе в целом, и о Вселенной.
Художники в прошлые века много путешествовали, напри-мер, из северной части Китая в южную, и в задачу их входило заставить зрителя почувствовать, что перед ним пейзаж южного Китая. Для этого важно было передать этнографические, природные, климатические особенности местности. Китайские художники счита-ют, что изобразить ослов или буйволов труднее всего, хотя и видят их часто. Это понятно, ведь они ставят задачи запечатлеть жизненно правдивые мгновения в явлениях природы, передать не только форму животных или птиц, но и неповторимый миг движения. Китайские живопис-цы поистине обладают микро-скопическим зрением, наряду с большими обобщениями замечают детали - как к пчеле приклеился листочек ивы, как пыльца покрывает их усики, как рыбы прижаты в воде к тростнику. В VIII веке последователи чан-буддизма любовались веткой цветущей сливы, осенней луной, желтеющими листьями клена, бабочкой на цветах. Учились понимать язык живой природы и с его помощью выражать, казалось бы, невыразимое. Охваченные мгновенными ощущениями слитности с природой, за несколько минут они создавали картину или стихотворение... На свитках художники иллю-стрировали стихи, изображая сцены с людьми. На отдельных листах много внимания уделяли пейзажному искусству, часто с присутствием человека: например, "Двое у водопада", "Путешественники". Причем, подчеркивая величие природы, пейзажисты показывают людей как одно с ней целое. Художники этого времени много внимания уделяют портретному жанру, стремясь передать характеры людей и их разные состояния. Вызывает восхищение способность китайских живописцев изображать горы и цветы, водяные струи и порхающих бабочек быстрым и точным движением кисти. Одним лишь ее прикосно-вением художник передает и рисунок, и форму, и воздушную среду. Китайская живопись имеет многовековые традиции, тесно связанные с национальной культурой страны. Она неотделима от наблюдения природы - цветов, птиц, насекомых, а также человека, его быта. Так, например, стиль "хси-и" ("хси" - писать, "и" - значение) оказал большое влияние на различные китайские школы живописи, в том числе и на такую известную, как шанхайская, годами расцвета которой были 1870-1957 годы. Школа развивалась и выступала за свободу человеческой личности, за право изображать мир прекрасного по-новому. Она уделяла большое внимание декоративности, цветовому преувеличению, подчеркнутой элегантности, сохраняя при этом основные особенности стиля "хси-и". Этот стиль повлиял на молодых художников, отвергавших схематизм, академическое подражание старой традиционной художественной школе. Интересно и то, что молодые художники стиля "хуа-хуа", так называемого национального стиля, мало уступали зарубежным влияниям, хотя экспрессионистическая и сюрреалистическая живопись маслом возникла в двадцатых годах, главным образом в Шан-хае, а европейский импрессионизм и академизм нашел открытыми двери прежде всего в Пекине. В годы расцвета шанхайской акварельной школы одним из выдающихся художников был Ци Байши (1863-1957). Под этим псевдонимом его знали во всем мире. Настоящее его имя - Ачжи Хуан. Он родился в семье бедного строителя. С малых лет работал и учился, рисовал по вечерам после работы. В 27 лет оставил работу и стал зарабатывать на жизнь портретированием. В 1900 году переселился с семьей в горы, где наблюдал природу, учился у нее, не расставаясь с блокнотом и карандашом. Много путешествовал по стране. Излюбленными его сюжетами были цветки чая, ветки персиков, бабочки, пионы, скалы, горные потоки. Его живопись отличается энергичными движениями кисти. Чен Шисен (1876-1923) - также известный китайский акварелист. Как и другие его коллеги, выполнял композиции без предварительного рисунка. Обладая техническим мастерством, совершенством восприятия цельности формы, художник в считанные минуты создал такие прекрасные произведения, как "Горный поток с тропинкой". В тонированную голубовато-серую бумагу гармонично входило изображение гор, а для передачи глубины пространства горного потока художник использовал чистую тушь, моделируя концом кисти на первом плане камни и скалу. Изучив его технику исполнения акварели, можно с полным основанием сказать, что Чен Шисен уточнял формы после нанесения акварельных прописей. С большой артистичностью выполнял свои акварели Лин Фен-мин (? -1901). Образцом композиционной завершенности можно назвать его работу "Цапли в камышах". Для достижения выразительности характера и движения птиц на первом плане он доводил их формы до силуэтности. Его интересовали мгновенные их движения. Легкими прикосновениями кончика кисти он наносил изображение тростника, виртуозно вписывал детали в колористическую среду озера, образуя единое целое. Акварель Ван Чинфана (1900-1956) "Три рыбы" выполнена одним цветом, что подтверждает: и минимального количества красок достаточно для того, чтобы создать высокохудожественное произведение. В свободе, ритмичности жеста лежит смысл и пленительность китайской акварели. Она поражает точностью оттенков тех не-многих красок, посредством которых художник достигает такой удивительной гармонии. При этом - ни одного неверного мазка, ни одного соблазна самодовлеющего эффекта красок. Художник поглощен величием природы, ее красотой, акварель для него - путь к постижению и раскрытию этой красоты. Одной-двумя красками можно достичь колористического богатства - об этом свидетельствует китайская водяная живопись, которая еще мало изучена. Смотри также: Японский креатив Китайская живопись Икебана Японские куклы Китайская графика Японская эстетика |
|