Web Дизайн. Уроки фотошопа, photoshop. Статьи о дизайне. Как создать сайт. Обучение дизайну. Фото. Гламурные галереи |
|
Про дизайн и web дизайн |
Главная Галереи Дизайна (29) |
|
|
Хольбейны - это семья немецких художников швабской школы, можно сказать - настоящий художественный клан, родоначальники которого окутаны легендарной дымкой. О Сигизмунде и Михаиле Хольбейнах известны только их имена - ни сведений достоверных, ни тем более картин не сохранилось. Ханс Хольбеин Старший прославился в свое время росписями алтарей во многих соборах немецких городов. У Ханса Хольбейна Старшего было двое сыновей, и оба тоже стали художниками. Но если Амброзиус Хольбеин известен сейчас главным образом своей принадлежностью к славной фамилии, то брат его - Ханс Хольбеин Младший - оказался одним из величайших художников Германии и своего времени вообще. Он родился в 1497 или 1498 году на юге Германии в городе Аугсбурге и, как было принято в той ремесленно-художественной среде, учился главным образом у своего отца, хотя должно быть названо также имя Ханса Буркмаера, которому юный Хольбеин тоже был кое-чем обязан. С 1515 по 1526 год Хольбеин работал в Швейцарии, в Базеле, где вместе с братом Амброзиусом делал гравюры Для книгопечатен, в частности проиллюстрировал знаменитую "Похвалу глупости" Эразма Роттердамского, с которым близко сошелся лично. Первые живописные работы Хольбейна, известные ныне, относятся к 1520-м годам, и уже они позволяют судить, насколько широк был диапазон его одаренности, сколько силы и дерзновения крылось в этом совсем еще молодом человеке. В 1521 году, неизвестно, по заказу или собственной прихоти, Хольбеин написал картину "Мертвый Христос", про которую исследователь справедливо пишет, что она "отмечена строгой объективностью подхода в трактовке религиозной темы". Однако нам, пожалуй, больше скажет ссылка на роман Достоевского "Идиот"; помните, в мрачном доме Парфена Рогожина хозяин показывает князю Мышкину копию картины, которая буквально сводит с ума - так велика ее колдовская сила. То была копия именно "Мертвого Христа". А вскоре Хольбеин пишет произведение совсем иной тональности, в котором ни тени жесткого реализма, а напротив - светлая умиленность, даже чуть-чуть слащавый идеализм: "Мадонну бургомистра Мейера". Вообще разнообразие тональностей ранних произведений Хольбейна поразительно, но это ни в коем случае нельзя объяснять молодостью или незрелостью мастера. По складу натуры он мог удивительно много вместить в себе - это во-первых; во-вторых, время, когда он жил,- эпоха реформации - было само исполнено кричащих контрастов, и даже простых людей, а не только гениев раздирали противоречия. Великой крестьянской войной под предводительством Томаса Мюнцера, разгоревшейся в середине 1520-х годов, были навеяны рисунки (а позднее гравюры по ним), красноречиво названные "Плясками смерти". Хольбеин, как мало кто из его современников, чувствовал масштаб происходивших событий и, возможно, принимал в них более активное участие, чем позволяют судить о том сохранившиеся доку-менты. Во всяком случае, в 1526 году ему пришлось уехать в Англию; впрочем, он отправлялся за границу не в первый раз: еще в 1518 году он странствовал по Ломбардии, где насмотрелся на работы Леонардо да Винчи, Бернардо Луини, Гауденцио Феррари, а особенно сильное впечатление произвела на него архитектура Северной Италии. Затем он побывал и во Франции, где познакомился с работой портретиста Жана Клуэ. Пожалуй, Ханс Хольбеин Младший был наиболее европейски образованным (помимо того, что наиболее талантливым) немецким художником своего времени.
"В первые годы своего второго английского периода (1532-1543) Хольбеин главным образом пишет немецкое купечество, живущее в Лондоне,- свидетельствует исследователь. - Вероятно, применяясь к заказчику, он вырабатывает теперь новые приемы в портретной живописи: уделяет несравненно большее место пространству, интерьеру и вещевому материалу, характеризующему занятие модели." Вообще надо сказать, что еще одним из многих умений Хольбейна было умение применяться к обстоятельствам, каковы бы они ни были. Его работу в середине 1530-х годов прекрасно характеризуют два портрета. Первый - портрет Георга Гисце, купца, человека, лицо которого не представляет собой ничего особенного - только некоторая миловидность черт и привычная сметливость торговца в чуть скошенных маленьких глазах. Зато вокруг фигуры Хольбеин развернул настоящие чудеса - он обставил портрет множеством самых разнообразных и прихотливых предметов: какими-то шарами, ножницами, розовыми цветами в узорчатой вазе тончайшего стекла. Портрет Дирка Берка из нью-йоркского музея Метрополитен, написанный Хольбейном в те же годы, совсем иной: здесь интерьер и вообще все постороннее сведено на нет, внимание приковано к лицу модели, о которой можно сказать, что это человек сильный, страстный, умный, очевидно, одержимый какой-то одной идеей. С 1536 года Хольбеин становится придворным художником английского короля Генриха VIII и в этом совершенно новом для себя положении осваивается с удивительной быстротой. Он пишет несколько портретов самого Генриха (особенно поразителен рисунок: король с лицом мясника, мутными гнилыми глазами и реденькой бородкой,- соединение чванливости, грубой силы и грубого, но большого ума). Он пишет портрет королевы Джейн Сеймур, выдержанный в тончайшей зелено-коричневой гамме, - роскошному наряду королевы как бы противоречит рисунок судорожно сжатых рук и истовое выражение лица, но это внешнее противоречие сообщает портрету особую драматическую силу. По поручению короля Хольбеин несколько раз выезжает на континент, где пишет портреты европейских принцесс, которыми сластолюбивый Генрих интересовался с матримониальной целью. Его мастерство не столько растет, сколько видоизменяется и становится живее и богаче, - и трудно сказать, каких бы высот художник еще достиг, если бы эпидемия лондонской чумы осенью 1543 года не оборвала его жизнь. В. Алексеев Смотрите также: Валентин Серов, Портрет Ивана Абрамовича Морозова Джеймс Уистлер, Портрет Теодора Дюре Василий Суриков, Автопортрет А. Г. Венецианов. Девушка в платке Акварели В. С. Садовникова. Виды Петербурга Пьер-Огюст Ренуар Дмитрий Левицкий. Портрет В. И. и М. А. Митрофановых Франсуа Клуэ. Портрет Елизаветы Австрийской Ханс Хольбеин Младший, Портрет Дирка Берка Художник Андрей Верещагин Георг Мюльберг Александр Кабанель Алан Фернлей Художник - импрессионист GUY DESSAPT Художник Фабиан Перез Художник Олдрич Кулханек (Oldrich Kulhanek) Художник Вильям Хенритс (Willem Haenraets) Энди Уорхол (Andy Warhol) Художник Сергей Федоров Художник Howard Terpning Художница Vie Dunn-Harr Художница Кристина Зейтунян-Белоус |
|