Web Дизайн. Уроки фотошопа, photoshop. Статьи о дизайне. Как создать сайт. Обучение дизайну. Фото. Гламурные галереи |
|
Про дизайн и web дизайн |
Главная Галереи Дизайна (29) |
|
|
Этот автопортрет из собрания Государственной Третьяковской галереи Василий Иванович Суриков написал в 1913 году, когда уже склонялась к закату его жизнь и оставались далеко позади наивысшие взлеты его таланта. Именно в это время живопись и личность Сурикова привлекли к себе острый интерес представителей нового русского искусства - сравнительно молодых людей, которым героический период передвижничества, когда начинал Суриков, казался далеким прошлым. А надо сказать, что Суриков, в отличие от большинства старых передвижников, относился к молодым сочувственно и непредвзято, они ему были так же любопытны, как и он им. Это взаимное тяготение обусловило драгоценный для истории русской живописи факт - частые встречи и беседы Василия Ивановича с молодежью, в частности - с Максимилианом Волошиным и Яковом Тепиным, авторами великолепных мемуарно-искусстврведческих очерков, служащих и поныне главным источником сведений о нем. Разумеется, и в этих беседах Суриков оставался самим собой, то есть человеком скрытным, неоткровенным. Все, что он рассказывал о себе, носило явственный отпечаток автостилизации, больше напоминало легенду, чем исповедь, так что мы теперь знаем о Сурикове в общем только то, что он сам посчитал нужным донести до потомства, и именно в том ключе, который он считал желательным. Излюбленным мотивом бесед были сибирско-казацкие корни его личности и живописи. Василий Суриков. Автопортрет "Он происходит из старой казацкой семьи, - рассказывал со слов художника Волошин. - Предки его пришли в Сибирь вместе с Ермаком. Род его идет, очевидно, с Дона, где в Верхне-Ягирской и Кундрючинской станицах еще сохранились казаки Суриковы. Они. упоминаются как основатели Красноярска в 1622 году. Здесь двести двадцать шесть лет спустя (12 января 1848 года) и родился В. И. Суриков". Детство и юность Сурикова прошли в обстановке суровой и какой-то особенно - по-сибирски - вольготной жизни, в которой многое сохранилось нетронутым из уклада и быта допетровской старины. Вся обстановка этой жизни формировала человека самостоятельным, властным, недоверчивым и самоуверенным.
Эту свою работу Суриков позднее расценивал невысоко, зато переезд в Москву, с которым она была связана, считал поворотным событием своей жизни. Москва сразу повеяла на него чем-то родным. "Всего больше захватил меня Кремль с его стенами и башнями, - рассказывал Суриков. - Как только начинало темнеть, я бросал работу в соборе и уходил обедать, а затем, с наступлением сумерок, отправлялся бродить по Москве и все больше к кремлевским стенам. И вот однажды иду я по Красной площади, кругом ни души. Остановился недалеко от лобного места, засмотрелся на очертания Василия Блаженного, и вдруг в воображении вспыхнула сцена стрелецкой казни, да так ясно, что даже сердце забилось. Почувствовал, что если на-пишу то, что мне представилось, то выйдет потрясающая картина." Над "Утром стрелецкой казни" Суриков проработал около трех лет, и картина действительно вышла потрясающей. На IX Передвижной выставке, открывшейся в Петербурге 1 марта 1881 года, она произвела впечатление разорвавшейся бомбы. До Сурикова историческая живопись в России была монополией живописцев академического склада. Дистанция и олимпийское бесстрастие в трактовке сюжета считались непременным условием художественного достоинства. А Суриков написал расправу молодого Петра с бунтовщиками так, словно видел ее перед собой. В. И. Суриков. Степан Разин, 1907 Жизнь Сурикова после картины "Утро стрелецкой казни" - это "Меншиков в Березове" (1887), "Боярыня Морозова" (1887), "Взятие снежного городка" (1891), "Покорение Сибири Ермаком" (1895), "Переход Суворова через Альпы" (1899), "Степан Разин" (1907- 1910), "Посещение царевной женского монастыря" (1912), сотни эскизов к этим этапным вещам, долгие месяцы поисков и раздумий, несколько замыслов, оставшихся, правда, неосуществленными, но тоже стоивших немало времени и нервов: замыслы картин о красноярском казацком бунте конца XVII столетия, о Емельяне Пугачеве, об убийстве императора Павла. Помимо работы из событий жизни Сурикова стоит упомянуть редкие поездки за границу (среди европейских мастеров его безраздельная симпатия была отдана колористам венецианской школы - Веронезе, Тинторетто, Тициану) и тяжкий душевный кризис конца 1880 годов, вызванный внезапной кончиной горячо любимой жены, внучки декабриста Свистунова. Незадолго перед этим несчастьем, в 1887 году, Суриков написал в Красноярске (живя в Москве, он с возрастом все чаще ездил на родину) несколько этюдов бывшего тогда солнечного затмения. Эти этюды он отправил на очередную передвижную выставку, устроители упросили его их не выставлять: Сурикову сказали, что зрители не поймут таких этюдов. Позднее он продал их одному коллекционеру, а впоследствии выкупил у него и уничтожил. Так что нам остается только гадать, что это были за работы. Возможно, в них впервые проявилось присущее Сурикову стремление к более смелому, лапидарному и яркому живописному языку, чем принятый в его кругу и в его время. Образчиками такого живописного языка служат поздние испанские этюды Сурикова (он путешествовал по Испании в 1910 году). В. И. Суриков. Взятие снежного городка, 1891 Вообще, в старости живописная манера Сурикова становилась все проще и смелее. Он, очевидно, нащупывал какие-то новые пути, которые раньше были неясны ему, или же, что более вероятно, находились под запретом общественного вкуса. И в этом отношении очень характерен "Автопортрет" Сурикова. Он решен художником просто и уверенно. Фигура словно растворена в плотной темноте окружающего фона. Из этой темноты резко выделяется смело вылепленное лицо человека, которому, пожалуй, никак не дашь его шестидесяти пяти лет. Этот автопортрет нельзя считать художественным самораскрытием Сурикова: и в живописи он был так же неспособен к личным признаниям, как и в жизни. Перед нами - не скажешь, что художник, - скорей казак, человек, которого напряженная трудовая и суровая жизнь не сломила и не утомила, а только закалила волю, сделала более могучим, своеобычным и самостоятельным. Кстати, именно своеобычность старого Сурикова, его абсолютная непохожесть ни на кого, сильнее всего поражала в нем наблюдателей. Василий Иванович Суриков скончался 6 марта 1916 года в Москве. Смотрите также: Валентин Серов, Портрет Ивана Абрамовича Морозова Джеймс Уистлер, Портрет Теодора Дюре Василий Суриков, Автопортрет А. Г. Венецианов. Девушка в платке Акварели В. С. Садовникова. Виды Петербурга Пьер-Огюст Ренуар Дмитрий Левицкий. Портрет В. И. и М. А. Митрофановых Франсуа Клуэ. Портрет Елизаветы Австрийской Ханс Хольбеин Младший, Портрет Дирка Берка Художник Андрей Верещагин Георг Мюльберг Александр Кабанель Алан Фернлей Художник - импрессионист GUY DESSAPT Художник Фабиан Перез Художник Олдрич Кулханек (Oldrich Kulhanek) Художник Вильям Хенритс (Willem Haenraets) Энди Уорхол (Andy Warhol) Художник Сергей Федоров Художник Howard Terpning Художница Vie Dunn-Harr Художница Кристина Зейтунян-Белоус |
|