Web Дизайн. Уроки фотошопа, photoshop. Статьи о дизайне. Как создать сайт. Обучение дизайну. Фото. Гламурные галереи
Веб дизайн


Дизайн Форум


Про дизайн и web дизайн




Главная     Галереи Дизайна (29)




  Статьи о дизайне





  Галереи дизайна

Промышленный дизайн, графический дизайн, гламурные картинки, иконки, аватары.

  Помощь Дизайнеру!

Советы по дизайну. Философия, психология и трудовые будни дизайнера.



  Валентин Серов. Портрет Морозова



Этот портрет из собрания Государственной Третьяковской галереи относится к последнему, пожалуй самому значительному, периоду творчества Валентина Александровича Серова, границы которого - 1905-1911 годы: с начала первой русской революции до смерти художника.

1905 год застал Серова знаменитым на всю Россию живописцем, обладателем устойчивой репутации первого портретиста страны.

Ему было сорок лет. Давно уже были написаны прославленные "Девочка с персиками", "Девушка, освещенная солнцем". Ликующий поэтический свет на полотнах Серова, свет юности и счастья, давно померк. Серов неустанно писал заказные парадные портреты, в том числе и высших персон империи, включая царей Александра III и Николая II. Нередко в раздражении он говорил о "портрет-портретычах из-за рубля", однако всегда относился к своей работе предельно требовательно, не давал себе никакой поблажки, несмотря на все свое уверенное мастерство. Он пользовался исключительным и абсолютным признанием среди соратников по искусству: и Репин, и передвижники, и мирискусники ценили Серова одинаково высоко.

Валентин Серов. Портрет Ивана Абрамовича Морозова
Валентин Серов. Портрет Ивана Абрамовича Морозова

Близко знавший Серова художник Константин Коровин оставил замечательную характеристику своего друга: "Был Валентин Александрович всегда вдумчивый, глубоко серьезный, страдающий как бы одиночеством. Никогда не сливался он с окружающей жизнью, стоял в ней как-то особняком; всякая ее суета была ему нестерпима. Часто звучала в его разговорах нота презрительной насмешки. Иногда Серов доходил до большой меланхолии, мы молчали целыми днями. Тогда складывались у него мрачные мысли. Но искусство всегда, среди всей меланхолии, увлекало его. Иногда же говорил, что ничего ему в живописи в сущности не нравится. И, может быть, в нем был не столько художник, как ни велик он был в своем искусстве, сколько искатель истины. Потому же особенно он любил Льва Толстого. В то же время он очень любил музыку."

Утром Кровавого воскресенья Серов увидел расстрел рабочей толпы на 4-й линии Васильевского острова. "Не забуду никогда - сдержанная, величественная безоружная толпа, идущая навстречу: кавалерийским атакам и ружейному прицелу,- зрелище ужасное."





Позже, в Москве, видел многотысячную скорбную процессию похорон Баумана. Страшные впечатления пятого года не только заставили Серова демонстративно сложить с себя звание действительного члена Академии художеств, не только вызвали актуальный отклик в виде знаменитой темперы "Солдатушки, бравы ребятушки, где же ваша слава?". Они изменили самое мышление художника. Вместе с другими русскими Серов понял, что Россия на пороге огромных, еще неведомых перемен, и первое, в чем сказалось это понимание, была совершенно новая психологическая тональность его работ. Суховатый психологизм портретов Серова, не теряя своей остроты, обогатился тревогой и драматизмом. Его модели как бы приобрели новое, дополнительное измерение: время. Именно в 1905 году Серов написал портреты Ермоловой и Горького, и если за царственной осанкой Ермоловой просматривались скорее дали уходящего прошлого, то в образе буревестника революции Серов с очевидной симпатией написал порыв к будущему.

В ту же пору Серов впервые обратился к теме русской истории. Его внимание приковала к себе фигура Петра Великого -зачинателя империи, конец которой уже забрезжил. Картина "Петр I" (1907 год) представляла царя величаво шагающим по пустынному невскому берегу, где еще только предстоит возникнуть Петербургу, во главе малорослой карнавально-нелепой свиты. Петр неукротим, непреклонен, полон великих дум и вместе с тем трагически одинок, непонят, почти обречен. Все более и более напряженно, словно предчувствуя раннюю смерть, Серов работал над обновлением своего живописного языка. Два источника повлияли на формирование поздней манеры Серова. Во-первых, искусство античной Греции; даже, может быть, не столько искусство, сколько тысячелетний греческий ландшафт, лазоревые краски неба и моря, которыми он был потрясен, в 1907 году путешествуя по Греции вместе с художником Львом Бакстом. Во-вторых, искания французских художников из группы "фовистов" (или "диких"), с работами которых он познакомился во время своих регулярных поездок в Париж. Греция научила его мудрой лапидарности и простоте формы. Что же касается французов, то, разумеется, и речи не могло быть о подражании, но кое-что, особенно у Анри Матисса, сильно заинтересовало, даже встревожило его. В письме из Парижа к жене Серов писал: "Матисс, хотя и чувствую в нем талант и благородство,- но все же радости не дает - и странно, все другое зато делается чем-то скучным - тут можно попризадуматься".

В результате Серов ничего не заимствовал у Матисса, но можно сказать, что он кое в чем согласился с ним. Это согласие видно в попытках Серова ввести в русскую живопись принципы плоскостного письма, повысить выразительную роль цвета, силуэта, ритма. Повышенной декоративностью, непривычной яркостью отличаются последние работы Серова, например "Похищение Европы", "Портрет Иды Рубинштейн", а также и написанный в 1910 году портрет российского богача купца Ивана Морозова, одного из первых в России коллекционеров новейшей западной живописи, в частности работ Матисса, натюрморт которого служит фоном портрета.

"Портрет И. А. Морозова,-говорит исследователь,-один из самых красивых, безупречно найденных по живописи и композиции и один из острейших по характеристике у Серова. В прямоугольный, вытянутый в ширину холст отлично вписана массивная полуфигура, чуть наклонившаяся к зрителю, с расставленными локтями, опирающимися о стол. В мягких холеных руках - скрытая . Энергия. На пальце - легкое сияние перстня. Желто-оранжевые и розовые плоды и цветы на сине-зеленой плоскости висящего на стене натюрморта, светлое золото рамы - великолепный фон для темно-коричневого костюма, облекающего полное тело, для светлых, тщательно зачесанных волос и розового лица. Даже в описании жаль упустить, не обозначить какую-нибудь деталь из этой замечательной колористической гармонии, из этой мудрой пластики. Портрет вызывает очень сложное чувство. Он доставляет огромное наслаждение не только красивой живописью в прямом смысле слова, но и совершенством решения в целом. Эстет, тяготевший к "левым" по своим вкусам, изображен в своей сфере, почерком, приближающимся к его любимым мастерам, изображен с великолепным знанием интересных открытий в живописи постим-прессионистов и Матисса. Вместе с тем это психологический, более того, социально-типический образ "хозяина жизни", дельца европейского типа, рафинированного и лощеного, которого трезво и беспощадно оценил художник". Пожалуй, на это и стоит обратить главное внимание -на удивительную цельность, верность Серова самому себе, несмотря ни на какие опыты формального характера. Эту цельность обеспе-чивали честность и совестливость его натуры,-лучшие свойства русского художника вообще.

Смотрите также:
Валентин Серов, Портрет Ивана Абрамовича Морозова
Джеймс Уистлер, Портрет Теодора Дюре
Василий Суриков, Автопортрет
А. Г. Венецианов. Девушка в платке
Акварели В. С. Садовникова. Виды Петербурга
Пьер-Огюст Ренуар
Дмитрий Левицкий. Портрет В. И. и М. А. Митрофановых
Франсуа Клуэ. Портрет Елизаветы Австрийской
Ханс Хольбеин Младший, Портрет Дирка Берка
Художник Андрей Верещагин
Георг Мюльберг
Александр Кабанель
Алан Фернлей
Художник - импрессионист GUY DESSAPT
Художник Фабиан Перез
Художник Олдрич Кулханек (Oldrich Kulhanek)
Художник Вильям Хенритс (Willem Haenraets)
Энди Уорхол (Andy Warhol)
Художник Сергей Федоров
Художник Howard Terpning
Художница Vie Dunn-Harr
Художница Кристина Зейтунян-Белоус






 


Web дизайн и создание сайтов       Пользовательское соглашение

Карта сайта      Наверх