Web Дизайн. Уроки фотошопа, photoshop. Статьи о дизайне. Как создать сайт. Обучение дизайну. Фото. Гламурные галереи
Веб дизайн


Дизайн Форум


Про дизайн и web дизайн




Главная     Галереи Дизайна (29)




  Статьи о дизайне





  Галереи дизайна

Промышленный дизайн, графический дизайн, гламурные картинки, иконки, аватары.

  Помощь Дизайнеру!

Советы по дизайну. Философия, психология и трудовые будни дизайнера.



  Структурная значимость цветовой среды





Композиционные приемы построения цветовой среды.

Читайте также:
Колористика
Материал как основа организации цветовой среды
Структурная значимость цветовой среды
Достижение целостности цветовой среды
Функционирование системы Человек - цветовая среда
Роль цвета в метроритмической организации архитектурного пространства
Роль цвета в выявлении масштабных связей интерьера
Основные термины цветовой среды

Структурная значимость цветовой среды

Контрастная противопоставленность элементов.
Согласование цветовой выразительности отдельных элементов проводится в соответствии с предварительно построенным системным эталоном и выделенными критериями оптимальности.

Эстетическая выразительность и допустимая контрастность цветовой среды строится на двух типах отношений между ее элементами - контрастном противопоставлении и нюансной согласованности.

Приведенный ниже анализ осуществленных в натуре цветовых композиций показывает, что принцип контрастного противопоставления может быть реализован различными способами.

Элементарные процедуры описания на этом уровне определяются тем, что подсистема "структурная значимость цветовой среды" несет функцию выявления иерархии отношений между отдельными составляющими цветовой среды. Выполнение этой функции зависит от решения задач "контрастного противопоставления" или "нюансной согласованности". Решение же этих задач обеспечивается такими элементами, как "неожиданность цветового пятна", "подсоединение цветов-компаньонов" и т. д. Интересным примером реализации принципа контрастного противопоставления за счет неожиданности цветового пятна может служить работа Ф. Л. Райта, использовавшего этот принцип в цветовом решении магазина в Сан-Франциско. Для привлечения внимания на ахроматическую, нейтральную плоскость стены была вынесена небольшая по площади пластинка чистого, насыщенного красного цвета с автографом Райта и противопоставленность обеспечивалась неожиданностью появления и контрастной обособленностью цветового пятна на ахроматическом фоне. Эта же задача в парижском Доме радио решается введением ахроматического пятна. Здесь контрастность ахроматического декоративного пятна колористическому решению интерьера подчеркнута динамичностью контура, его размытостью, контрастной противопоставленностью правильной геометрии пространства.

Задача контрастного противопоставления одного из составляющих цветовой среды во многом облегчается подсоединением цветов-компаньонов. Они могут переместить цветовой акцент, изменить первоначальное распределение цветовых пятен, их группировку. Этот элемент структурной модели можно рассмотреть на примере мозаичной декоративной стены М. Шагала, где роль цветов-компаньонов играют пятна декоративных цветущих растений, активно включающих панно в архитектурную среду. Плоскость панно, обращенная в сторону интенсивного движения, аранжирована большими группами желтых цветущих растений. Подключение желтого пятна в горизонтальной плоскости увеличивает активность желтых фрагментов мозаики и делает этот цвет ведущим в цветовой композиции.

Противоположная плоскость этой мозаичной стены выходит в камерное внутреннее пространство, восприятие ее носит более статичный характер, и здесь в качестве цвета-компаньона используются растения с белыми цветами, Благодаря этому на первой плоскости идет зрительная перегруппировка элементов цветовой композиции и желтый цвет получает главенствующее значение. Противоположная же стена сохраняет характер равномерного распределения цветов, т. е. соотношение цветных плоскостей, заданное локальными цветами, сохраняется неизменным. Активным и действенным средством привлечения внимания является использование эффекта последействия цвета. Этот элемент хорошо иллюстрируется работой X. Миро и X. Л. Артигаса "Стена солнца" и "Стена луны", включенной в комплекс Дома ЮНЕСКО в Париже.

Словесное описание композиционного построения цветовых плоскостей, сделанное одним из авторов данной композиции, иллюстрирует это положение. "Монотонная серая поверхность бетона,- говорит X. Миро, - навела меня на мысль изобразить огромный диск насыщенного алого цвета на большой стене. Дополнением этому диску должен был служить голубой полумесяц на меньшей стене, подсказанный ее более ограниченным пространством. По моей идее оформление обеих стен должно было быть очень красочным, и эта красочность должна была усиливаться рельефностью. Я стремился придать большей стене резкую и сильную выразительность, а меньшей - поэтичность. Я искал контраста внутри каждой композиции, противопоставляя грубый и динамичный рисунок спокойным цветовым фигурам".

Декоративные стенки, поставленные под углом друг к другу, имеют различную протяженность. Тема дня и ночи выражена символами Луны и Солнца, а смысловая значимость делает эти легкоузнаваемые знаки цветовыми доминантами. При разработке композиционного приема используется эффект последействия. Эпицентр цветовой активности размещается примерно в одной и той же точке полей, несколько различных по пропорциям. И зритель, начиная наблюдение любого из этих пятен и затем переходя к восприятию следующей плоскости, подсознательно ищет смысловой центр в той же зоне поля. Он действительно встречает яркое пятно в ожидаемом месте плоскости, но цвет очень далек от наблюдаемого ранее композиционного ядра. Синий и красный цвета Хуана Миро достаточно удалены друг от друга в цветовом круге, поэтому воздействие одного из них усиливает и подготавливает из-за последовательного контраста воздействие другого цвета.

В жилом интерьере финской фирмы Хаими мы сталкиваемся со случаем одновременного использования эффекта неожиданности цветового пятна (противопоставление красного цвета кресел серовато-зеленому цвету остальных элементов) и последействия цвета (противоположное цветовое соотношение графического рисунка и фона в декоративной ткани для этого жилого интерьера). Очень интересным и действенным для архитектуры эффектом является повышение активности акцентного пятна за счет его подвижности в пространстве. В бостонском городском зале динамичность воздействия достигнута изменением площади одного цветового пятна.

Вход в рекреационно-туристскую часть комплекса запроектирован со стороны юго-западного фасада и выделен экраном красного цвета. То есть для людей, находящихся на площади, график движения ясен и вход хорошо различим. С этой же стороны расположен и вход в метро. Для посетителей же, подходящих с северо-западной стороны, нужны были указатели и ориентиры. Поэтому красный цвет был включен в фасадную плоскость, выходящую на северо-запад, и не нарушил тектонического соотношения между примененными здесь материалами. Красным цветом выделены перемычки над узкими щелями оконных проемов, зажатых между массивными пилонами из красного кирпича.

Сначала в поле зрения движущегося человека попадает лишь одна перемычка, привлекая внимание активностью красного цвета. При дальнейшем движении человека начинают различаться последующие перемычки, но соотношение площадей все время меняется и воздействие "вибрирующего" ряда красных пятнышек остается постоянно активным. Активность ряда ослабляется по мере того, как увеличивается проекция красного экрана входа, а для той точки площади, с которой экран начинает восприниматься в ортогональной проекции, цвет перемычек уже не виден совсем.


Нюансная согласованность элементов.
Задача нюансной согласованности цветовой среды требует для своего решения таких элементов, как сохранение моноцветности композиции, использование принципов нюансной растяжки цвета и цветового вхождения и т. д.

Интересным примером сохранения моноцветной композиции могут служить интерьеры приходской школы и унитарного храма Ф. Л. Райта в Чикаго, где один и тот же цвет используется в нижней зоне при декорировании пола, затем переходит в цвет графического орнамента на стенах и еще раз встречается на потолке, повторяясь в цвете стекол заполнения кессонов. Активное введение ахроматического цвета и сочетание его с естественной древесиной и светлым камнем в свою очередь может стать основой нюансной согласованности цветовой среды, что хорошо видно на примере нового здания МХАТа в Москве.

Распространенным примером построения нюансно-согласованной цветовой среды является использование сближенных цветов, цветов одной группы. Так, в центральном пространстве детройтского Ренессанс-центра использованы оттенки красного и оранжевого цветов, на сочетаниях которых и построен колорит интерьера. Изменение цвета витражей собора в Шартре - пример постепенного изменения колорита, использования нюансно-растянутого ряда спектральных цветов. Интерьеры собора св. Витта в Праге построены по тому же принципу, правда, порядок изменения цвета витражей противоположен. Здесь наиболее теплыми по колориту являются витражи, ближе всего расположенные ко входу. Постепенно колорит стекол витражного заполнения становится более холодным и светлым. Эта тема изменения цветовой характеристики витражей продолжается и дальше. В обходной галерее использован измененный принцип витражного заполнения. Здесь, в малом пространстве, и цветовые пятна витражей становятся меньше, вводятся большие плоскости бесцветного стекла и колористическая трактовка пространства меняется.

Достаточно органичное сочетание цветов с целью их нюансной согласованности достигается при использовании цветов и их оптической смеси, что видно на примере колористического решения жилого интерьера фирмы Сканно. Необходимо отметить, что контрастное противопоставление может быть смягчено и нейтрализовано. Это хорошо видно на примере кинотеатра "Вильнюс" в Минске. Насыщенное и плотное по цвету живописное панно, построенное на сочетании красного, зеленого и желтого цветов, контрастно противопоставлено общему светлому колориту фойе. Исходная контрастность смягчается за счет включения в пространственную среду отдельных цветовых составляющих панно. Красный и зеленый цвета введены в пространство фойе как цвета обивочной ткани на креслах, а желтый цвет повторяется в оттенке подвесного акустического потолка фойе.


Читайте также:
Колористика
Материал как основа организации цветовой среды
Структурная значимость цветовой среды
Достижение целостности цветовой среды
Функционирование системы Человек - цветовая среда
Роль цвета в метроритмической организации архитектурного пространства
Роль цвета в выявлении масштабных связей интерьера
Основные термины цветовой среды









  Rambler's Top100  


Web дизайн и создание сайтов       Пользовательское соглашение

Карта сайта      Наверх