Web Дизайн. Уроки фотошопа, photoshop. Статьи о дизайне. Как создать сайт. Обучение дизайну. Фото. Гламурные галереи
Веб дизайн


Дизайн Форум


Про дизайн и web дизайн




Главная     Галереи Дизайна (29)




  Статьи о дизайне





  Галереи дизайна

Промышленный дизайн, графический дизайн, гламурные картинки, иконки, аватары.

  Помощь Дизайнеру!

Советы по дизайну. Философия, психология и трудовые будни дизайнера.



  Роль цвета в метроритмической организации
  архитектурного пространства



Композиционные приемы построения цветовой среды.

Читайте также:
Колористика
Материал как основа организации цветовой среды
Структурная значимость цветовой среды
Достижение целостности цветовой среды
Функционирование системы Человек - цветовая среда
Роль цвета в метроритмической организации архитектурного пространства
Роль цвета в выявлении масштабных связей интерьера
Основные термины цветовой среды

Роль цвета в метроритмической организации архитектурного пространства

Ритмическая организация пространственной структуры является действенным фактором эмоционального и эстетического воздействия на человека. По словам Гете, ритм "усиливает связи человека с действительностью". Человек не может существовать в неупорядоченном мире. Для того чтобы ориентироваться в массе случайных образов и форм, он пытается сгруппировать их по определенным признакам, выявить закономерности их повторяемости. Одной из таких закономерностей является ритм, источник которого заключается в самой жизни. Под влиянием биологических ритмов сложился ритм искусства. Но существует и обратная связь ритма искусства с ритмом жизни, связь многообразная. Воспитание и развитие природного чувства ритма обостряет реакцию человека.

В результате психофизиологических исследований было установлено, что музыканты и танцоры, у которых природное чувство ритма обострено обучением, оценивают временные интервалы и расстояния значительно точнее, чем люди других профессий. Особенно важным оказывается эмоциональное воздействие ритмов искусства на человека. Еще Аристотель и Платон указывали на связь ритма с духовной жизнью и эмоциональным состоянием человека.

Архитектура задает свои, очень действенные ритмы. Наше восприятие складывается на основе первоначальных ощущений. Органы чувств приносят нам данные о фактуре, форме, цвете отдельных архитектурных элементов, о характере отношений между ними, об источниках света и общих уровнях освещенности. Это - масса ощущений, отражающих свойства архитектурного пространства. Эти первичные ощущения неравнозначны по величине; одни более активны, действенны, другие - менее. Но, несмотря на разнообразие и множественность ощущений, предмет отражается как единое целое. Но восприятие не представляет собой простого конгломерата ощущений. В нем отражаются взаимоотношения различных свойств и частей, т. е. проявляется структура предмета. Закономерность выявления внутренних связей и является основой ритмизации внутреннего пространства. Категория "ритма" служит орудием выявления и познания, восприятия этой структуры.

В интерьере ритм выявляет композиционную структуру пространства, регулирует пространственно-временные изменения формы, создает основы для эмоционально-эстетического воздействия пространства на человека. Назначение интерьера, заложенная в нем идея, влияющие на формирование пространства и на выражение тектонической сущности, определяют и характер ритма. От количества элементов, составляющих ритмическую группу, от частоты повторения ритмических групп в интерьере зависят наши чувства: возбуждение или успокоение, радостная приподнятость или строгая уравновешенность. Но могут возникнуть и отрицательные эмоции. Причина их появления - чрезмерное количество ритмических элементов или групп, неоправданная длина метрического или ритмического ряда в интерьере. Возникает угнетающая монотонность, которая может стать вредной и даже опасной. Поэтому очень важна выработка оптимальных режимов ритмизации интерьера.

Специфика метроритмической зависимости в интерьере заключается в том, что каждый его элемент способен вести самостоятельную метроритмическую тему. В качестве элементов метрического или ритмического рядов могут выступать такие составляющие интерьера, как пространственные звенья, конструктивные элементы, отделочные материалы, светильники, мебель и оборудование, декоративные элементы. Следующая особенность - полифоничность метроритмической темы в интерьере. Поскольку метр и ритм в интерьере являются понятиями полифонными, то любой элемент интерьера может оказаться ведущим. Примером может служить интерьер промышленного здания. План производственного помещения чаще всего строится по законам метрического ряда.

Ячейки, образованные колоннами каркаса и горизонтальными балками либо пространственными элементами покрытия, представляют собой абсолютный повтор пространственных форм, т. е. в сопряжении объемов наблюдается метрическая зависимость. Но даже такая строго метрическая композиция может в пространстве развиваться по законам ритмического ряда. Это обусловлено тем, что особенности технологического процесса диктуют размеры, форму и принципы размещения оборудования. Поэтому, расставленные в соответствии с технологическими требованиями, группы станков и оборудования могут нарушить метрический характер интерьера. Различная степень точности работ требует различных уровней освещенности, и чередование в большей или меньшей степени насыщенных светом пространств может подчиняться уже законам ритмического ряда. Необходимость обеспечить уровни различения детали на фоне при различных видах работ диктует разные цветовые схемы, и цвет способен превратить метрический ряд в ритмический. Причем, поскольку световые режимы и цвет могут быть выражены математическими величинами, то полученные ритмические ряды могут быть рассчитаны.

Согласованность рядов между собой определяет целостность интерьера, поэтому очень важно, чтобы тема, заданная ведущим элементом интерьера, поддерживалась остальными элементами. В решении этой задачи ведущая роль принадлежит цвету. Задачи, решаемые цветом при метроритмической организации внутреннего пространства, чрезвычайно многообразны и специфичны.

Цвет способен:
а) перевести метрический ряд в ритмический;
б) ускорить восприятие и усилить воздействие метрического или ритмического рядов;
в) "сорвать" намеченный элементами интерьера метрический или ритмический строй;
г) единой полифонной темой связать элементы различных рядов.

Чтобы проиллюстрировать первое положение, рассмотрим в качестве примера монастырь в Ля Туретт архитектора Ле Корбюзье. Интересен он для нас тем, что тема ритмической изменчивости пространства проведена здесь полифонно. Здание капеллы, которое мы анализируем, состоит из геометрически правильного параллелепипеда основного зала и подсоединенного к нему через широкий открытый проем пространства боковой маленькой капеллы.

Итак, тема ритма намечается уже в столкновении правильной геометрии прямоугольного пересечения вертикальных и горизонтальных швов в основном зале с усложненной пластикой ограждающих стен маленькой капеллы. Подвижная пластичность этого пространства подчеркнута введением стенки-экрана, не доходящего до потолка и имеющего наклонные и вертикальные плоскости. Тема ритмической изменчивости, начатая пространственными ячейками, продолжается цветом. Цвет введен уже в первое пространство. Узкие горизонтальные ленты оконных проемов заполнены цветным стеклом и имеют интенсивно окрашенные откосы. Характер их расположения в плоскостях стен метричен, т. е. они имеют равные импосты и равные размеры. Но цвет введен ритмично - каждый из этих рядов имеет свой порядок чередования интенсивно окрашенных откосов - красный, синий, желтый, белый, и ряды окон северного и южного фасадов за счет этого получают различную ритмическую характеристику. Итак, первый объем решен на излюбленном этим мастером архитектуры приеме контраста нейтральной, ахроматической, почти белой поверхности стен и цветных интенсивных пятен оконного заполнения.

Ле Корбюзье так характеризовал свое кредо: "Уже в 1910 году я уверовал в освежающее и очищающее свойство известкового молока. Практика показала мне, что белизна сияет в полную силу, если окружить ее мощной цветовой гаммой. Увидев в железобетоне зародыш "свободного плана" (плана, освобожденного от оков стены), я пришел к архитектурной полихромности, формирующей пространство, создающей многообразие, отвечающей душевным порывам и способной соответствовать любым жизненным проявлениям. Полихромность соответствует полному расцвету жизни. Я повторяю - соответствует расцвету жизни". (Ле Корбюзье. Беседа со студентами архитектурных школ.

Второй объем имеет интенсивно окрашенные плоскости. Здесь в отличие от ахроматической строгости стен первого зала потолок и стена-экран окрашены в интенсивный желтый и синий цвета. Они задают стабильный цветовой ряд. В этом же помещении использован прием вариабельного и подвижного цветового ряда, сформированного круглыми световыми плафонами. Откосы плафонов окрашены в интенсивные цвета, цветное заполнение фонарей усиливает активность цветовых пятен потолка. Световые фонари завершаются коническими объемами, ориентированными на разные участки небесной сферы. Благодаря этому вводится еще одна возможность усилить активность ритмического ряда - задается попеременно меняющаяся яркость плафонов в зависимости от времени дня при постоянной яркости стеновых витражей основного зала. Мы можем встретить противоположные примеры, когда активные цвета, организованные в орнаментальную систему, создают метрический ряд, подчиняющий себе и затушевывающий ритмическую изменчивость архитектурных деталей. Метр, выявленный с помощью активного цвета керамической плитки в облицовке среднеазиатских сооружений, подчеркивает и подчиняет себе ритмический ряд оконных проемов, врезая их по принципу отчуждения в орнаментальную сетку фасада и переходя тем же правильным рисунком с плоскости стены на закругленную поверхность минаретов.

Цвет способен не только перевести метрический ряд в ритмический, но и предельно активизировать каждый элемент этого ряда, придав ему черты острой цветовой индивидуальности. В здании дворца правосудия в Чандигархе входное пространство композиционно выделено включением трех пилонов. Они имеют протяженность в глубину, но на фасадной плоскости читаются как три вертикали - простейший минимальный метрический ряд. Наличие трех элементов позволяет оценить характер этого ряда, характер отношений между элементами ряда и определить входную зону как архитектурное пространство, построенное по законам метра. Цвет резко меняет качественные характеристики этого ряда.

Цветовое решение, принятое для этого статичного, стабильного портала, совершенно неожиданно. Каждый из опорных элементов окрашен в свой спектральный цвет, в результате чего сформировалась цветовая триада "красный - зеленый - желтый". Это первый уровень воздействия цветовой схемы на человека. Попадая в образованное развитыми внутрь пилонами пространство, человек оказывается подверженным воздействию уже только двух составляющих цветовой триады. Новое цветовое впечатление опять достаточно неожиданно, так как узкое пространство прохода сформировано двумя отличными друг от друга цветными плоскостями. Человек оценивает свои впечатления по принципу тождества и различия между предъявляемыми раздражителями. Получив информацию о наличии трехполюсной композиции, только что имея перед глазами цветовую триаду, наблюдатель очень остро реагирует на изменение цветового строя, на исключение из поля зрения одного из членов триады.

Изменение цветом метроритмического строя архитектурного пространства способно повлиять на психологическое состояние наблюдателя. Это - принцип, использование которого можно проследить на примере очень многих интерьеров. Готика дает нам пример очень точно и тонко рассчитанного цветового воздействия, способного ускорить восприятие и усилить воздействие метроритмического строя архитектурного пространства. В готическом интерьере метрично расположение основных архитектурных элементов, геометрически правильна их форма. Но соподчинение отдельных пространственных ячеек проведено по законам ритма.

Пространственная структура готического собора, если рассматривать ее на примере пражского собора св. Витта, строится по принципу чередования разных по пропорциям и размерам пространственных ячеек. Отсчет этого ряда изменяющихся отношений начинается от входного портала. Переступая порог собора, человек оказывается в очень небольшом, соразмерном ему пространстве, отсеченном от нефа пологой аркой. Он ощущает размеры этого пространства, может коснуться боковой грани, легко воспринимает верхнюю точку арки. Арка имеет достаточную глубину, и образованное ею пространство воспринимается как первичная и исходная пространственная ячейка. А затем человек попадает в главный неф, огромный по сравнению с первой ячейкой, а ведь именно она дала и определила единицу отсчета, и человек оценивает свои последующие пространственные впечатления, отталкиваясь от первичного, привычного для него пространственного впечатления.

Итак, первая ступень контраста: входная арка - главный неф. Затем пространство средокрестия, резко контрастирующее с пространством главного нефа. Здесь пространственный контраст подчеркнут качественной сменой цветового воздействия. Пространство залито светом, белым и пропущенным через желтые стекла нижнего пояса окон апсиды, цветной свет витражей растворяется в потоках белого света. А затем резкий спад высоты - посетитель получает возможность проходить по относительно низкому пространству обходной галереи, идущей вокруг восточной апсиды, которая опять становится соразмерной человеку. Изменены и пространственные характеристики ячейки, изменен и принцип включения цветных стекол в витражную плоскость заполнения окна, т. е. здесь уже цветное витражное изображение занимает лишь часть заполненной белым стеклом плоскости.

Если искать примеры в доказательство тому, что цвет может сорвать, остановить развитие метрического или ритмического ряда, то можно опять возвратиться к дворцу правосудия в Чандигархе. Фасадная плоскость дворца представляет собою тему метрически повторяющихся жалюзийных солнцезащитных решеток, подчиненных шагу конструктивных несущих пилонов. Ряд этот метричен. В этой метрической теме появляется еще одна - тема метрического ряда, образованного непрозрачными экранами, расположенными в центре каждого шага солнцезащитных решеток. И вот здесь цвет срывает четкое развитие метрического ряда. Для части решеток выбран красный цвет, остальные имеют серо-зеленоватый декоративный слой. Красные панели, контрастно выделяющиеся в силу активности красного цвета, повторяются не с равными интервалами, а с меняющимся шагом, придавая метрическому ряду явно ритмический рисунок. В свою очередь та тема цветового решения пилонов, на которой мы останавливались выше, взрывает и исходный ряд фасадных плоскостей и производный от него ритмический ряд.

Цвет может продолжать в интерьере метрическую или ритмическую тему фасадов. Так, во внутреннем пространстве капеллы в Роншане продолжается та же тема ритмического ряда, которая была начата на фасадной плоскости амбразурами окон. Благодаря различной величине и форме оконные проемы сами по себе достаточно выразительные элементы ряда, но их активность еще усилена цветом витражей. Неожиданно вспыхивающие в глубоких амбразурах пятна цвета очень легки и подвижны. Подвижны благодаря тому, что витражные плоскости заглублены в большей или меньшей степени. Они создают удивительный оптический эффект, вибрируют из-за большей и меньшей степени удаленности от зрителя. Они очень активны еще и потому, что каждый оконный проем - это свой, неповторимый по графическому решению и по цвету светопропускающий элемент.

Зачастую цвет может решать несколько тем метроритмической организации интерьера, и наиболее характерный в этом отношении пример - интерьер готического собора. Анализ интерьеров собора св. Витта показал, что цвет здесь решает несколько задач одновременно: в пределах главного, входного нефа переводит метрический ряд витражей в ритмический, а в пределах средокрестия и алтарной части усиливает ритмическую значимость пространственных элементов.

Способность цвета связать единой темой элементы различных рядов хорошо видна на примере интерьеров киноконцертного зала "Октябрь" в Москве. Основную тему здесь ведут светильники, образуя два самостоятельных ряда. Первый ряд - повтор светильников-сталактитов из зачерненного металла в пространстве фойе, второй ряд-повтор квадратных рам подвесного потолка, экранирующих светильники. Элемент, связывающий эти два ряда между собой,- колонны, способные выполнять свою задачу благодаря контрастному в цвето-фактурном отношении декорированию их граней. Пластины темного полированного камня продолжают тему вертикалей. Противоположные грани, облицованные сколами светлого мрамора, читаются как заполнение темных рам и ассоциативно связываются с геометрией подвесного потолка. Ритмические закономерности цветового ряда, его активность и изменчивость наиболее полно выявляются при сопоставлении с четким метрическим рядом. Этот прием очень характерен для Ле Корбюзье. Он владеет им мастерски, пользуется им расчетливо и очень экономно. Какое бы сооружение этого архитектора мы ни взяли, постоянно встречаемся с приемом тонкого соответствия ритмически активной цветовой темы и правильной геометрии исходных архитектурных элементов. Достаточно вспомнить повтор оконных проемов в церкви монастыря в Ля Туретт или разный по размерам и пропорциям, но с сохранением правильной прямоугольной геометрии орнамент проемов капеллы в Роншане.

Еще одна особенность цвета как элемента метроритмического ряда заключается в том, что цвет может вести свой ряд и одновременно благодаря наличию соседних цветов может начинать новую метроритмическую тему.

Пример сознательного усложнения выразительности ряда за счет включения соседних цветов четко прослеживается в интерьере ресторана "Арагви" а Тбилиси. Авторы широко используют многие традиционные приемы народного строительного искусства и декоративного творчества. Один из залов декорирован войлоком и чеканными металлическими блюдами, размещенными на фоне декорированной войлоком стены. Войлок имеет неравномерную окраску от светло-серого до темно-серого цвета и создает изменяющиеся условия для восприятия металлических дисков, усложняя тем самым созданный ими ритмический ряд.


Читайте также:
Колористика
Материал как основа организации цветовой среды
Структурная значимость цветовой среды
Достижение целостности цветовой среды
Функционирование системы Человек - цветовая среда
Роль цвета в метроритмической организации архитектурного пространства
Роль цвета в выявлении масштабных связей интерьера
Основные термины цветовой среды






 


Web дизайн и создание сайтов       Пользовательское соглашение

Карта сайта      Наверх