Web Дизайн. Уроки фотошопа, photoshop. Статьи о дизайне. Как создать сайт. Обучение дизайну. Фото. Гламурные галереи |
|
Про дизайн и web дизайн |
Главная Галереи Дизайна (29) |
|
|
Композиционные приемы построения цветовой среды. Читайте также: Колористика Материал как основа организации цветовой среды Структурная значимость цветовой среды Достижение целостности цветовой среды Функционирование системы Человек - цветовая среда Роль цвета в метроритмической организации архитектурного пространства Роль цвета в выявлении масштабных связей интерьера Основные термины цветовой среды Функционирование системы Человек - цветовая средаРоль цвета в выявлении тектонической сущности пространства.Тектоническая выраженность внутреннего пространства определяется большим количеством социально-художественных и материально-технических требований. Но механическое выявление рабочей сущности конструкций еще не обеспечивает образно-художественную выразительность интерьера. Эстетические качества интерьера зависят от характера принятой тектонической системы и определяются суммой социальных и художественных представлений. Следуя им, автор облекает пространство в тектоническую оболочку, заставляя, по словам О. Перре, "звучать опоры" на фоне облегченной плоскости ограждения или подчеркивая массивность и пластическую гибкость стены, зрительно усиливая или уменьшая прочность несущих элементов. Одним из действенных средств выявления тектонической значимости отдельных элементов и цельной тектонической системы интерьера является цвет. В интерьерах любого архитектурного сооружения тектонические закономерности имеют конкретное выражение. Эта конкретность обусловлена наличием функциональных, конструктивных и эстетических требований в зависимости от назначения интерьера. Чем точнее осознан характер деятельности, тем оправданнее и закономернее становится выбор тектонической системы. В каждом конкретном случае назначение интерьера определяет границы активности тектонической системы и гамму цветов, способных выявить эту активность. При необходимости активизировать либо нейтрализовать тектоническую выразительность архитектурного элемента цвета выбираются дифференцирование с учетом их пространственной активности: Активные - Чистые спектральные цвета, с предельной насыщенностью и яркостью цветового тона, темные оттенки, полученные добавлением черного цвета, черный цвет. Нейтральные - Сложные, ломаные оттенки составных цветов большой светлоты и малой насыщенности. Пассивные - Светлые оттенки ахроматического цвета. Назначение интерьера зачастую оказывается настолько специфичным, а его функциональная программа настолько определенной, что, несмотря на степень активности примененной в интерьере тектонической системы, цвета выбираются из группы пассивных. Характерный пример в этом отношении - музейные здания, в которых условия визуального комфорта, необходимость облегчения цветоразличения вынуждают к применению нейтрального, чаще всего ахроматического тона. И как результат - большинство музейных зданий имеет серый цвет в качестве основного для экспозиционных зон. В музее Гуггенхейма экспрессивность внутреннего пространства задана контрастом симметричного объема основной экспозиционной зоны (эта симметрия подчеркнута геометрически правильным рисунком купольного витража) и асимметрично развернутой спиралью пандуса с вынесенным за его пределы балконом. Невысокая стенка, ограничивающая основную экспозиционную галерею, выявляет движение этой сильной и выразительной спирали, придает законченность композиции и даже при помощи пассивного цвета хорошо выражает тектоническую сущность этого музейного здания. В практике современного интерьера мы часто встречаемся с положением, когда для наиболее полного выявления усложненного тектонического принципа решения интерьера наиболее приемлемым оказывается ахроматическое цветовое решение. Это происходит чаще всего в сооружениях, где принята сложная геометрия пространства с применением пространственных конструкций со сложно изменяющейся кривизной. В этом случае ахроматический цвет дает возможность наиболее полного выявления геометрии пространства. Одним из ярких примеров является аэропорт архитектора Э. Сааринена. Сложный динамический трилистник изнутри воспринимается как цельное единое пространство, разрезанное лентами естественного освещения. Основное подкупольное пространство ахроматично, носителями цвета являются круглые пластины полированного серого гранита, утопленные в серый бетон. Цветовая тема начинается на втором уровне, где для пола выбрано красное ковровое покрытие. Но при восприятии интерьера от входного тамбура и с отметки пола входного аванзала красный цвет не попадает в поле зрения и не мешает восприятию элементов визуальной информации. Цвет начинает "работать" на втором, более интимном уровне, где организованы зоны ожидания, и перекликается с теплыми оттенками цветных тентов, выделяющих в интерьере пространство кафе. Цветовая схема интерьера может быть задумана как некая абстракция, но осуществляться она может только в мире реально существующих архитектурно-пространственных элементов интерьера. Сочетание цветов элементов создает архитектоническую систему, связанную со своей материально-конструктивной основой по следующим принципам: а) однозначному соответствию в строении систем; б) параллельности строения; в) контрастной противопоставленности. Нейтральная в цветовом отношении облицовка камнем колонн в туристском центре в Суздале или в ресторане "Минск" в Потсдаме, сохранение естественной древесины в опорах кафе "Вайдилуте" в Паланге - это пример сохранения исходных тектонических качеств опорных элементов, однозначного соответствия в строении систем. Параллельность строения можно проиллюстрировать интерьерами Ренессанс-центра в Детройте. Мы называем этот прием принципом параллельного построения, так как цвет здесь назначается избирательно, лишь для части конструктивных элементов. Конструктивная особенность этого сооружения заключается в том, что платформа несет на себе блок семидесятиэтажного гостиничного здания и четыре блока конторских зданий. Колонны, воспринимающие нагрузку от вышенаходящихся зданий проходят через пространство платформы и открыто выводятся в интерьер. Цветом выделены лишь периферийные колонны, несущие вес конторских зданий. Они отчуждаются цветом от остальных колонн - ядра несущих элементов, и каждая из них получает свой, отличный от других цвет - терракотовый, синий, оранжевый, коричневый. Все четыре колонны не воспринимаются одновременно ни из одной видовой точки, чем снимается пестрота и разбросанность цветовой схемы. Остальные колонны центральной зоны имеют ахроматический цвет и параллельно ведут свою архитектоническую тему. Колонны, поднимающиеся из водного зеркала бассейна, имеют развитые оголовки и ассоциируются со стволами деревьев. Их цветовая пассивность позволяет в зонах центра общения проводить свою самостоятельную цветовую схему, построенную на тонкой градации красно-оранжевых тонов, что было отмечено выше. Примером контрастного построения цветовой схемы, не совпадающей с конструктивным решением внутреннего пространства, могут служить интерьеры выставочного зала Гарвардского университета. В этом объеме конструктивной основой пространственной структуры Ле Корбюзье делает метрическую сетку колонн на фоне ограждающих стен криволинейного очертания. В этом интерьере он продолжает характерную для него тему контрастного противопоставления ахроматических и чистых открытых цветов. Для элементов, определяющих конструктивную особенность каркасной объемно-пространственной структуры, оставлен цвет бетона, т. е. для конструктивноактивных и конструктивно-важных элементов выбран пассивный светлый ахроматический цвет. В то же время функцию насыщения цветом выполняют экраны, создавая свой микромир в сетке ахроматических опорных столбов. Закономерности в построении определенной цветовой схемы, продиктованные особенностями примененной тектонической системы, легче всего прослеживаются в сооружениях с интерьером, построенным по принципу крупного, нерасчлененного внутреннего пространства, где принятая система разграничения отдельных функциональных зон не нарушает зрительной связи между частями внутреннего пространства. Цельные, нерасчлененные внутренние объемы интересны для нас еще и тем, что на их примере легче всего проследить характер выявления с помощью цвета тектонической системы в интерьере и экстерьере, совпадение или несовпадение ее цветовой выраженности. Примером разрыва единства тектонического принципа может служить Зал Столетий во Вроцлаве. Интерьер этого сооружения построен на выявлении опорных рам, широких арочных проемов, объединяющих подкупольное пространство с пространством нижнего яруса. Сила и мощь конструктивных элементов подчеркнута локальным цветом, но не выявляется во внешней структуре сооружения. Дворец собраний в Киото - пример противоположного решения этой же задачи. Для японской архитектуры вообще традиционно совпадение тектонических систем, разрабатываемых для интерьера и для внешнего объема. Графическая четкость фасадных плоскостей и плоскостей интерьера однозначна. Интерьеры зала в Киото показывают, что именно цвет способен выявить в интерьере основной архитектонический смысл сооружения. Графическая четкость, выявление каркасной сущности здания, решаемые на фасаде чисто пластическими средствами, в интерьере подчеркиваются введением небольших тяг открыто оранжевого цвета, распределение в пространстве которых придает интерьерам черты той же графической определенности. Помимо основной задачи, успешно решаемой цветом при выявлении общего характера тектонической системы, цвет способен решать и частные задачи, подчеркивая тектоническое своеобразие отдельных архитектурных элементов интерьера, что можно видеть на примере цветового решения декоративной стенки гостиницы "Ивериа" в Тбилиси. Эта стенка-экран, зрительно объединяющая входной вестибюль и обеденный зал кафе, конструктивно не связана с лестницей, но необходимость привлечь к ней внимание в процессе движения заставила активизировать ее. Средством отчуждения ее от конструктивной системы был выбран цвет. Черный цвет фона для цветных сколов витража и прочерчивает раму-обвязку витража, и четко отделяет его от светло-серых стен обеденного зала, от древесины подвесного потолка и мебели. При использовании цвета в решении частных архитектонических задач зачастую приходится отталкиваться от прямо противоположных предпосылок. С помощью цвета один и тот же элемент - несущая колонна - может быть превращен в нейтральный и, наоборот, в предельно активный элемент интерьера. Интерьеры зала ожидания киевского автовокзала построены на активном использовании керамической плитки. Выбор черной плитки как основного фона и ограниченное включение светлых керамических плиток определено темой и характером изображения декоративного панно. Для настенного панно был принят линейный ритм, построенный на подчеркнутой остроте силуэтов изображений, на прерывистом контуре, на преобладающей горизонтальности всех элементов изображения, на повышенном контрасте желтых, голубых, белых полос на черном фоне. Для колонн этого же зала была принята та же черная керамическая плитка, но уже с очень незначительным, точечным вкраплением светлого. Единство отделочного материала и цветового решения зрительно связало плоскость стены и колонны, включило их в систему настенного изображения. Интерьеры кафе "Гранат" и холла института электронной техники в Зеленограде дают нам пример прямо противоположного подхода. Основная тектоническая идея здесь - выявление конструктивной активности колонн - подчеркнута цветом. И небольшие квадратные устои шатрового покрытия кафе, и массивные колонны, воспринимающие нагрузку стен зала и служащие основанием для активного скульптурного рельефа, контрастно противопоставлены по цвету несомым элементам. Цвет способен решить в интерьере и такую тектоническую задачу, как уравнивание пластической активности отдельных элементов интерьера, объединение их зрительно в единое целое. Интересно решена эта задача в вестибюле административного блока Международного торгового центра в Москве. Великолепно подобранный мраморный набор зрительно укрупняет колонны, подчеркивая их монолитность. Графическое решение покрытия пола, введение темного мрамора в сетку крупного и лаконичного орнамента зрительно уравновешивает все ограждающие и формирующие пространство элементы. Читайте также: Колористика Материал как основа организации цветовой среды Структурная значимость цветовой среды Достижение целостности цветовой среды Функционирование системы Человек - цветовая среда Роль цвета в метроритмической организации архитектурного пространства Роль цвета в выявлении масштабных связей интерьера Основные термины цветовой среды |
|