Web Дизайн. Уроки фотошопа, photoshop. Статьи о дизайне. Как создать сайт. Обучение дизайну. Фото. Гламурные галереи
Веб дизайн


Дизайн Форум


Про дизайн и web дизайн




Главная     Галереи Дизайна (29)




  Статьи о дизайне





  Галереи дизайна

Промышленный дизайн, графический дизайн, гламурные картинки, иконки, аватары.

  Помощь Дизайнеру!

Советы по дизайну. Философия, психология и трудовые будни дизайнера.



  Достижение целостности цветовой среды





Композиционные приемы построения цветовой среды.

Читайте также:
Колористика
Материал как основа организации цветовой среды
Структурная значимость цветовой среды
Достижение целостности цветовой среды
Функционирование системы Человек - цветовая среда
Роль цвета в метроритмической организации архитектурного пространства
Роль цвета в выявлении масштабных связей интерьера
Основные термины цветовой среды

Достижение целостности

В пространственных структурах, отдельные составные части которых отличаются усложненной функциональной программой и как следствие, наличием нескольких функциональных зон, задача цветового построения соответственно усложняется. Наличие нескольких функциональных зон предполагает необходимость выявить отношения между ними, характер зависимости, первичность и вторичность, т. е. возникает необходимость в построении цельной полицентричной цветовой среды. Композиционный анализ цветовой среды, проведенный на стадии принятия решения, позволяет выделить главные и второстепенные пространственные звенья, обладающие различными функциональными и композиционными признаками, и сформулировать задачи, которые необходимо решить цветом в данном пространстве.

Цветовая среда, определенная полиструктурным характером пространства, строится проектировщиком из отдельных моноблоков, подсоединенных друг к другу, и отношения между ними приобретают характер отчуждения или неотчуждения. Последовательное применение выбранного композиционного приема приводит к достижению целостности проектируемой цветовой среды.

Пример отчуждения последовательно проведен в выставочном зале Гарвардского университета. Ле Корбюзье четко сформулировал функциональную задачу-необходимость обеспечить оптимальные условия видимости экспонируемых объектов - и создал для них нейтральную по цвету, ахроматическую центральную зону. Экспозиционный блок, сформированный из белых экранов и светлого холодного полированного металла,- первое, что встречает посетителей и становится точкой отсчета в оценке предложенной цветовой схемы. Окружающее пространство подключено к центру по принципу контрастного противопоставления. Это противопоставление идет и по линии светлотного контраста и за счет введения напряженных и ярких цветов на периферии. Тема светлотного контраста центра к периферии обеспечивается введением больших плоскостей черной и серой штукатурки в плоскость ограждающих стен, черной обивкой мебели. Тема контраста усилена и за счет введения на периферии пятен насыщенного красного и коричневого цветов, что подчеркивает контрастную отчужденность ахроматического центра. В свою очередь группа мебели с обивкой цвета охры смягчает предельную напряженность контраста между белым и черным полюсами.

Итак, увеличение контраста между цветовыми составляющими в пределах фона выявило обособленную роль пространственного центра интерьера. Эта же цель достигается, если тема усиления контраста используется в пределах группы цветов центра. Пример тому интерьеры берлинского зоомузея. Здесь уже экспозиционная зона представляет собой центр цветовой активности и противопоставляется ахроматичности периферийных зон. Активность цветового центра резко усилена увеличением количества цветов в пределах группы центра. Этот же прием достаточно убедительно доказывает тот факт, что наличие контраста между цветами группы центра (триада "красный-синий-желтый" в берлинском зоомузее или капелле в Роншане: противопоставление дополнительных - красных и зеленых в Международном торговом центре в Москве; контрастных цветов - оранжевых и фиолетовых - в рестонской школе в свою очередь усиливает активность цветового центра. Принцип неотчуждения реализуется в том случае, когда во всех моноблоках полиструктурного пространства используется аналогичный принцип цветового решения и целостность цветовой среды воспринимается человеком через тождество зрительных образов.

Последовательное применение принципа неотчуждения легко прослеживается на примере жилого интерьера финской фирмы Аско. В визуально связанных зонах этого жилого интерьера использован светлотный контраст. Для спальни цветовой ряд укорочен, в ней контрастно противопоставляются цвета темной коричневой мебели и светлой декоративной обивки стен и пола. Эта тема контрастного противопоставления больших, простых по форме плоскостей продолжается в общей комнате (книжный шкаф и журнальный столик - пол и стены). Функциональная зона отдыха строится по тому же принципу, развивая и трансформируя его. Мебельная группа этой зоны имеет два полюса в виде темного журнального столика и белой обеденной мебели, драпировочная ткань построена на тонком взаимном противопоставлении белого и коричневого цветов. Этот же графический прием использован в настенном декоративном панно.
Спальня в скандинавском стиле тоже лаконична и функциональна. Здесь также преобладают светлые тона и используются цветовые и тоновые контрасты. Скандинавский стиль легко узнать - это стиль свободы и света. И белый цвет здесь играет основную роль, а контрастные элементы декора являются эффектными композиционными акцентами.

Художественная выразительность тождественно решенных моноблоков цветовой среды повышается в процессе восприятия ее человеком. Динамическая подвижность цветовой среды как проявление сенсомоторной схемы зависит от восприятия пространства в движении. Кроме первой точки стояния, определенной положением дверного проема, маршрутными схемами и пропорциями помещения, существуют другие положения. В результате перемещений наблюдателя и отклонения оси зрения меняется площадь проекции цветовых пятен на сетчатку глаза и их характерные признаки. Таким образом, особенностью восприятия цветовой схемы архитектурного пространства является множественность позиций и ступенчатая перестройка восприятия цветовой группы. Возникает ощущение полюсности композиции, причем полюс постоянно сдвигается, проекции цветового пятна на сетчатку смещаются Так, в интерьерах Гарвардского университета цветовая схема построена на сочетании красного и синего цветов и их вариантной изменчивости.

Отдельные моноблоки обладают своими цветовыми характеристиками, т. е. преобладание размеров одного из названных цветов делает его цветовым лидером определенной пространственной зоны. Таким цветовым лидером входной зоны является красный цвет. Его ведущее положение определяется наличием больших плоскостей, покрытых красной эмалью, красной протравленной древесиной и красными вкраплениями в каменную массу декоративного панно входного вестибюля. На остальных уровнях мы встречаемся с примерами частичного удаления красного цвета из поля зрения и увеличения площади синих пятен, что определяет смещение центра цветовой композиции, Ренессанс-центр в Детройте дает нам пример реализации принципа неотчуждения за счет сочетания приема сохранения одного цвета для выявления оси движения с приемом нюансной растяжки цвета в отдельных точках пространства на основном графике движения.

Тема сохранения цвета здесь - использование красного цвета для входного узла центральной части туристского комплекса и для информационного узла в вестибюле. В обоих случаях использован красный насыщенный цвет, интенсивность которого увеличена искусственными подсветами. Этот цветовой повтор определяет начало движения человека в сложном пространственном комплексе. А затем от информационного центра поток посетителей направляется к внутреннему ядру пространства, и это его движение стимулируется введением в поле зрения, помимо активных красных, также оранжевых и желтых цветов. Цветовое разнообразие совпадает с изменением качеств среды в центральной зоне. Повышение освещенности за счет подключения системы естественного освещения к системе искусственного делает прием усложнения цветовой темы логичным и оправданным. Здесь, где оттенки легче воспринимаются, они дают представление о спонтанности в построении пространства, а изменение в размерах и геометрии отдельных зон поддерживается и выражается с помощью цветовой схемы. Ядро пространства, центральный ярус, выделено обилием цветных декоративных элементов - куполов над местами в кафе, гобеленов, декорирующих пространство зимнего сада. Примыкающий к центру ярус обходной галереи определен ахроматичностью бетонного покрытия опорных элементов, В периферийном ярусе опоры опять выделены цветом, что зрительно объединяет их в самостоятельный цветовой ряд и определяет композиционную самостоятельность концентрически расположенных ярусов. И еще раз красный цвет появится в конце маршрута как цвет привлечения внимания к лифтовому узлу.

Приведенные ниже примеры показывают, что принцип неотчуждения может обеспечиваться с помощью приема "цветового вхождения". В интерьерах Дома кино в Минске этот прием реализуется через использование цветового мостика и прослеживается при сравнении цвета витражей. В витражах Дома кино красный цвет является цветом-лидером центрального витража в зале заседаний, занимает значительно меньшую площадь в боковых витражах этого же зала и лишь точечным вкраплением входит в витражи лестничного холла. В жилом интерьере финской фирмы Артек принцип неотчуждения обеспечивается сдвоенным приемом. Цветовая гармонизация этого интерьера построена на принципе использования ахроматического светлотного контраста. Полюсами ряда служат белый цвет покрытия пола и стен, черный цвет мебели, экранов-перегородок, декоративных элементов. Светлотный контраст дополнен введением желтого цветового акцента, играющего роль цветового мостика. В каждой зоне принято свое отношение площадей белого и черного цветов, за счет чего достигается вариантность цветовой темы в отдельных точках единого пространства. От помещения к помещению меняются и характеристики желтого акцента, и размеры площадей, занятых желтым цветом.

В интерьерах Международного торгового центра в Москве прием цветового мостика несколько изменен. Здесь зона отдыха в центральном пространстве подчеркнута острым столкновением красного и зеленого цветов. Затем зеленый цвет теряет насыщенность и яркость, приобретает более сложный оттенок и используется в решении зоны отдыха у лифтовых холлов, а красный цвет становится основой колористического решения ресторана.

Тема повтора при реализации принципа неотчужденности может быть усложнена за счет использования психологических эффектов. Один из них - эффект последействия цвета. Тема эта тонко и последовательно проведена авторами гостиницы "Ленинград" в Ленинграде. Здесь основная цветовая тема первого и второго уровней общественной зоны определена открытым, чистым цветом гобелена, введенного в пространство лестничного марша. Синий колорит гобелена определил и синий цвет покрытия пола. На отметке входного узла синее ковровое покрытие, занимающее центральную часть пола и фиксирующее основную ось движения, переходит в покрытие лестничных ступеней и зрительно замыкается на пятне гобелена. На втором уровне островки синего коврового покрытия размещены по обе стороны от основного прохода, оставляя открытыми участки белого мрамора.

Синие и ахроматические пятна на обоих уровнях взаимно заменены, т. е. те участки пола, которые были носителями цвета на одном уровне, получили ахроматическое решение на другом, взаимно усиливая эффект последействия цвета и подчеркивая колористическое единство смежных зон. Примером использования эффекта узнавания в архитектурной практике могут служить интерьеры минского Дома литератора. Здесь для входного вестибюля, фойе перед зрительным залом и самого зрительного зала принята единая по композиции вертикально вытянутая панель витражного заполнения окна. Это пятно для фойе и зрительного зала сохраняет единые размеры и геометрию и отличается лишь рисунком и колоритом. В силу сохранения единой геометрической формы пятно сразу узнается и облегчает в каждом помещении процесс восприятия нюансных изменений цветовой среды.

С эффектом узнавания мы сталкиваемся при анализе росписей Дионисия и его приема вынесения интерьерных цветов на портальную плоскость и при рассмотрении опорных цветов в помещениях церкви Николы Надеина в Ярославле.

Единство цветовой темы, определяющее цветовую целостность архитектурной среды, проявляется в тенденции связать колористическое решение интерьеров и внешних фасадов одного комплекса. В этих случаях мы встречаемся и с примерами абсолютного тождества принятой цветовой темы и с реализованными возможностями ее вариантного развития.

Тема повтора в архитектуре городского зала в Бостоне выявлена через однозначное использование двух материалов - кирпича и бетона - и в интерьере и в экстерьере цветовые темы построены на сопоставлении красного и белого цветов. И в одном и во втором случае сохранено соотношение красного кирпича в массиве фасада нижних этажей, в покрытии пола и устройстве антресольных уровней в интерьере. А цвет и геометрический орнамент бетонных ребер фасада повторен в кессонах потолка и стенах. Для новой видовой точки меняется лишь соотношение площадей, занятых определенным цветом, меняется мера активности каждого из этих полюсов за счет активности второго.

Для административного здания архитектора П. Рудолфа принята та же концепция единства цветовой темы интерьера и экстерьера, причем носителем цвета и на фасадах и во внутренних помещениях является бетон. Но если городской зал дает нам пример тождества между цветовыми схемами интерьера и экстерьера, подчеркнутого координационной зависимостью между характером пластической обработки, графическим рисунком, то центр здравоохранения этого же административного комплекса - пример субординации пластических качеств одного материала. Здесь колористическая тема ахроматического бетона усилена пластической разработкой его поверхности. Пространственная структура этого сооружения достаточно сложна. Она построена на сочетании симметричных и асимметричных объемов.
Рисунок плана имеет криволинейную форму; западная часть корпуса пластически усложняется и переходит в прогулочную площадку, образуя полузамкнутое пространство внутреннего дворика. Главный, восточный фасад, симметричный и правильный по рисунку, обладает незначительной глубиной фактурного слоя с едва намеченным рисунком вертикальных рустов. Чем более активным по пластике становится фасад, чем более асимметричным, тем более активными становятся фактурные качества поверхности. Единой остается лишь тема противопоставления заглаженных горизонтальных бетонных тяг и фактурных участков стен. В интерьерах же фактурные участки стен группируются в орнамент. В полузамкнутом пространстве детской игровой площадки тема орнаментального пояса появляется на пилонах. Во внутренних помещениях этого сооружения, в частности в интерьере капеллы, авторы широко применяют правильный геометрический орнамент, построенный на изменении фактурной активности отдельных участков стен.

Еще с одним примером вариантной разработки цветового решения фасадов и интерьеров мы встречаемся в братиславской гостинице "Интурист". Здесь интерьеры и фасады разработаны с помощью единого колористического приема - столкновения открытых красного и синего цветов. Но различные условия восприятия в глубинном пространстве интерьера и на плоскости внешнего фасада определили разный подход к согласованию этих элементов цветовой схемы. Интерьер построен на чистом противопоставлении красного и синего цветов. Для фасада принят тот же синий цвет, а красный цвет растянут в нюансно измененную группу. Мягкая растяжка близких оттенков красного цвета очень тактично усилена применением рельефа на красных экранах ограждения лоджий и включением заглубленных тяг черного цвета.6). Рассмотренные выше примеры показывают, что целостность, прежде всего, проявляется в зависимости между композиционными особенностями цветовой схемы и функциональной программой сооружения.

Эта зависимость легче всего прослеживается при анализе работ одного автора. Сравнение цветовой темы интерьеров музея Гуггенхейма в Нью-Йорке и культурного центра в Сан-Франциско Ф. Л. Райта позволяет выявить следующую степень связанности: необходимость разработать ахроматическую, нюансную композицию для интерьеров, где нейтральная и спокойная цветовая среда - одно из условий визуального комфорта. Но культурный центр отличается от музея более гибкой функциональной программой, и это дает возможность сделать цветовое решение интерьеров более активным, ввести орнамент из анодированных и ярко бликующих металлических сфер при сохранении общего типа принятой цветовой гармонии. Сравнительный анализ одного класса сооружений (в данном случае аэровокзалов) показывает, что выполнение одной и той же функциональной программы может обеспечиваться различно организованной цветовой средой. Анализ интерьеров транспортных сооружений, где резко возрастает роль элементов визуальной информации, показывает, что одна и та же задача может решаться различными способами.

В волгоградском аэропорту это - использование активного красного цвета для планшетов-указателей. В ленинградском аэровокзале "Пулково" цветовая активность указателей усилена интенсивной подсветкой. В монреальском аэровокзале "Дорвал" с интенсивным и контрастным цветовым решением внутреннего пространства цель - привлечь внимание - достигнута ахроматическим, графическим решением указателей и рекламы.

И в каждом из этих случаев целостность цветовой среды обеспечивается связанностью отдельных элементов. Так, серый цвет ограждающих интерьер плоскостей в волгоградском аэровокзале позволяет дифференцированно подойти к решению рекламно-информационных щитов - сделать часть из них насыщенно красными, а часть - графическими черно-белыми. В то же время насыщенная цветовая гамма монреальского аэровокзала позволяет использовать лишь одну ступень - контраст черно-белых информационных щитов.

Достижение колористической цельности интерьера возможно лишь путем согласования частных архитектурных задач, причем характер их соподчинения друг другу, иерархической зависимости определяется эмоциональной и психологической значимостью интерьера. Эмоциональная определенность мемориального зала монумента героическим защитникам Ленинграда определила и область поиска на онтологическом уровне, и выбор композиционных средств. Задачи онтологического уровня предполагали здесь выбор материалов, обладающих единым сдержанным цветовым колоритом, и продиктовали включение в интерьер мрамора, гранита, бетона, бронзы, подсказавших художникам охристо-коричневый колорит смальтовых мозаик. Таким образом, первая задача, решаемая здесь цветом,- сохранение материального единства отделочно-конструкционных материалов с декоративным слоем смальты.

Колористический строй обеих мозаик близок, но не совпадает. Названное сочетание с небольшим включением белого цвета составило трагическую сдержанную палитру левого панно на входе при заданном графике движения посетителей. В силу нейтральности и цветовой сдержанности мозаичных панно в интерьере созданы условия для выявления цельности пространства.

Включение красного цвета в противоположное от входа мозаичное панно решило комплекс композиционных и социальных задач. Цветовая активность стены организовывала и направляла поток посетителей, решая параллельно психологическую задачу - перевод трагической темы блокады в тему мажорной звучности Победы. Выведение красного цвета в пространство зала - красные язычки пламени в гильзах-светильниках - подчеркнуло роль красного акцента, усилило его пространственное звучание и одновременно ввело в интерьер метрический ряд, выявляющий и подчеркивающий в силу контраста тектоническую значимость ахроматических памятных стелл.

Таким образом, полифоничность цветового решения интерьера достигается решением целого комплекса задач по выявлению характера тектонической выраженности, метроритмической организации и масштабной значимости интерьера.


Читайте также:
Колористика
Материал как основа организации цветовой среды
Структурная значимость цветовой среды
Достижение целостности цветовой среды
Функционирование системы Человек - цветовая среда
Роль цвета в метроритмической организации архитектурного пространства
Роль цвета в выявлении масштабных связей интерьера
Основные термины цветовой среды









  Rambler's Top100  


Web дизайн и создание сайтов       Пользовательское соглашение

Карта сайта      Наверх